Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / экспедиции и путешествия / экспедиция "Непал 2004"
 

земля неслучайных встреч
или окольцованные аннапурной


Глава 1. ДОЛГАЯ ДОРОГА ДО КАТМАНДУ
Глава 2. КАТМАНДУ И ЕГО ЛЮДИ
Глава 3. ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ЛЕТА В ЗИМУ
Глава 4. МЕЖ ДВУХ ВЕРШИН
Глава 5. СОННЫЙ РАЙ
Глава 6. ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ
Глава 7. ЧЕРЕЗ ПОЛСВЕТА ЗА ШЕСТЬ ДНЕЙ

"Когда Заратустре исполнилось
тридцать лет, он покинул отечество
и родное озеро и удалился в горы."
Фридрих Ницше

(октябрь-ноябрь 2004)

Караганда - Алматы - Дели - Горакпур - Соноли - Бхайрава - Катманду -
Беси-Сахар - долина реки Марсьянгди - Мананг - перевал Торонг Ла - долина реки Кали Гандаки - Бени - Покхара - Катманду - Соноли - Бхайрава - Горакпур - Дели -
Алматы - Караганда.

Нет, в отличие от Заратустры, мне еще не было тридцати лет, когда у меня возникло жгучее желание удалиться в горы. На самом деле оно жило во мне всегда и только ожидало подходящего момента, чтобы стать реальностью. Вначале были Карпаты, потом Альпы, был Тянь-Шань, но в моем сознании ничто не могло сравниться с Гималаями, этой "крышей мира".

"А почему именно Непал?". На самом деле, подавляющее большинство моих знакомых просто не могли уяснить себе, для чего же нужно ехать в такую даль, учитывая то, что знания нашего среднестатистического человека о Непале и Гималаях обычно ограничиваются сакраментальной фразой бессмертного Николая Фоменко о том, кто может считаться гражданином Непала, песней "Отпустите меня в Гималаи" и предположением о том, что наверное там и находятся Эверест с Джомолунгмой (ради справедливости замечу: некоторые даже знали, что это названия одной и той же горы). Но я на самом деле хотел в Непал. И в скором времени я нашел попутчика, человека, которому были близки мои планы исследования мира - моего одноклассника Диму.

Сама идея о том, чтобы поехать в Непал и увидеть высочайшие на земле горы, появилась у меня еще года два назад. И только в октябре 2004 года нашими стараниями эта мечта, пробившись сквозь непонимание и предубеждение, превратилась в реальность. А Непал стал для нас двоих страной, в которую хочется вернуться, причем вернуться навсегда.

Глава 1.  долгая дорога в катманду

Итак, команда из двух человек, представляющая карагандинское историко-географическое общество "Авалон", отправлялась в прямо-таки дикие (по представлению большинства нашего народа) места. Вначале был поезд до Алматы, закуп там снаряжения и продуктов, потом самолет "Туркменских авиалиний" доставил нас до Ашгабада. Во время этого полета легко можно было изучать географию Средней Азии. Тянь-Шань, Ферганская долина, Памир и Каракумы - все как на ладони. Недолгая остановка в Ашгабаде и самолет до Дели, куда мы прилетели около двух часов ночи.

Прилетом в Дели началось долгое и почти бессонное передвижение по Индии, когда сомкнуть глаза можно было только по очереди. Все-таки перспектива быть обворованными в самом начале путешествия нас не очень прельщала. Тем более, что еще в аэропорту кришнаит Андрей из Белоруссии объяснил нам индийское понимание воровства: считается, что если человек не смотрит за своими вещами, значит они ему не особо нужны.

Вокзал New-Delhi, поезд в никуда...
Вокзал New-Delhi,
поезд в никуда...

