Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / проекты / текущие / "ВелоКараганда" / Алматы - Иссык-Куль 2009
 


АЛМАТЫ - ИССЫК-КУЛЬ
ИЮЛЬ 2009

 

Описание данного велопутешествия будет состоять как бы из нескольких частей, потому что на разных участках пути был разный состав участников и, соответственно, разные впечатления. Два человека прошли весь маршрут от начала до конца протяженностью 1034 километра – это Сергей Кулаков и Борис Копылов, 157 километров от Алматы до поселка Нура с ними был Дима Ругис и от Каракола (Пржевальск) до Балыкчи – Рая и Володя Пташник.

Итак, начну. Разговоров в среде карагандинских велосипедистов о новой поездке вокруг озера Иссык-Куль было предостаточно еще после моего прошлогоднего одиночного пробега. Были желающие сделать это в кампании, состав желающих то увеличивался, то уменьшался… Постоянными оставались только мой друг Сергей Кулаков и я сам. Неожиданно за несколько дней до отправления (уже были куплены билеты на поезд до Алматы) к нам присоединился Дима Ругис – фотограф и велопутешественник из Сарани – с предложением доехать до южной столицы на его машине, оборудованной для перевозки велосипедов. Так мы и поступили. И в субботу 11 июля все участники встретились на выезде из города у православного храма, уложили велосипеды и отправились в путь.

До дороге в Балхаш было сделано две остановки в интересных местах – у гор Бектау-Ата и у старого мавзолея.

Ночевали в придорожной пыли недалеко от дороги. А, не доезжая Алматы, впервые увидел, как лошади и ослики «купаются» в пыли. Прямо, как собаки…

Приехали около 13 часов в Алматы и еще пару часов плутали в путанице дорог, пока, наконец-то, не добрались до нужного места и поставили машину на долговременную стоянку. Собрали велы и двинулись в путь. Время было уже достаточно позднее – мы немного выбились из запланированного графика и пришлось отменить посещение вело и фотомагазинов. До Талгара добрались к 19, очень медленно – в гору, зато потом часовой спуск на скорости в 20- 25 км и ночевка в поле, совсем недалеко от дороги, прямо посреди кустов конопли, на полпути до Есика.

Ужин, сон, завтрак… И поехали дальше.

День был хороший. С утра пару часов до Есика и Тургеня ехали опять в гору, скорость около 10 км/час, а потом дорога поворачивает от гор и, по доброй традиции, катимся даже против ветра с приличной скоростью 25-30, но смотреть на этом участке дороги совершенно не на что. Так и ехали…

Примечательным было купание и стирка в арыке – холодная вода по бетонному желобу несется с невероятной скоростью! Сергей упустил недостиранный носок, а все остальные вполне успешно помылись-освежились, потому как часов до 15 солнце палило нещадно. А потом все изменилось – небо затянуло и подул сильнейший преддождевой ветер. Мокнуть очень не хотелось и мы нажали на педали, надеясь встретить по дороге какое-нибудь укрытие от дождя. В этом занятии нам очень сильно помог попутный ветер и, разогнавшись до 30-35 км/час, мы доехали до поселка (а может и города) Чилик. Вечереет и ищем место под стоянку – съехали с дороги за поселком Нура и через большое подсолнуховое поле – к арыку, здесь и расположились.

Теперь о неприятном. Днем Сергей пробил две камеры, а Дима на последних метрах умудрился отломать супер. Вечером, пока я устанавливал палатки, ребята занимались ремонтом. Дима укоротил цепь и сделал свой вел односкоростным. Он подумал, что поломка не позволяет ему продолжить пробег и решил покинуть нашу экспедицию – утром он поймает на трассе попутку и благополучно вернется в Алматы. Дальше мы поедем вдвоем.

Вторник можно назвать днем «10 км/час». Все время в гору, пусть уклон и не слишком крутой, но постоянный и не позволяющий увеличить скорость. Кокпек – последний населенный пункт по дороге до каньона Чарын (или Шарын, как в последнее время пишут во всех книгах). Поселок совершенно маленький и не примечательный. Вся жизнь происходит на небольшом пятачке с кафе и несколькими магазинчиками и киосками. Запасаемся водой и пищей на пару дней. Выезжаем дальше. Нас ждет встреча с Долиной Замков в Чарынском каньоне – уникальном месте, чуде природы.

