Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / ВелоКараганда / Вокруг Иссык-Куля
 


ВОКРУГ ОЗЕРА ИССЫК-КУЛЬ
АВГУСТ 2008

 

"Обогнув" Иссык-куль, могу сказать для начала, что сделал я это отчасти из-за какого-то жизненного застоя в делах и мыслях, потому что было интересно узнать, что и как на другом, менее посещаемом берегу, потому что все, кому предлагал это путешествие – отказались под разными предлогами и просто потому, что я бродяга по жизни... К тому же за неделю до отправления я купил новый TREK-4500 и очень хотелось достойно прокатиться. Что я и сделал. Для начала на туристическом автобусе доехал до Чолпон-Аты (точнее до конечного пункта высадки пассажиров где-то за Бастырями) и оттуда покатился по дороге вокруг озера. Ехал как мог, но с утра и до вечера и особенно от дороги не отвлекался. Но интересные пейзажи, жанрики и, конечно, купания в озере служили замечательным поводом отдохнуть от педалей и порадоваться жизни...

Итак, в первый день (с 14-15 часов и до темна) сделал чуть больше 50 км и заночевал в Семеновке (прошу простить за неправильно указанный поселок в переписке). Но все по порядку. В автобус я погрузился совершенно без проблем, хотя готовился к худшему. Обошлось - все манипуляции свелись к демонтажу руля. Все остальное осталось в первозданном виде. Закрепив велик в багажном отделении, я спокойно расположился на указанном в билете месте. Сделаю же то, чего давно хотел. Путешествие началось!



Быстро разобравшись с вещами и закрепив их на багажнике, я двинулся в путь. Определенный план у меня уже был. Именно поэтому я стремился попасть в Григорьевское ущелье до вечера. Как впоследствии выяснилось, ехать в гору по той дороге невозможно. Но сил много и я забрался достаточно высоко. А потом наступил момент размышлений – пока я лез вверх, почему-то все экскурсионные автобусы были встречными – где и как я буду ночью… Палатка палаткой, но к встрече с местной фауной в виде всякой мелкой и крупной живности я как-то готов не был.

Потому под закатным солнцем я вернулся в поселок, встретил мальчишек на осликах (которые во время моего подъема, как и автобусы, спешили вниз). Обратил внимание на них, потому что своих осликов некоторые из них разрисовали под зебр – своеобразная экзотика для отдыхающих.

И вот первый сюрприз – оказывается за пределами курортной зоны проблематично снять комнату. Проехал весь поселок – никто не пожелал пристроить велотуриста… До Семеновки совсем недалеко – покатил туда. И все повторилось. Уже в последнем доме поселка, размышляя о перспективе заночевать в палатке, случайно нашел приют. Расположился в комнате без окон (хозяева ремонтировались) – быстро раскинув керемат и спальник начал «подготовку» к завтрашнему пробегу… Ночью шел сильный дождь, наводящий на невеселые мысли. С утреца они подтвердились и пару часиков я крутил педали под проливным дождем, потом небо начало постепенно светлеть, тучи превратились в облака и «жизнь помаленьку наладилась».

 

Надо сказать, народ приветливый, где-то даже скромный. Стоило только остановиться и достать фотоаппарат – народ начинал прикрываться ладонями и, смущенно улыбаться и исчезать. Но все радовались и приветствовали одинокого велосипедиста. Причину этого явления я понял несколько позже.

Оказывается, подобных туристов в окресностях Иссык-Куля немного, но встречаются. Правда, чаще предпочитают катиться по южному берегу. И еще одна правда – почти все они исключительно иностранцы (соотечественники предпочитают передвигаться в джипах с мигалками и сопровождением – местный менталитет, так сказать…). Жители вдоль дороги демонстрируют свои знания английского, я тоже включаюсь в эту игру и, улыбаясь, кричу «хай!» и «хэллоу!» бегущим вдоль дороги мальчишкам…

Так, тихо-мирно, глазея по сторонам и радуясь замечательному путешествию я доехал до «верстового столба» у поста ГАИ при въезде в город Тюп. Вашему вниманию предлагаю этот указатель с обоих сторон, уж очень любопытный столбик!