Перемучившись ночь в аэропорту, утром мы взяли такси и поехали в город. Мне надо было купить кое-что для моей знакомой из Катманду. Поэтому какое-то время мы проторчали в районе South Extension, где находился нужный нам магазин. Я все смотрел на бардак и грязь вокруг и успокаивал себя тем, что это всего лишь окраина города, а в центре определенно будет лучше. Как же я ошибался… Выполнив почетное поручение, мы двинули на вокзал, намереваясь, оставив там вещи в камере хранения, пойти погулять по городу (билет до Горакпура на вечерний Вайшали-экспресс мы предусмотрительно купили еще в аэропортовской кассе). Однако, на вокзале нас ждало разочарование: расценки в камере хранения (учитывая вес наших рюкзаков) нам явно не подходили. Надо сказать, что и сам вокзал (главный вокзал страны, между прочим (!!!), а также район вокруг него тоже стали для нас разочарованием. Я, конечно, слышал, что в Индии грязно… Но вокзал Нью-Дели просто превзошел все мои ожидания. Честно говоря, идти осматривать достопримечательности уже не хотелось. Воздух был словно пропитан грязью. Поэтому мы просто расстелили на платформе карематы, легли на свои рюкзаки и решили ждать наступления вечера, перебиваясь привезенными из Казахстана финиками и купленной минералкой. Для дезинфекции почему-то постоянно хотелось пить медицинский спирт, что мы периодически и делали. Так и прошел день.

У индийских поездов нет стекол. Есть решетки. А если станет холодно (ночью, например, там совсем нежарко), окна можно просто полностью закрыть задвижными металлическими листами. У половины пассажиров вещи пристегнуты к полкам стальными цепями. Индийский второй класс представляет собой сильно ухудшенный вариант нашего плацкарта, который по ходу действия, быстро превращался в общий вагон, где люди спят просто на полу в проходе. Три полки, размер каждой из которых позволяет находиться на ней только в лежачем или полулежачем состоянии - сидеть на таких полках просто невозможно.

Спали мы в поезде тоже по очереди. Не очень приятно было чувствовать, как местные таращат на нас глаза. Неоднократно возникал вопрос: "Ну неужели они белых никогда не видели?". Хотя, может быть, они просто никогда не видели белых, путешествующих вторым классом?

Утром все индусы чистили зубы. Причем делается это очень интересным образом. Они покупают у мальчишек-торговцев какие-то деревянные палочки, которыми начинают усиленно возить по ротовой полости, в результате чего конец палочки все больше и больше махрится и становится похожим на своеобразную "метелку". Не знаю, насколько данная процедура чистит зубы, но у меня сложилось впечатление, что Индии понятие "чистота" просто неизвестно.

На вокзале в Горакпуре мы познакомились с Адамом и Джорджией, которых заметили еще в нашем поезде. После ночи "в осадном положении", я думаю, они не меньше нашего хотели объединиться с какими-нибудь еще "бледнолицыми", чтобы было легче отбиваться от местного назойливого населения. Расширенным составом мы двинули на автовокзал, где сели на автобус до Соноли.

Адам и Джорджия были родом из Канады. Правда, в настоящее время они жили в Корее, волонтерами преподавая английский язык корейским детям. Адам до Индии проехал весь Китай от Урумчи до Гонконга, а Джорджия прилетела сразу в Дели, где они и встретились, и уже оттуда вместе двинули в Непал. У них в планах было посетить Катманду и, может быть, сходить на какой-нибудь небольшой трек. Таким образом, наши планы насчет Непала не особо совпадали, но тем не менее, это не помешало нам хорошо провести время до самого трека.

Добро пожаловать в Непал
Welcome to Nepal

Добравшись до Соноли, мы быстро нашли иммиграционный офис, оформили выездные документы, прошли еще немного вперед и, зайдя под арку с надписью Welcome to Nepal, оказались в другой части городка, которая называется Белахия. Это уже непальская территория. Всего какие-то двадцать метров, а какая сумасшедшая разница с Индией! Сразу стало чисто. Люди выглядят как-то интеллигентнее - ходят в джинсах, а не в рваных тряпках. Воняет меньше. Одним словом, чувствуется дыхание цивилизации.

Еще полчаса, две заполненные формы, 30 долларов, и непальская виза получена. В Lonely Planet я вычитал, что в самой Белахии гостиницы дороже и хуже, да и автопарка тут нормального нет. Умная книжка (которую к тому моменту мы уже успели окрестить Библией) советовала идти или ехать дальше, к городку Бхайрава, который находится в четырех километрах от границы. Все время, что мы шли, к нам приставали представители местного туристского бизнеса, с назойливыми предложениями переночевать, поесть, довезти и т.д. Но мы упрямо шли вперед. Меня самого больше подгоняла природная вредность, выражающаяся в твердом намерении обломить всех желающих выманить у нас деньги. Так мы и прошли "четыре жарких и унылых" (по выражению Lonely Planet), километра до Бхайравы, где, взяв билеты на завтра в Катманду, устроились в гостиницу "Ashoka", договорившись переночевать за очень смешные для нас (а для канадцев и подавно) деньги - 1 доллар с человека. Как мы узнали позже, для непальских гостиниц это не смешная, а обычная нормальная цена.

