РУССКИЙ
ENGLISH

Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / экспедиции и путешествия / Экспедиция "Сарыарка", 2018 / Дневник экспедиции

ЭКСПЕДИЦИЯ "САРЫАРКА", 2018

ДНЕВНИК ЭКСПЕДИЦИИ

20 августа 2018 года

Команда "Авалона" стартовала в экспедицию Казахтуризма "Сарыарка", в ходе которой планируется посмотреть если не все, то, как минимум, большую часть интересных туристских объектов Центрального Казахстана. Мы - по-прежнему знаем Центральный Казахстан лучше всех и планируем показать его всем! Так что, будьте с нами! Поехали!

21 августа 2018 года

Не прошло и трех недель, как мы снова в Буйратау! Теперь в рамках четвертой экспедиции компании "Kazakh Tourism" из цикла "Улы Дала Eліне саяхат". Именно национальному парку Буйратау был посвящен первый день экспедиции "Сарыарка". Наша команда посетила археологический комплекс Кумай, полазила в окрестностях Жаушокы в Соколиных горах, побывала на Белодымовской даче (где нас встретили сотрудники национального парка) и завершила день на роднике Караагаш. Погода пока оставляет желать лучшего (пасмурное небо и моросящий дождь слегка портят картинку), но мы надеемся на лучшее и продолжаем движение по просторам Сарыарки!

22 августа 2018 года

Второй день экспедиции "Сарыарка" компании "Kazakh Tourism" из цикла "?лы Дала Eліне саяхат" начался очень "мокро". Ночью стихия совсем разбушевалась, и к сильному дождю добавился шквальный ветер. Собрав лагерь, мы выдвинулись на озеро Ажыбай, где посмотрели укрытие для наблюдения за птицами, оборудованное национальным парком. Озеро стало последним пунктом в нашей программе, касающейся Буйратау. Далее наш путь лежал на восток, в Баянаул. По пути до Молодежного наши джипперы еще успели поиграться в грязи на весьма живописном фоне с радугой.

Переезд через канал Иртыш-Караганда чуть не стал проблемой в связи с установленным на дороге шлагбаумом и вооруженным охранником, который вначале не хотел пропускать нашу колонну. Это, в целом, очень странная, но очень обычная для нашей страны практика - перекрывать дороги там, где для этого нет никакого смысла, на ровном месте создавая людям проблемы. К счастью, после переговоров шлагбаум все-таки был открыт, и мы продолжили свой путь. В Баянаульские горы заехали со стороны озера Биржанколь, самого малоизвестного из четырех озер национального парка. И, кстати, незаслуженно, так как здесь по-своему живописно.

Следующим пунктом нашей программы стала священная пещера Коныр-Аулие, издревле почитаемая местными жителями, как чудотворная и живородящая (по форме входа в пещеру понятно, почему оно так получилось :-). К вечеру погода еще сильнее испортилась. В связи с чем, мы были вынуждены остановиться на ночевку в поселке на озере Жасыбай.

24 августа 2018 года

Третий день нашей экспедиции по просторам Сарыарки прошел в переездах по Баянаульскому национальному парку и в знакомствах с его достопримечательностями. И даже несмотря на погоду, которая не спешит улучшаться, мы смогли получить удовольствие. Ведь такие скалы, как Сайман-тас неизменно вызывают у всех бурю восторга, что выливается в фотосессии различной степени пошлости :-) Ну а Кемпир-тас - это вообще практически визитная карточка Баянаула и откровенный маст-визит. В отличие, кстати, от озера Торайгыр и его окрестностей, которые только начинают зарабатывать себе популярность. Да и на берегах знаменитого Жасыбая мы тоже побывали, пусть погода и не располагала к пляжному отдыху. В общем и целом, в Баянауле стало откровенно больше асфальта, и сложно сказать однозначно, хорошо это или плохо.

Когда дорога кошмарная, и продвижение вперёд идет очень медленно, периодически надо устраивать себе минутки юмора и расслабона. Это, кстати, знаменитый грейдерный участок дороги из Караганды в Баянаул (и он был отвратительным всегда, сколько мы себя помним), который экспедиция "Сарыарка" проходила вчера.