 

Вот тут я и задумался. Прямо как в сказке – куда же ехать далее… и в Алма-Ату (именно так, по древнему, написано) захотелось – на чарымские чудеса природные полюбоваться. Да и недалеко, в принципе! Но продолжаю путь, как и задумал – вокруг озера. Дорога от Тюпа до Каракола еще та! Темиртауская трасса отдыхает! А я по легкомыслию (всего 26 км между городами) не пополнил запас воды и – наказан «по полной». На трассе нет ни одного магазинчика и страдать пришлось до самого Каракола (бывший город Приживальск). Это повлияло на восприятие окружающих красот. И только литр пива, купленный в первом же придорожном магазинчике, вернул ощущение радостного путешествия. Правы ребята на форуме – вода и пиво в дороге вещи разные. Оптимизм вернулся и по скорому миновав город еду дальше. Хочется природы, хочется купаться… Но в этот день пришлось обойтись водой только в бутылках и в виде утреннего дождя. Ночь наступает быстро – как только солнце уходит за горы. И вновь проблемка с ночевкой. Южный берег – не место для цивилизованного туризма. О сдаче в наем комнат никто и не слышал. Но вновь повезло – я устроился в большущей комнате на втором этаже кафе, где после трудов отдыхали работники этого самого кафе (до их родных селений многие километры, а с утра снова работа…). И снова – керемат и спальник. Пока раскладывал свою постель, за мной с интересом наблюдали. А также делились рассказами о других велосипедистах, проезжавших через поселок и даже останавливающихся в их заведении – не я один такой…

За день в общей сложности проехал 148 км. до Покровки. Велосипед ведет себя замечательно – никаких проблем. Только с каждым новым километром 20- 25 килограммов груза превращаются в тонны, да пятая точка о себе забыть не позволяет!

Встаю с солнцем и сразу в путь. А в поселке уже жизнь вовсю идет – скот пастухи собирают, у автофур идет борьба за пустые ящики под яблоки, бабушки на лавочках перед своими домами сидят…

Буквально через десяток километров дорога выходит к озеру. И в первом же красивом месте останавливаюсь. Купаюсь в чистейшей, по утреннему прохладной воде – до чего же здорово! Нарадоваться не могу… Уже несколько раз в воду заходил – и мало. Дно – большие камни, вода настолько прозрачна, что дно видно через многометровую толщу. Пытался донырнуть, казалось – не больше 2- 3 метров – но уши закладывает на глубине 4- 5 метров. А дна не коснулся!

Места красивые. Малолюдные. Чистые. Между поселками Тамга и Тосор есть замечательная бухточка и песчаный пляж. В этом месте меня догнал американец, тоже путешествующий на велосипеде и тоже в одиночестве. По-русски он фактически не говорил (как и я на английском). Поэтому я сумел только понять, что едет он из Каракола в Бишкек и ему это путешествие «в кайф». После купания мы расстались.

Вдоль берега ехалось и легко и интересно. Постоянно менялись ландшафты. Всегда под рукой было целое огромное озеро воды. И всегда можно было подъехать и искупаться, что неоднократно и делалось. Процедура и сама по себе очень приятная и жаркий день не так утомлял. Этот день стал, пожалуй, самым насыщенным.

 

Но всему приходит конец. За поселком Топ дорога уходит от берега и огибает несколько высот. На карте они выглядят совсем не страшно. Практика же показала, что мелочей в подготовке не должно быть и подобные перепады высоты стоит учитывать. Были любопытные моменты именно на этом участке пути. Если верить своим глазам и своему же вестибюлярному аппарату, дорога идет вниз под весьма приличным уклоном. Но на деле приходится из последних сил крутить педали. Положение звездочек 2-4 быстро становится 2-3, а потом и 2-2. Язык на плече – мозги закипают от непонимания… Несколько раз останавливался и тупо рассматривал тормозные колодки на колесах, полагая, что именно они в одночасье стали причиной больших усилий и медленной скорости. И так продолжалось километров 20-25. За поселком Аксау я окончательно устал, погода испортилась – поднялся ветер и заморосил мелкий дождь, но не это было главным препятствием – дорога явно уходила ввысь! Жилье, по традиции южного берега, никто не сдавал. Зато встретил местных малотрезвых мужчин, которые перегородили мне дорогу на манер «кавказкой пленницы» и решительно потребовали «проездные» так как им срочно необходимо «догнаться»!!! Удивительно, но факт – оказывается местное население умеет догоняться на смешные суммы в 15-20 сомов (50-70 тенге или 10-12 рублей, кому как проще представить…). Был еще один веселый момент. Пока ехал встречал объявления о гастролях девчачьей группы а-ля «Spice girls» местного розлива. Посмотрите сами и убедитесь в этом:

