Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / дороги / Путешествия по Мавераннахру
 

ПУТЕШЕСТВИЯ ПО МАВЕРАННАХРУ

Автор: Оксана Шуптар (Караганда, Казахстан)
Страна: Узбекистан
Период: март 2005 года



Трактат о взглядах жителей Каменного города, или Ташкентские каникулы - город Ташкент
Волшебная Бухара, или ожившие легенды древности - город Бухара
Сердце древнего Востока, или в самом логове Тамерлана - город Самарканд

Волшебная Бухара,
или Ожившие легенды древности


Во всем мире Бухару называют городом-сказкой. «Благородная, славная обитель» - под таким названием этот чудесный город был широко известен на мусульманском средневековом Востоке. Какие эпитеты возникают в воображении, когда ты попадаешь в этот солнечный край с необозримыми пустынями и цветущими садами, шумными базарами и старинными мечетями и медресе? Волшебный, сказочный, древний, экзотичный и, несомненно, исконно восточный, ведь Бухара – один из древнейших городов Востока. Достаточно пройтись по лабиринтам узких улочек и бросить взгляд на глиняные стены домишек, хотя бы просто вдохнуть сладкий воздух средневекового базара, пропитанный цветистыми ароматами гвоздики, имбиря и корицы, чтобы ощутить эту магическую атмосферу Востока и влюбиться в Бухару навсегда...

Бухару, по признанию путешественников, коих в Бухаре великое множество, можно смело назвать туристическим раем. Этому определению город обязан, в первую очередь, конечно же обилием достопримечательностей, в числе которых такие ансамбли как Ляби-Хауз, Пои-Калян, мавзолей Исмаила Самани, Дворец Ситораи-Мохи Хоса и многое другое. Таким образом, к числу архитектурных достопримечательностей относятся, в основном, бесчисленные ансамбли, мавзолеи, медресе (мусульманские школы) и мечети, возраст которых давно уже перевалил за тысячу лет. Они-то в силу своей древности и красоты и вызывают особый интерес и восторг путешественников со всего мира, прибывающих в город-сказку, что, разумеется, не могло не случиться и с нами. Привлекают в Бухару и ее жители – красивые, гостеприимные и дружелюбные люди, а также сама атмосфера, которая царит в городе.

Мы приехали в Бухару на автобусе ранним утром и, устроившись в недорогой гостинице, сразу же отправились на поиски новых впечатлений. Мы долго гуляли по Бухаре и любовались средневековыми мечетями и медресе, фотографировали особо понравившиеся пейзажи и осаждали сувенирные лавки, располагавшиеся на каждом углу и предлагавшие абсолютно всё – от открыток и книг о Бухаре до глиняных статуэток, браслетов и искусно вышитых нитками пестрых сумок. По ходу того, как экскурсовод рассказывал об очередном эмире или его родственнике, построившем или сыгравшем большую роль в строительстве или существовании данного архитектурного объекта, мы тщетно пытались запомнить хотя бы его название, а также основные имена, события и легенды.

В тот момент, когда мы очутились во дворе старинной медресе, и какой-то уличный торговец предложил купить у него сувенирную глинянную лампу, так сильно смахивавшую на ту самую волшебную лампу Аладдина, я была настолько очарована атмосферой востока, что незамедлительно потратила последние сумы на сей прекрасный узбекский сувенир. Должна заметить, что сколько лампу не тёрли все кому не лень, никаких магических свойств она так и не обнаружила, однако до сих пор она радует глаз и вызывает приятные эмоции. Впрочем так же как и пёстрая глиняная фигурка узбека в тюбетейке, купленная неподалеку от Ляби Хауз.

Ляби Хауз – это не только площадь 17 века или место нахождения одного из древнейших базаров, это и район, считающийся одним из самых интересных и спокойных мест города, где, гуляя под многовековыми тенистыми деревьями тутовника, можно наткнуться не только на жителей города, отдыхающих в местной чайхане, туристов, с интересом разглядывающих медресе и пруд, уличных торговцев и дервишей, но и встретиться с самой сказкой. Так, прогуливаясь по площади, мы наткнулись на статую Ходжи Насретдина на его знаменитом осле, и созерцание каменного изваяния полулегендарного восточного «мудрого глупца» вновь перенесло нас в детство. Чуть позже после посещения одной из бухарских медресе, во дворе которой росло величественное вековое дерево, мы узнали, что у его подножья снимались многие сцены фильма об Али-Бабе – герое Востока, сумевшем победить злых разбойников и завоевать любовь прекрасной Марджины. Ну и как, скажите, после всего этого можно воспринимать Бухару cерьёзно?

Тем не менее, лицезрением сказочных персонажей наше путешествие не закончилось. Продолжительное плутание по сложному лабиринту городских улочек привело нас к знаменитой бухарской крепости - Арку. Арк - своеобразный город-музей с цитаделью и «насыпной площадью» - регистаном, где в стародавние времена проходили народные гуляния, празднества и казни. Данный памятник архитектуры спорно является одним из древнейших в городе, так как некоторые историки датируют его строительство 10-11 веками нашей эры, другие же склонны предполагать, что Арк, построенный в форме созвездия Большой Медведицы, был основан в 4 веке до нашей эры. Как бы то ни было, крепость бесспорно древняя и очень красивая. Однако задержаться там надолго у нас не получилось, ведь в такой ограниченный промежуток времени нам предстояло посетить еще немало интересных мест.