Почти 70 километров проехали с утра. Небольшие придорожные остановки на «передых». Купания в ручьях и водонапорных колонках. А, собственно, ничего примечательного – постоянный подъем, выматывающий и травмирующий рассудок (ведь кажется, что дорога идет вниз). Сергей назовет это явление «аномальным спуском» - к нему мы так до конца путешествия и не привыкнем. Приближаются горы Торыайгыр. На повороте стоит непримечательный указатель на Чарынский каньон и если бы Дима не предупредил о нем – могли и проехать мимо. Но заметили и едем… Дорогой это назвать невозможно – булыжник, щебень, песок и, очень малоприятная, набитая колесами машин «гребенка»… Вытрясло всю душу и тело заодно. И ничего, указывающее на приближение каньона. Так, в сомнениях, мы проехали за час 10- 12 километров. И только тогда увидели КПП перед самым каньоном. За въезд на территорию национального парка надо платить по 300 тенге с человека. И вот мы стоим на краю каньона – слов нет – красота!!!

Жаль, что солнца нет и все блекло и пасмурно… Но, не удержавшись, начали фотать! Решили спуститься в каньон и заночевать на берегу реки, а утром с восходом солнца будем снова снимать это чудо.

Чарын шумит ого-го как! Так под эти звуки, отужинав приготовленным Сергеем классическим походным блюдом «макароны с тушенкой», пытаемся спать. Ночью начинается дождь и мы срочно накрываем велосипеды и палатку тентами. В спешке забыли про остатки от ужина (печенье, конфеты и еще что-то «чайное») – оставили пакет висеть на ветке. Наутро находим только разорванный пакет – и ни одной печеньки-конфетки… Своеобразная дань местной фауне. О фауне – пока мы еще никого из «опасных» не встречали, только несколько тел мертвых гадюк на дороге. Часом позже я впервые за это путешествие встречусь с живой гадюкой, греющейся после холодной ночи на камне. Никаких проблем и инцидентов – просто спокойно и медленно обхожу ее.

Итак, утро и мы убеждаемся – каньон можно снимать только при ярком солнце. Выглядит все просто фантастически!

А потом, после всей этой красоты, опять 10 км ужасной дороги до трассы, где нас будут ждать два больших спуска (к реке Чарын и после перевала к Кегену), вся остальная дорога – постоянный подъем.

Прямая дорога на перевал закрыта – там стоит запрещающий знак и мы делаем поворот на Аксай. Придорожное кафе образца 90-х годов – обед. И едем дальше. Перевал фактически прошли пешком, попали под дождь. Точнее – ливень. На самой высокой точке перевала стоит несколько юрт– кафешек, приглашают «вкусить» местной пищи, но это не входит в наши планы – и мы летим на приличной скорости по спуску к Кегену. Проезжаем город и через несколько километров уходим с дороги по высохшему руслу небольшой речки – здесь поставим палатку.

Небольшое отступление с информацией для тех, кто собирается ехать по этому маршруту. До сих пор, за исключением дороги до Чарынского каньона, асфальтовое покрытие дороги вполне приличное. И сотовая связь работает фактически на всем протяжении трассы. А вот на участке Нура – Кеген водой и пищей можно запастись только в двух местах (Кокпек и Аксай), так что мы (точнее – Сергей) везли с собой приличный запас дополнительной питьевой воды.

Но вернусь к нашей ночевке. Усталость начала давать о себе знать – ужинали по минимуму консервами – и спать… Ночью было сыро и холодно и потому натянули на себя всю теплую одежду.

Утро. Солнце встало и мы выдвигаемся к дороге. Едем к пограничному пункту. За поселком Каркара дорога заканчивается и начинается булыжный кашмар. Километров 10-15. На этом участке, буквально за пару километров, когда уже был виден пост, пробиваю камеру. Менять под сильным дождем не стал – дотащил вел на руках до поста и пока Сергей узнавал, как правильно надо переходить границу, меняю камеру под козырьком у пограничников.