Но побывать на данном концерте мне не светило. Зато уже светила луна и прямо намекала на поиски ночлега.

Последние на сегодняшний день 5- 6 километров я смог преодолеть только пешком – крутой подъем на перевал и день пути сделали свое дело. Кульминация! Дополз до точки уже в полной темноте. Вниз к поселку ехать 10 км не стал и договорился с хозяевами юрты, в которой торговали (на мое счастье) водой, напитками и нехитрой снедью, поставить свою палатку рядом. Предупредили, что вокруг бродят волки и ползают змеи… Спокойной ночи, так сказать. Пяти минут хватило, чтобы выпить бутылку воды с орехами-курагой (запас вез из Караганды и, надо признать, именно он стал основным продуктом питания), раскинуть палатку, разобрать вещи и приготовиться ко сну. Дождь продолжал накрапывать и я положил велосипед на землю и накрыл палаткой. Получилось очень неплохо и предусмотрительно. Потому что в середине ночи дождь перестал баловаться и пошел по-серьезному.

 

На рассвете у осадков наметился маленький перерывчик – воспользовался им и за те же пять минут все собрал, упаковал, закрепил. Упаковался сам в плащ и под вновь пошедшим дождем осуществил замечательный спуск – ровно 10 км, за которые я ни разу не крутанул педали! А скорость даже с торможением была 30-40 км/час!!! Супер и своеобразный подарок за вечерние мучения… Да - за прошлый день я прошел и проехал 125 километров.

Получается, что фактически каждое утро начиналось с дождя. Но через пару часов ветер разгонял облака и тучи и начиналось испытание на стойкость к солнечному излучению. Маленький совет – перчатки не оставляйте дома, а то без рук можно остаться. У меня долго еще кисти рук белели облезшей кожей. И пейте – вода источник жизни и 4- 5 литров в пути не предел (а пиво – не только жажду утоляет, но и является своего рода допингом, после которого катиться и легче и радостнее). Но вернусь к дождю. Этот день был днем дождей. С дождя утро началось, а когда я доехал до города Балыкчи, понял, что сегодня я еще побываю под водой, но не в озере. Но об этом – через несколько строк.

Когда уже виден был город, мне навстречу выехал еще один велосипедист при полном «параде». Оказался москвичем и мы пару-тройку минут поговорили. О том, что его ждет на маршруте, об экипировке и снаряжении. Пофотали друг друга, пожали руки и с пожеланиями доброго пути разъехались каждый в свою сторону.

Дождь не заставил себя ждать. Вместо купания в озере меня ждало купание в дорожной грязи. Это был сильнейший ливень – в течение полутора часов я ехал фактически под водой. Промок до костей уже через минуту и решил, что прятаться бесполезно и высохнуть я смогу и на ходу при условии окончания дождя. К тому же спидометр утонул, показав перед смертью мои проеханные километры в последний раз (получалось, что с утра я проехал до Балыкчи 80 км), дальше я ориентировался по верстовым столбам, благо на этом участке дороги они все на месте. Неоднократно высыхал и неоднократно же промокал до последней нитки – вот такой день задался…

Данный участок дороги очень опасен – машины идут сплошным потоком. Для примера, я не мог перейти на другую сторону дороги, чтобы сфотаться с прекрасной русалкой на камне больше пяти минут – вот так то! И еще, снимок – предупреждение. Авария - две машины вдребезги и ослик с повозкой. Без комментариев…

До Чолпон-Аты я не доехал около 15 км. Но, собственно, так и задумывал – перед последним (может быть) днем своего путешествия хотелось нормально переночевать, да и назрела необходимость зарядить все от сотки до накопителя для фотографий. Чем ближе к курортной зоне – тем меньше проблем с выбором жилья. Комнаты сдаются «направо и налево». Вдоль дороги стоят люди с табличками «сдается комната» и подбегают к каждому остановившемуся авто, предлагая свои услуги. Цены за комнату или, точнее, койкоместо, совсем не кусаются. В среднем – 150-200 сомов. Так что за кровать и электричество в тот день волноваться не пришлось.