25 августа 2018 года

Четвертый день экспедиции "Сарыарка" из цикла "Улы Дала Eліне саяхат" был посвящен горам Каркаралы. Учитывая сжатые сроки и напряженный график, смотрели самое главное. А таковым в Каркаралах, без всяких сомнений, является озеро Шайтанколь (Чертово озеро). Чертей и прочую демонофауну, к сожалению, не встретили, но живописными видами насладились.

Затем последовали несколько часов в Каркаралинске, в ходе которых мы, правда, больше решали проблемы технического характера, нежели смотрели город. И после решения таковых, под вечер мы выдвинулись в сторону гор Кызыларай и села Шабанбай Би, которое, если вдруг кто не знает, является самым удачным в Центральном Казахстане примером развития экотуризма, основанного на местных сообществах. Чудесным завершением дня стал бешбармак в гостевых домах Шабанбай Би (Сулутас и Аксоран), в которых наша команда остановилась на ночь.

Вчера утром, попрощавшись с гостеприимными жителями Шабанбай Би и их гостевыми домами, караван экспедиции "Сарыарка" выдвинулся в урочище Торкора.

Именно отсюда начинается один из самых удобных пеших маршрутов на высшую точку гор Кызыларай - вершину Аксоран, восхождением на которую мы и занялись. Не прошло и четырех часов, как наша команда стояла на вершине "Крыши степей", как поэтично называют Аксоран последние годы, обозревая степи Сарыарки с ее наивысшей точки. Кстати, в ходе этого восхождения, еще один авалоновец прошел "инициацию", ведь Аксоран для "Авалона" - это практически тотемная вершина.

А затем пошел дождь, который сократил время нашего пребывания на вершине и сопровождал нас, то затихая, то начинаясь с новой силой, всю дорогу до места стоянки наших машин. Дождь продолжил преследовать нас и дальше, по причине чего мы не смогли нормально посмотреть и отснять некрополь Бегазы. Это, конечно, сильно расстроило. Особенно, если учитывать тот факт, что это самый важный и масштабный археологический объект на территории всего Центрального Казахстана.

26 августа 2018 года

Вчера к полудню команда экспедиции "Сарыарка", преодолев чуть больше сотни километров по живописной степи, прибыла в горный оазис Бектау-Ата. Времени на то, чтобы лезть на вершину, у нас, к сожалению, не было. Поэтому ограничились прогулкой по низам (красивых картинок здесь было не меньше), а также посещением пещеры Аулие Атабека, современное состояние которой оставляет желать лучшего. А ведь пещера считалась особенной еще со времен тенгрианцев, которые устраивали в ней ритуалы, посвященные богине плодородия Умай. Форма пещеры недвусмысленно объясняет, почему :-)

Затем был город Балхаш, километры пути по асфальту на запад от города, и уже в сумерках мы стали лагерем на берегу нашего центрально-казахстанского "моря".

27 августа 2018 года

Вчерашнее утро на берегу озера Балхаш выдалось на редкость чудесным.

А затем почти полдня, прошедшие в пути до станции Мойинты, нас радовали шикарные степные или скорее полупустынные пейзажи. А затем погода начала портиться.

К тому моменту, когда мы, наконец, добрались до метеоритного кратера Шунак, дождь стал чередоваться с градом. К счастью, затем, буквально на полчаса осадки прекратились, и выглянуло Солнце, что позволило нам отснять кратер во всей красе. Правда, из-за шквального ветра наверху, поднять в воздух дроны так и не получилось. Кто не знает, Шунак образовался 12 миллионов лет назад в результате падения огромного метеорита. Диаметр кратера составляет 3 километра. Тот факт, что это именно астроблема, а не, к примеру, жерло палеовулкана, был доказан в ходе комплексной экспедиции, имевшей место в 1977 году.

Уже по темноте мы прибыли в село Ортау, где местные власти и местные жители устроили нам поистине королевский приём с обязательным бешбармаком и прочими вкусняшками. Заночевали также в Ортау, воспользовавшись предложением, от которого просто нельзя было отказываться, учитывая холодную и мокрую погоду.

28 августа 2018 года

Из села Ортау уезжать вчера утром не хотелось. Мы ведь, в самом деле, успели полюбить Ортау, благодаря гостеприимству его жителей, так что надпись на въезде в село полностью соответствовала ситуации и нашим ощущениям.