Никаких сложностей при переходе границы нет, стоим в общей небольшой очереди машин, символические вопросы о наличии наркотиков и оружия – и мы на киргизской стороне. Плохо заклеенная камера подвела и первые метры по киргизской земле качу вел на спущенном колесе.

Дождь утих и я решаю заменить не только камеру, но и покрышку – было предположение, что и ее пробил на тех булыжниках. И вот распаковываю запасную покрышку (старая BONTRAGER за год эксплуатации безпроблемно пробежала 5300 км – честь и хвала ей за это) и с первых же метров еду по Киргизии обновленным! Снова по булыжникам, против сильного ветра, но под гору. Хотя жаловаться не стоит – эта часть путешествия была вполне приемлемой. Дождь - даже ливень - утром и такое же явление вечером…

В районе поселка Талды-Суу встретили байкеров. Человек 10-12 двумя группами ехали нам навстречу. Может на байк фест на Балхаш? Их байки были оборудованы весьма солидно – дополнительные навесные сумки и, что примечательно, почти каждый вез по нескольку запасных покрышек – признак серьезного подхода к дальнему путешествию.

Примерно за 15- 20 километров до Тюпа булыжники чудесным образом превращаются в новый асфальт. Делают дорогу! После почти 90 км неописуемых внедорожных дорожных страданий ощущения просто волшебные. Но последователям – предупреждение: дорога эта долго не продержится – уже появляются провалы и трещины…

Пытаемся дозвониться до Пташников – Раи и Володи, с ними мы договорились встретиться 17 июля в Караколе (Пржевальск) и продолжить дальнейший путь уже вчетвером. А пока – усталый и несколько злой Сергей (были на то причины), влажное место для ночевки и консервы с пивом, купленные с огромными усилиями за тенге в одном из магазинов Тюпа (предупреждение – обменные пункты есть только в Караколе, а местные продавцы на тенге продавать ничего не желают).

Все. Устали. Спим.

Ночью шел дождь. А так все – как обычно.

Прибыли в Каракол, обменяли деньги и даже успели до встречи поесть в кафе – о чем давно мечталось и очень даже хотелось: посидеть на стуле за столом со столовыми приборами и салфетками… Настроение улучшается и жизнь налаживается!

Тут же – в двух шагах от кафе – встречаем и наших новых попутчиков. Непродолжительные сборы – и в путь. В поселке Жеты Огуз встречаем двоих россиян – парня и девушку – уже спустившихся с гор. На велах, конечно… Они счастливы и довольны – катались в горных снегах! Короткий разговор, поделились информацией и дальше – нас тоже ждут горы (правда, не такие снежные и высокие).

Популярное и красивое место – река, пасечники мед собирают и продают, раздвоенная гора, которую называют «разбитым сердцем» (местные легенды для туристов). А горы эти действительно удивительно красивы и необычны!

Еще двоих велосипедистов – импортных – встретили в доме отдыха. Но с ними даже не поговорили. Побережье Иссык-Куля по-прежнему популярно и привлекательно для велотуристов!

Дом отдыха Жеты Огуз предоставил нам возможность (за сомы, конечно) поплавать в их радоновом бассейне. А потом мы поехали в горы. Так как выше – заповедник – стоит шлагбаум и парни открывают его за деньги. Проехали, выбрали укромное место и развели настоящий костер. Приготовили пищу и чай. Разговаривали и строили планы на дальнейшее путешествие. Да и просто дышали удивительным воздухом и радовались, что оказались в этом месте!

Ночь была холодной. К восьми часам все собрались и поехали вниз. Вниз ехать всегда легко и приятно, не то, что вверх… Легко добрались до основной дороги (спуск от места ночевки составил 19 км). Очень хочется, наконец, добраться до вод Иссык-Куля и поплавать. А заодно устроить «парко-хозяйственный день». Без проблем докатили до Покровки и на часик-другой обосновались в кафешке при дороге. Началось исследование местной кулинарии. Надо сказать, что Сергей любит вкусно поесть и к тому же сам хорошо готовит. Но также надо с благодарностью отметить, что с появлением в группе Раи «классическое походное блюдо от Сергея «макароны с тушенкой» отошли на второй план и наша кухня стала более разнообразной – мы вкусили каш и супов… Так вот - каждая остановка в кафе посвящалась исследованию меню и сравнению приготовленных блюд. Везде готовят лагман – и везде он разный, а ведь есть еще и много других блюд…

