Avalon Historico-Geographical Society
main / projects / embodied / 'Tien-Shan 2004' expedition
 

One million steps for the three of us


Chapter 1. PROKHODNOYS AND OZERNIYS
Chapter 2. THE GREAT WATER
Chapter 3. SNOW AND SUN

Chapter 1. PROKHODNOYS AND OZERNIYS

Having bought all the supplies and equipment in Almaty, our group moved out according to already familiar itinerary, on Sunday morning, in direction of the resort Alma-Arasan, where last year we started our trip to the Zailiyskiy Alatau from. Half an hour in the bus, which was spent talking with inhabitants, who appreciated the weight our backpacks at their true value, kept asking us about our undertaking, and we were on the spot.

Mist over the valley

Mist over the valley

The first day obviously didnt make us happy with the weather. Hardly an hour had passed from the moment we stepped on the path when it started pouring. Involuntary was recalled the memory about last years trip, when rain and dampness made us to descend two days earlier than wed planned. But unlike last year, that time we had ample reserves of gas so we were not threatened to die because of cold and hunger.

From the gorge Alma-Arasan we were climbing up along the valley of the river Prokhodnaya, after which was the gorge named. It didnt seem that the rain was going to stop, but our raincoats looked half of what they had looked just half an hour ago the thinnest polyethylene kept breaking everywhere caused by any movement. Soon it had become colder and we decided to stop and have a cup of tea.

Hidden under the trees we kindled the gas-jet and very soon nice warm of hot drink petted our guts. We had hardly got warm when we were passed by the group of briskly walking tourists, and some of them were wearing bathing suits. It is evidently yogis we thought, - as far as the weather was not suitable for sunbathing at all. But in an hour we met them again getting changed into more appropriate clothes for mountains and wood. Well, they were not yogis

Climbing higher and higher we passed the place on the opposite side where we laid out the tents last year. Now our itinerary is considerably longer. Searching for the Aleshkas bridge Zhenya and I had gone way forward and at last found that legendary for that locality crossing. Sasha and the girls stayed to wait for us down-stream. That was useless to cry because the river was cutting off all the sounds. So what we had to do just to wait till they understand that we were not coming because we had found the crossing and decide to catch up with us. And indeed, soon they had already been with us.

Now it was necessary to go up to the Space station to the pass Zhosalykezen. For me, personally the ascent was difficult and I managed to do it only at the cost of supreme efforts. And by the end I was just dragging behind, counting portions of ten-twenty steps and then rested between them. Somewhere in the middle of ascent the height pasted over 3000 meters point.

Zhosalykezen Pass ascent

Zhosalykezen Pass ascent

The itinerary wed chosen for the first day was rather long and difficult itself and in addition the weather meddled in. Though of course, spectacle of mist and clouds in the mountains is charming (especially on comparatively low altitudes), but it only from the plain seems that the clouds slowly float across the sky. Only being on height you understand as swiftly and quick they move. There is something terrifying as you watch a cloud rushes to you and understand that you will be inside it for some time. That day the clouds passed us with interesting periodicity of 40 minutes, like submitted to the unknown for us timetable. Right after this ascent when wed been inside the clouds one thought occurred to me that we could proudly declare: We had been there where the sky met the ground.

By the skin of our teeth climbed on the top we found ourselves at the Space station. There was a thought to stay for a night right there, because to walk somewhere else wasnt the brightest perspective. But having thought about it thoroughly we swept aside this possibility. At this height and moreover next to the pass that would be terribly cold at night there. So after a short break the way down had begun.

Surely we were affected with both either the huge gain of the height during one day (by bus and on foot was about 2800 meters as a total) or just physical tiredness for want of habit. And for Lena it was the first mountain trip. So from the Space station down the serpentine road and till the institute named after Stenberg we were walking in complete darkness and in condition which was very close to zombies. And only Zhenya decided to go down ahead of everybody and not along the serpentine road but straight. That day all of us were surprised with his playfulness. As we found out later, descending almost in complete darkness he stumbled and rolled downhill. But that didnt prevent him to be the first in the village and to give signals with a lamp showing the direction to us, who was walking in the dark.