Итак, следующим пунктом нашей программы стало посещение комплекса Пои-Калян, расположенного на небольшой площади неподалеку от Арка. Здесь находится знаменитая мечеть Калян и одноименный минарет, а также медресе Мир-и-Араб. Минарет Калян – самое высокое сооружение в старой Бухаре, с вершины которого муэдзин призывал когда-то мусульман на празничную или пятничную молитву в мечеть, расположенную у подножья минарета. Этот по сути дела обычный кирпичный столб действительно поражает своими размерами и оригинальностью украшающих его узоров. Впрочем, каждая мечеть и медресе в старом Городе украшена по-своему оригинально и неповторимо. Тем не менее, чисто визуально больше всего мне понравилась Медресе Нодир Диван Беги, в которой в настоящее время находится ремесленный центр. И это вполне обычное явление, так как малое количество старинных медресе являются действующими и поныне, большинство из них приспособлены под мастерские. Там, где когда-то находились кельи учеников и классные комнаты, теперь находятся творческие мастерские местных ремесленников, где они творят свои шедевры из дерева, метала, глины и других подручных материалов, а затем продают туристам за кругленькую сумму. Такие поделки очень ценятся, а их создатели почитаются не только среди туристов, но и среди местных жителей, ведь издавна узбекские мастера славились своей искусностью в резьбе по дереву и камню, чеканке и вышивке золотом.

Самым запомнившимся узбекским сувениром из такого рода мастерских в Ташкенте, Бухаре и Самарканде стала своеобразная подставка под Коран – вещица, состоящая из четырех скрепленных между собой деревяшек, собрать которые без надлежащей подготовки не так-то и легко. Помню, ученики мастера минут 10 учили нас этому и без конца показывали, в каком порядке нужно складывать деревянные пластины, чтобы получить подставку. В конце концов, процесс всех увлёк, а непринужденная беседа с обаятельными молодыми узбеками так развеселила, что к моменту покупки поторговаться никому и в голову не пришло, посему купили по подставке за 3000 сумов каждый и сфотографировались на память с теми самыми учениками. Стоит заметить, что позже мы нашли практически такие же поделки, только дешевле, оказалось, что такие сувениры в каждом мало-мальски туристическом городе – на каждом углу, причем всевозможных форм, размеров, цветов и узоров. Цены на одни и те же вещи могут быть до неприличия высокими – у одного и подозрительно низкими – у другого уличного торговца, но чаще всего они поначалу достаточно высоки. Исход сделки зависит здесь, разумеется, от вашего ораторского искусства и умения торговаться. Поначалу нам было достаточно непривычно спорить с продавцом, пытаться умасливать его, чтобы снизил цену, или давить на жалость – одним словом, торговаться. Однако к концу поездки мы так поднаторели в этом деле, что порой удавалось снизить предлагаемую цену за товар вдвое. И когда мы вернулись домой, непривычным уже казалось покупать за столько, сколько написано на ценнике. А вообще, цена любого товара во многом зависит и от вашей родной страны. Узнав, что мы из Казахстана, торговцы любили поговаривать, что «в Казахстане все богатые, живут хорошо и денег имеют много» и редко сбрасывали цену. Киргизов же они жалели, считали бедными и определенно обиженными судьбой, наверное потому, что как раз в период нашего пребывания в Узбекистане, в соседней стране произошла революция. Я думаю многочисленных иностранцев – американцев, немцев, французов, с которыми мы периодически пересекались во время прогулок и экскурсий, местные бизнесмены безбожно грабили и продавали по самым завышенным ценам то, что мы, как русскоязычные туристы, получали за копейки. Разумеется, узбеки это делали не со зла, они вообще произвели впечатление очень дружелюбных, радостных и просто приятных в общении людей. Кроме того, большинство местных – настоящие полиглоты, прекрасно владеющие не только узбекским и русским языками, но и свободно изъясняющиеся на таджикском и английском языках. Впрочем, для жителей наводненного туристами и путешественниками города – это не редкость. Но неожиданно и приятно было услышать прямо перед собой громкие и звонкие голоса смуглых ребятишек, кричащих наперебой « hi», « how are you», « bye» и хихикающих одновременно. Даже эти маленькие проказники, привыкшие к частым встречам и общению с иностранцами, с малых лет излучают то добро, дружелюбие и гостеприимство, присущее лишь людям Востока.

Вечером мы отправились в местную чайхану, располагавшуюся неподалеку от нашей гостиницы. Там за чашечкой ароматного зеленого чая с жасмином мы прокручивали в голове события прошедших дней и строили дальнейшие планы. Завтра рано утром нам предстояло отправиться в еще один древний узбекский город - Самарканд, но все мы знали, что Бухара навсегда останется в наших сердцах или хотя бы в нашей памяти как город оживших легенд и сказок, где на каждом углу происходят чудеса, в подлинности которых не приходится сомневаться.

[1] [2] [3]

   
   

©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2016
Перепечатка материала - только с указанием источника