Добрались до «моего» места – первая открытая вода, где можно поплавать. Красивое место, большие камни-окатыши, чистейшая вода… Как и планировали, купались-стирались… Радовались…

Еще один непродолжительный переезд и мы на пляже у Тамги – вода холодная, но все равно искупались. Раскинули лагерь прямо на пляже и так как дорога и несколько домов отдыха находились рядом, решили дежурить по очереди. Мои часы с 2 до 4: небо чистое и звезд немерено – смотрел и смотрел… Вспоминая уроки астрономии и пытаясь найти созвездия…

Вышло солнце и напомнило, что кожа уже стала подгорать. Спасаюсь кремами – и еще одеждой, лишний раз стараюсь ее не снимать.

Сегодня уже воскресенье – 19 июля – и все мы решили устроить «легкий день». Поедем часов в 12 и только до поселка Три (или Тонг – пишут везде по разному). Дорога идет вдоль берега – будем купаться и загорать. В Тамге с утра уже искупались – вода по-прежнему холодит и бодрит.

Как отъехали, буквально через 7- 8 км повернули на озеро по указателю «Тихая Бухта». И не прогадали! Удивительно красивое место. Прекрасное купание, песок и немного камней, а вот людей нет!

Еще есть совсем недалеко при дороге интригующее место – забор, каменные юрты, удивительные, как из восточных сказок, виды внутренних площадей… Долгое время мне говорили разные люди, что это какой-то «экологический центр». Увы, все банальнее – Аллам Ордо (так называется это место) – оказалось частной собственностью большого человека из Бишкека. Но внутри действительно все немного похоже на сказку – не хватает только чинно расхаживающих павлинов и людей в старинных одеждах в чалмах и туфлях с загнутыми носами… Но, полагаю, как только закончится строительство – они обязательно появятся.

В этот раз мы остановились ночевать прямо на берегу. И снова мне выпало дежурить под утро. Звезды, млечный путь, огромные волны, которые после восхода луны стали менять направление – все здорово! Под утро волны становились все больше и больше. С шумом обрушивались они на берег все ближе к нашим палаткам. Еще немного – и я был бы вынужден поднять тревогу! Но обошлось.

В тот день мы встали рано. Искупались на большом песчаном пляже перед тем, как отъехать от озера. В центре Бокенбаево увидели старый, но ухоженный Дом Культуры с обалденным барельефом на фасаде «Клуб колхоза имени Ленина» и бюстом этого самого товарища Ленина! Надо сказать, что все старорежимные бюсты и памятники в Киргизии стоят на своих прежних местах и за ними тщательно ухаживают – белят-красят и не ломают по ночам…

А нам предстояло преодолеть перевал. Долгий изматывающий подъем под палящим солнцем – серьезное испытание. На самом перевале стояли все те же прежние - прошлогодние - юрты. Девочки готовят курт. Пока поджидал отставших ребят, разговорился с ними. И одна из девушек вспомнила одиночку-велосипедиста, ночевавшего в прошлом году у их юрты! Вот такая приятная неожиданность! Можно даже сказать – всенародная память…

За подъемом – спуск. Здесь нет равных Володе с Раей. Мы с Сергеем едем осторожнее – на тормозах. Я опасаюсь повторения весенних падений, из-за которых до сих пор сильно болит кисть правой руки, да и синяки еще не прошли… Доехали до самого Кара-Тоо, точнее - прямо до столика в кафе. Само собой, кулинарные изыски. А еще официант объяснил, как доехать до «мертвого или соленого» озера, а также порекомендовал заглянуть в Бул-Булак на термические источники.

Что касается «мертвого» озера – полный отстой! Только километры лишние (туда-сюда около 25 получается) по отвратной дороге накрутили. Грязная лужа, полная антисанитария, платный въезд… Мы потом с час, наверное, отмывались в чистых водах Иссык-Куля.