А вечером была международная пьянка, во время которой было выпито огромное количество пива, оставшийся после индийских дезинфекций спирт, а также одна бутылка коньяка из наших запасов. Поэтому на следующее утро было совсем не страшно мыть зубы водой из-под крана, которая здесь, по общепринятому убеждению, очень опасна для здоровья.

В Бхайраве мы впервые попробовали "момо". Это блюдо тибетской кухни, представляющее собой нечто среднее между пельменями и мантами. В нашем случае момо было приготовлено из мяса буйвола, но вообще его делают и из курицы, и даже овощное. Момо, к слову, стали нашей основной пищей в этом путешествии.

Дорога до Катманду была долгой из-за большого количества блокпостов и чекпойнтов, которые стоят буквально через каждые двадцать километров. Надо сказать, что Непал уже давно находится в состоянии перманентной гражданской войны. Хотя, к чести обеих воюющих сторон (коммунистов-маоистов и сторонников короля), туристов они не трогают, а просто-таки лелеют, как главный источник пополнения государственной казны. Революционеры-маоисты прекрасно понимают, что без туристов Непал, неважно будет он монархическим или коммунистическим, просто погибнет. Хотя время от времени эксцессы все же случаются.

Уже на самом подъезде к Катманду нас ожидал неприятный сюрприз. Из-за проверки транспорта на блок-посту образовалась длиннющая, в несколько километров, очередь из машин и автобусов. И, так как прогнозы насчет возобновления нормального движения транспорта были неутешительные (народ говорил, что это часов на 5-6), нам нужно было что-то делать. Ждать однозначно было нельзя. На часах было около пяти, а в Непале в шесть часов уже совсем темно. То есть, прождав в очереди, мы попадали бы в столицу уже около полуночи. Найти в такое время ночлег в Катманду очень сложно, почти нереально, так как жизнь в городе замирает уже часов в 10 вечера. Как говорится, на ловца и зверь бежит. Только в этом конкретном случае мы выступили в качестве тех самых зверей, на которых бежал ловец. Мужичок из местных быстро сообразил, в чем суть нашей проблемы, и обратился к нам с деловым предложением. Оно сводилось к тому, что мы вместе с ним двигаем пешком через горку напрямик к блок-посту, откуда он нас на такси довезет до гостиницы, естественно, наипрекраснейшей в Катманду. И если нам, не дай Бог, не понравится, мы вольны не останавливаться в ней. Так как вариантов у нас, собственно говоря, было немного, мы согласились.

Перед Катманду. Пробка
Перед Катманду. Пробка

Так и получилось, что треккинг, который мы ждали лишь в районе Аннапурны, начался еще на подъезде к Катманду. Около трехсот метров подъема за 30-40 минут, вместе со всеми вещами, почти по полной темноте, по тропинке в цепочке из сотен людей.

С горем пополам поднявшись к блок-посту, мы вначале на автобусе, а потом на такси, добрались до отеля "Токио", находившегося, как и большинство всех остальных недорогих гостиниц, в туристическом центре города - Тамеле.

Не стоит, наверное, и говорить о том, что на следующее утро обещанная цена оказалась в два раза больше, а мужичка в это время в гостинице не было (очевидно, пошел окучивать других клиентов). Немного поматюкавшись на самих себя за свою же доверчивость, мы переехали в номер, который стоил в два раза дешевле. А что касается нашего "фрэнда", то впредь, завидев его еще издалека, мы старались скрыться из виду, чтобы он опять не начал нам компостировать мозги. Потому что мы сразу поняли, здесь, в Тамеле каждый человек - это ходячее турагентство, которое может предложить вам все, что вообще можно сделать в Непале.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]



©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2023
Перепечатка материала - только с указанием источника