Далее нам предстоял осмотр местных достопримечательностей, причем, в компании местных жителей, которые предложили побыть нашими гидами. Сперва двинули на зимовку Карашилик, на то самое место, где родился Сакен Сейфуллин, казахский поэт и писатель, попавший под сталинские репрессии.

Затем наш путь лежал вглубь гор Ортау, где мы посетили знаменитый каскад из маленьких озерков, носящий название Жетыказан (или Жетыкудык). Многие даже успели искупаться во всех семи "колодцах" (если верить местным жителям, то сделав это, можно не сомневаться в том, что твое желание сбудется).

Последним пунктом нашей культурной программы стали руины Актауского укрепления. Укрепление было построено в 1836 году на тогдашнем рубеже Российской империи. Это еще один материальный свидетель Большой игры - интереснейшего периода истории, в ходе которого Российская и Британская империи боролись за главенство в Центральной Азии.

А затем был поселок Атасу, еще 250 километров по трассе в сторону Жезказгана, и уже по темноте мы прибыли на ночлег в урочище Теректы-Аулие.

29 августа 2018 года

Улытау - это всегда история в концентрированном виде. И вчерашний день не стал тому исключением. Начав знакомство рано утром с наскальными рисунками в урочище Теректы-Аулие, затем в течение дня мы успели также посмотреть и запечатлеть, используя редкие моменты хорошей погоды, исторические памятники долины Каракенгира: мавзолеи ханов Алаша и Джучи, а также дын Домбауыл. Подробно обо всех этих (а также прочих достопримечательностях Улытау) можно почитать в нашем путеводителе "Avalon Travel Guides Улытау", который можно скачать здесь.

31 августа 2018 года

Десятый день экспедиции "Сарыарка" из цикла "Улы Дала Eліне саяхат" также был посвящен Улытау. Мы посетили мавзолей Аяккамыр - последнее пристанище хана Золотой Орды Темир-Кутлуга, руины средневековой крепости Баскамыр, сделали обязательные фотографии на фоне Монумента единства народов Казахстана, побывали в улытауском музее, и стали на ночь лагерем в живописном месте у подножия горы Аулие.

Вчерашний (одиннадцатый) день экспедиции "Сарыарка" из цикла "Улы Дала Eліне саяхат" содержал в себе посещение как довольно известных туристских объектов Улытау, так и знакомство с теми достопримечательностями, которые входят в "программу для продолжающих". Мы посетили Хан-Ордасы, место, где, по одной из версий, располагалась ставка хана Абулхаира, а также увидели камень Тамерлана и огромную плавильную печь на холме Алтыншокы.

Затем были наскальные рисунки (к сожалению, обезображенные современными варварами) в живописном каньоне, образованном рекой Тамды.

И, наконец, горы Акжар, к которым мы прибыли как раз к вечеру, в самое фотогеничное время.

Подробно обо всех указанных достопримечательностях можно почитать в путеводителе "Avalon Travel Guides Улытау", электронная версия которого доступна на русском, казахском и английском языках на нашем сайте.

2 сентября 2018 года

Весь двенадцатый день экспедиции просто ехали и ехали, от гор Акжар в долину реки Жаксы-Кон, то есть, из Улытауского района в Нуринский. Причем, вторую часть пути, от Улытау, ехали не в самых хороших условиях: в моросящий дождь и по скользким дорогам. Преимущественно по отвратительного качества грейдерам, коих в Казахстане валом.

Вчерашний день нашей экспедиции был посвящен Коргалжынскому заповеднику, куда мы попали уже после обеда. Посмотрели визит-центр в селе Коргалжын, прошвырнулись до кордона Каражар, который располагается на озере Султанкельды, посмотрев по пути парочку других озёр.

К сожалению, увидеть фламинго вживую не получилось, так как птицы, согласно имеющейся информации, гонимые отвратительной погодой, перебрались южнее Большого Тенгиза, добраться до которого весьма сложно. Сказать честно, учитывая погоду, которая всё продолжает портиться, мы и сами были бы не против перебраться южнее :-)

. . .

Последние несколько дней экспедиции, рассказывающие о посещении музея АЛЖИРа в окрестностях Астаны и Имантауско-Шалкарской курортной зоны в Северо-Казахстанской области, к сожалению, не были отражены в дневнике экспедиции, однако, обо всех этих местах можно почитать в созданном по её итогам путеводителе.

Текст и фото: Виталий Шуптар.