РУССКИЙ
ENGLISH

  Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / экспедиции и путешествия / Треккинг по долине Ролвалинг (Непал), 2019 / Практические итоги
 

ТРЕККИНГ ПО ДОЛИНЕ РОЛВАЛИНГ (НЕПАЛ), 2019

ПРАКТИЧЕСКИЕ ИТОГИ

Краткие практические итоги состоявшегося в ноябре 2019 года треккинга по долине реки Ролвалинг к озеру Чо Ролпа (природоохранная территория Гауришанкар, Непал) и кое-какая полезная информация для тех, кто захочет пойти по этому, пока еще не особо популярному маршруту:

Мы ходили по принципу "всё своё ношу с собой" с палаткой-горелкой и т.д. (мы так любим ходить, хоть для Непала это уже давно не мэйнстрим), однако, благами цивилизации, которые на маршруте все-таки оказались, периодически пользовались. Итак,

Для треккинга в Гауришанкаре не нужно получать TIMS. Достаточно получить пермит на посещение природоохранной территории Гауришанкар, заполнив заявление и приложив к нему две фотографии паспортного размера и 3000 рупий. Делается это, как и во всех других случаях, в катмандинском туринфоцентре Nepal Tourism Board в Bhrikutimandap. На пути к стартовому пункту маршрута надо будет отметиться на двух постах - в городке Сингати (перед мостом, с правой стороны) и в поселке Гонггар.

Маршрут не очень удобный в смысле заброски на него. Тропа начинается от поселка Чхетчхет, до которого можно добраться прямым автобусом из Катманду (6:00, с Ратна-Парка, в пути около 11 часов). Можно также добираться на перекладных (вначале до Чарикота, а оттуда любым транспортом, идущим в направлении Лама-Багара). В Чхетчхете остановиться негде (есть только пара магазинчиков), а автобус прибывает в поселок в пять с лишним вечера, то есть, уже в сумерках. У нас была палатка, поэтому данный момент нас не сильно волновал - место для стоянки мы нашли сразу за мостом. А вот ребятам, которые прибыли в эти места, надеясь на тихаусы, пришлось в потёмках подниматься до Симигаона (а это 600 метров по вертикали и часа 3 пути в среднем). Кто-то более подготовленный вылез из автобуса в Гонггаре, где есть, где остановиться на ночь. Однако, на следующий день этим ребятам пришлось идти лишние 3 километра по пыльной дороге.

Единственная найденная в книжных магазинах Тамеля карта по региону (Rolwaling Tesi Lapcha NE512 от Nepa Maps - Himalayan MapHouse) - вещь довольно бесполезная, учитывая ее масштаб. Однако, ее можно использовать (если уж совсем ничего другого нет) и для кучи разных маршрутов, включая, к примеру, Намче - Гокьо Ри. По итогу использовали смартфон с приложением Maps.Me (имеющаяся там топооснова из Open Street Map почти всю нужную информацию содержит и врёт очень редко).

Если сказать честно, то никакой карты для прохождения маршрута и не требуется - он отлично маркирован на местности кучей указателей. Маркировка делалась при содействии и под руководством швейцарцев, так что, всё детально просчитано (правда, способности людей при определении времени на прохождение того или иного участка пути зачастую сильно завышены :-) и отлично продумано: чтобы сбиться с пути, надо обладать реальным топографическим кретинизмом. Более того, в рамках того же швейцарского проекта ведется обустройство тропы (строительство мостов, оборудование ступеньками наиболее крутых участков), большая часть которого уже завершена. Самая внушительная часть проекта - лестница от моста через реку Тамакоши у села Чхетчхет до верхней части села Симигаон, состоящая из 2912 ступеней.

Как выяснилось, по данному маршруту можно ходить и без кухни-палаток. Разумеется, в сезон, и насколько понятно по рассказам, исключительно в сезон. Тихаусы, где можно поесть и остановиться на ночь, есть в селах Симигаон, Сурмуче, Кьялче, Донганг, Бединг и На. Еще один тихаус строится в Тангдинге. В целом, ситуация в этом смысле будет только улучшаться: наверх прут кучу стройматериалов. На самом озере, насколько мы поняли, пока ничего стационарного нет.

А вот с местами под палатку несколько первых дней маршрута вообще туго (приходилось ставить в не совсем удобных местах). Однако, наличие у некоторых тихаусов кемпингов под палатки, говорит, что для этих мест это не есть нечто необычное (те, кто идет через перевал Таши Лапча, по-любому идут с палатками). После Бединга мест под палатку - в изобилии.

С ассортиментом в тихаусах/магазинах совсем плохо. Те же батарейки купить, газ или туалетную бумагу - очень проблемно. Это вам не Намче. Самый крупный населённый пункт Бединг. И даже здесь с благами цивилизации всё плохо. Батарейки видели один раз - в На.

Цены на еду-питьё - не ниже, чем на популярных маршрутах типа EBC. С мясом на маршруте всё плохо: говорят, не так давно какой-то гуру убедил местных жителей, что негоже буддистам способствовать убийству животных, и теперь в тихаусах выше Донганга максимум куриный суп (при приготовлении которого ни одна курица не пострадала) или яичница, хотя вокруг бродит множество яков. Мы, к счастью, от этого не особо зависели, так как имели с собой внушительный запас сушеных мяса и фарша, заготовленного нашим другом в Караганде.

Пить на тропе алкоголь, как и везде в горах, дороговато до неприличия: стоимость пива - как в хорошем баре в Катманду и выше. Намного дешевле (раз в десять) пить местное: чанг (брага мутного молочного цвета), рокси (не очень крепкий самогон, приготовляемый перегонкой этой браги) или тунгбу (смесь из закваски с ферментированными зернышками, которую многократно заливаешь горячей водой и пьешь через трубочку).

NCell не работает вообще (последняя вышка неподалеку от Чарикота, в Сингати связи уже нет). NTC работает по большей части всего маршрута, но, говорят, что в ограниченном режиме (скорее всего, без интернета). У местных, в основном, кнопочные телефоны.

"Реальные пацаны" ходят через перевал Таши Лапча на Намче-базар или из него (или еще круче - через Ренжо-Ла на Гокьо). Вообще маршрут вдоль реки Ролвалинг через Таши Лапча - это часть Великой гималайской тропы. Но тут уже без кухни-палаток точно не обойтись. Хотя, есть ощущение, что на озере что-то строят (правда. вполне возможно, что это всё для тамошней небольшой ГЭС). Да и через ледники идти придётся.

Возвращаться с трека еще неудобнее, чем забрасываться на него. Автобус из Чхетчхета отправляется в Катманду ранним утром (если мы правильно поняли, в 6 утра). Учитывая, что остановиться в поселке негде, а от Симигаона до него бежать вниз около двух часов, данный автобус можно не рассматривать в качестве варианта. Имеется автобус, идущий от Гонггара (3 км от Чхетчхета) до Чарикота в час дня. В пути он около четырех часов, так что, возвращение в Катманду можно планировать только на следующий день - с 6 утра автобусы стартуют в этом направлении каждые полчаса.

Текст: Виталий Шуптар / Историко-географическое общество "Авалон"


 




©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2023
Перепечатка материала - только с указанием источника