Sovetov Peak  the third from the left

Sovetov Peak the third from the left

With a help of Zhenyas efforts the house at very moderate price 50 tenge per a person (as we were told later that was the fee per electricity) was waiting for us. We stayed in this house for a night. It was decided in the evening that Lena had to go back and Marina would accompany her. Till late at night we were trying to dry our boots, which got soaking wet during the day. But then we gave up this hopeless work and went to bed somewhere about three oclock in the morning.

The next day began with the descent down to Big Almaty lake. The color of the lake was amazingly beautiful, but generally it was very natural for the glacial lakes. It was whitish-turquoise. Having drunk tea for the last time on the lake side we parted with Marina and Lena, who left for Almaty. And we started to drag ourselves along the river Ozernaya in direction of the pass with the same name.

On our way there we met a big group of the tourists from Ekibastuz, who were coming back from the Tourists pass. According to their words, the pass Aksu (one of the possible ways to Issyk-Kul ) was blocked with the snow.

Marmots in the Northern Tien-Shan are probably the most widely spread living creatures. Their whistling kept making us turning around it really sounded like humans one. And also they trampled down very good paths, which actually had one disadvantage if you were inattentive you could easily get into one of their burrows and break something. Taking into consideration that little amount of provision we had with us, very soon we started to dream to slaughter a marmot with the rocks and to try fresh meat. That was very illusory dream indeed, bearing in mind their swiftness and attentiveness.

By the way, speaking about fauna. At that height and in that season a traveler is usually bothered with two disasters in turn: either it rains and you walk soaking wet and cold or rain stops and like obeying to the looked out sun the swarms of the horse-flies appear. And they try to sting you and succeed in it even through the jeans and thick shirts. First appearances of rain certainly sweep them away and you even cant decide what bothers you more. Thinking what is better we have come up to the place where our way was blocked with the river.

Half an hour before crossing over the Ozernaya River

Half an hour before crossing over the Ozernaya River

Ozernaya was the first river, which we had to force a crossing over. And to tell you the truth, we couldnt make up our mind to do it for a long time, remembering one simple rule: to cross the mountain rivers only in the morning. But the perspective to dry early in the morning tomorrow and waste time on it was seducible to no one of us. That was better to cross the river today and to lay out the tents where that was possible to make the belongings dry and to receive something hot as a treatment for super cooling. Our hesitation finally disappeared after a man carrying a bicycle on his shoulders crossed the river before our eyes.

In brief, we took off our boots and ran on the ice-cold water and slippery stones. And then a series of incidents happened. Sasha owing to my and Zhenyas effort and assistance crashed into the icy water. And Zhenya had to run across the river twice as he had left his look-see at the opposite bank. Later on it became a true tradition. In two days, for example, Zhenya left his axe on the bank in the same way.

We settled on a small hill not far from the bank for getting dry and spending the night. Mountains with slopes partly covered with snow rose to the south as a solid wall. When looking through the photos shot that evening at home I couldnt choose the sunsets for printing. Each of mountain sunsets is beautiful and unique in its own way. The moments when the sun has disappeared but its light is still reflected like a red glow on the mountains situated to the east stick to ones memory forever.

Not far away from us we saw a moraine for the first time (that time we didnt know that was exactly a moraine) and it had such even edges that it seemed something made by human hands. We even called that place a bunker as a joke.

And in the evening we had a rich and hearty meal. The cognac (there was much less left) was postponed for a while and vodka which was the warm healing remedy was taken out of the backpack. The toast of that evening was: Well guys, now we know what a real forcingis but it has no relation to the movie.

The next morning we started out towards the Ozerniy pass. Theoretically there exists a highway in this direction but in fact only a cross-country vehicle or a quadrocycle could ride through it. A group of people riding such quadrocycles rushed by when we were at an hours distance from the pass. At the same time we met two men from Bishkek moving from Almaty who were going to pass the route by the express method as they had only three free days.

And we saw the Ozerniy pass at last (3520 metres). The fact that we were already in Kyrghyzstan could be determined only by the GPS coordinates and the map. We didnt see any boundary posts, men with guns and dogs or any other cordon attributes. We even had a feeling that Asia had a chance to eliminate all the boundaries some day just the way Europe is trying to do it now. It is necessary to mention that the hope was awfully ruined when we were getting back to Almaty by bus and had to pass the customs control twice (we were lucky to have registered in Cholpon-Ata, otherwise we would have troubles).