Снова выехали на дорогу. Уже поздно, но едем на горячие источники. По пути встречаем пару велосипедистов из Голландии – пожилая пара, очень спортивные и веселые люди.

Володя общается с ними, мы наблюдаем за этим и улыбаемся. Неожиданно подъезжают местные люди и приглашают в гости голландцев, ну и нас - за компанию - на барана и тд… Рекомендуем велотуристам воспользоваться приглашением, а сами едем на Бул-Булак. Опять по ужасной булыжной дороге. Но всего километров 5-6. Сам источник остался, скорее всего, еще со времен советской власти – принимают люди лечебные ванны в «советских» ваннах, для альтернативы – душ. Мы все воспользовались возможностью «подлечить» уставший организм, или попросту – хотелось помыться и освежиться. А вот здесь нас поджидал сюрприз – термовода оказалась очень горячей! Что до жилья, при источнике местные жители раскинули большое количество юрт (вполне возможно – единственный источник их дохода) и за небольшую плату мы вместе со своими велосипедами расположились в одной из них. Впервые с момента путешествия мы спим не в палатках и не в спальниках – больше мы их не будем распаковывать, ведь до Балыкчи и других «цивилизованных» мест совсем недалеко!

Это повод немного расслабиться и принять «лекарство». Но лечимся только мы с Сергеем – наши коллеги пригубили по рюмочке и от продолжения банкета категорически отказались.

Дверь на замке, никаких караулов и мы спим, как убитые.

Следующий день особых событий и приключений не принесет. Но мы встретим на трассе двух велоспортсменов из Бишкека – они едут вокруг Иссык-Куля навстречу нам, совсем безо всего (нет тяжелых сумок с палатками, одеждой, водой и провиантом)!

Володя и Рая доехали до Балыкчи и решили дальше воспользоваться попуткой. Шикарный обед в кафе – и мы разъезжаемся до встречи на пляжах Чолпон-Аты.

Оставшиеся километры проезжаем ровно. Местность непримечательная. Одно радует, сегодня будний день и столпотворения машин на трассе нет. Встретили еще одну любительницу велопутешествий, но подвели знания иностранных языков. Одно поняли точно – девушка весьма смутно представляет куда едет (показала по карте свой маршрут – сплошные горные перевалы и снега), но осуждать нет причин – сами такие…

Как и в прошлогоднем моем путешествии, заночевали в съемной комнате в Чон-Сыры-Ой за 15 км до Чолпон-Аты.

Последние километры – и мы достигли конечной цели путешествия! И вновь – пляжи, кафе – т.е. «заслуженный» отдых.

Остановились в частном секторе в Бастырях (дешево и сердито). Вечером провожаем соратников в Алматы – им пришлось весьма сильно разобрать велы для транспортировки. Хотя я думаю, это были излишние требования водителя. Забегая вперед, скажу, что мы погрузились в свой автобус за 5 минут, сняв только рули со своих велов и передние колеса. Мне даже велорюкзак не пришлось снимать – все прекрасно поместилось (педали на месте, седла и те не опускали). И выгрузились за 3 минуты – просто сказка!

Отдых, как таковой (лежания, купания, поедания продуктов питания) после такого серьезного пробега не воспринимается и мы едем в Григорьевское ущелье. Рано утром.

Была мысль добраться в верхней части ущелья до тропы, соединяющей Григорьевское и Семеновское ущелья, но не судьба… Как и желание несколько раз отдалиться в горы от основной дороги вокруг озера, данные планы не осуществились. Отметили все свои достижения блюдом из форели, изловленной здесь же - в горной реке, мы начали спуск.

Хорошо, что поехали так рано утром. Пока поднимались, не было никого - чисто, спокойно. Обратно – вавилонское столпотворение! Народу – тьма! Машины, туристы, лошади, ослики… Вот!

А мы продолжили исследования пляжей и весьма довольные собой, велосипедами и хорошей погодой в субботу - 25 июля загрузились в автобус и покатили домой – в Караганду.

автор текста: Борис Копылов (brbs@bk.ru)
Фото: Борис Копылов и Сергей Кулаков


и еще немного фотографий от Владимира Пташника здесь


©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2017
Перепечатка материала - только с указанием источника