В тот вечер произошла еще одна встреча с велотуристами. Их спины я заметил километра за три перед собой, но гнаться не стал. Через некоторое время стал замечать, что расстояние между нами сокращается – два туриста ехали гораздо медленнее меня. Догоняя и объезжая их, невольно напугал иностранцев (два одинаковых велика с одинаковым снаряжением и, как мне думается, с гербами Швеции на сумках). Так вот, обхожу второго и радостно здороваюсь! Реакция совершенно неожиданная – дикие испуганные глаза и такой же дикий вираж, испугался, что он не удержит велик и вылетит с дороги… К первому подкатываюсь уже с опаской – реакция такая же!!! Оставив их пугаться дальше одних, проехал еще пару десятков километров, попал под пару дождей, плотно перекусил в придорожном кафе (в этой зоне их великое множество – выбирай по меню и свободно, вместе с велосипедом, располагайся…), выбрал уединенное койкоместо (комната на 5-х была в полном моем распоряжении) и отметил проеханные за день 145 км сном на скрипучей деревянной кровати…

Утро принесло прекрасную погоду, светило солнце и на душе начинался праздник – я сделал ЭТО! Проехал один вокруг большого и красивого озера. Проехал неожиданно для себя всего за три с половиной дня… С этими мыслями прокатил оставшиеся километры, разбудил телефонным звонком своего друга и зарулил в «сад камней», что находится на въезде в Чолпон-Ату за старой взлетно-посадочной полосой.

 

 

Немного побродил среди знаков древности и поехал дальше – по взлетной полосе с ветерком! Надо сказать, есть у шин BONTRAGER особенность одна (шины прекрасные и для подобных путешествий по дорогам с разнообразным покрытием и без него зарекомендовали себя только с лучшей стороны) – при определенном сочетании скорости и ветра они начинают издавать в буквальном смысле вой от которого шарахаются лошади и разбегаются нервные люди. Крутой спуск по взлетной полосе – скорость за 50 – ветер свистит в ушах – а уж шины воют никак не тише самолета на взлете! Несколько местных жителей, спешащих поутру на рынок, бегом на приличной скорости покидают полосу и, по их лицам видно, что они испуганы и ничего не могут понять!

Настроение – лучше не придумаешь. До автобуса осталось половина дня, а потому настало время расслабухи и купаний! Плавал на разных пляжах: в Голубом Иссык-Куле, на Золотых песках, еще где-то в Бастырях, на пляже бывшего дома отдыха компартии Киргизкой ССР. Кроме последнего, пляжи оказались переполненными отдыхающими и бытовым мусором – после чистейших и пустых пляжей южного берега было очень неприятно и даже плавать особенно не хотелось.

 

Потом отобедал как положено, а не на бегу водой с курагой и стал ждать приезда автобуса из Караганды. Так как я не мог знать точное время путешествия – билет обратно не покупался. И теперь все зависело от наличия свободных мест. Впрочем, эта тема меня не сильно волновала. Не будет мест на этом автобусе – через день будет другой… А покататься недалеко и отдохнуть классическим способом тоже не помешает. Благо путешествие по деньгам оказалось совсем недорогим… Но места нашлись и я без проблем загрузился. Теперь нас с велосипедом уже повезут – домой.

 

 

Вот так. Общий результат – 550 километров за три с половиной дня + масса впечатлений и тихая радость и где-то даже гордость за себя, что сделал это!

автор текста и фото - Борис Копылов
«Я сделал ЭТО!» brbs@ bk.
ru

 


©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2023
Перепечатка материала - только с указанием источника