Not far away from the frontier we decided to halt and make some kidney beans with tinned stew meat. Who could know what our meal would turn out to be. The point is that we didnt have an idea to soak the beans in the evening and did it only in the morning. The time before the dinner was evidently not enough for the beans because at the moment we put into the pot it was absolutely hard. We tediously boiled it for a long time and then decided that hot things cant be raw and tried to eat it. It was really disgusting as the beans were hard and tasteless. But anyway we had to move forward because according to our plan we were supposed to get to the Chon-Kemin river by evening.

Valley of the Chon-Kemin river

Valley of the
Chon-Kemin river

In a couple of hours a vast valley of the Chon-Kemin river with cloudy sky above was stretched in front of us. At the other side of the valley rose the Kungey-Alatoo mountain ridge, the second main ridge of the Northern Tien-Shan. But half an hour later we didnt care about the beautiful views at all.

Our stomachs tried to digest the kidney beans, failed to do that and went out of order altogether. It was revealed in different ways. However, the typical thing was that the beans managed to find the way back outwards doing it repeatedly and grievously preventing us from sleeping, eating and drinking all the evening long. At night when the beans had been finally moved out of the stomachs along with all the things that had been there we fell asleep being exhausted. And that was the end of the Tuesday the third day of our journey.

[1] [2] [3] [4]
 
 

© 'AVALON' HGS PA, 2005-2016
Reprint of information is permitted with specifying the source only

Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / проекты / реализованные / экспедиция "Тянь-Шань 2004"
 

Миллион шагов на троих


Глава 1. ПРОХОДНЫЕ И ОЗЕРНЫЕ
Глава 2. БОЛЬШАЯ ВОДА
Глава 3. СНЕГ И СОЛНЦЕ

Глава 1.  проходные и озерные

Закупив в Алматы продукты и снаряжение, воскресным утром наша группа по уже привычному маршруту выдвинулась в направлении курорта Алма-Арасан, откуда в прошлом году мы начинали свой поход по Заилийскому Алатау. Полчаса в автобусе, проведенные в разговорах с местными жителями, которые, по достоинству оценив вес рюкзаков, с интересом расспрашивали нас о нашей затее, и мы на месте.

Туман над долиной
Туман над долиной

Первый день явно не радовал нас погодой. Не прошло и часа с того момента, когда мы ступили на тропу, как зарядил дождь. Невольно вспоминалось прошлогоднее путешествие, когда дождь и сырость вынудили нас спуститься на два дня раньше намеченного срока. Но, в отличие от прошлого раза, теперь у нас был большой запас газа, так что умереть от холода и голода нам уже не грозило.

Из ущелья Алма-Арасан мы поднимались вверх по долине реки Проходная, давшей название и всему ущелью. Дождь, похоже, и не думал останавливаться, а наши дождевики уже представляли из себя жалкое подобие того, чем они были еще минуть тридцать назад, - тончайший полиэтилен лопался во всех местах от любого неловкого движения. Вскоре стало прохладнее, и мы решили устроить привал и попить чаю.

Спрятавшись под деревьями, мы зажгли горелку, и уже очень скоро приятное тепло горячего напитка ласкало наши внутренности. Не успели мы еще отогреться, как мимо нас бодро прошагала группа туристов, некоторые из которых шли в купальниках. "Очевидно, йоги" - подумали мы, - погода уж явно не располагала к загоранию. Правда, через час мы снова встретили их, причем уже переодевающихся в одежду более подходящую для гор и леса. Значит, не йоги…

Поднимаясь все выше и выше, мы оставили на противоположном берегу место, где в прошлом году разбивали свой лагерь. Теперь наша дорога лежала значительно дальше. В поисках Алешкиного моста мы с Женькой ушли далеко вперед и, наконец, нашли эту легендарную для здешних мест переправу. Саня и девчонки остались ждать ниже по течению. Кричать было бесполезно, - шум реки перебивал любые звуки. Так что оставалось лишь ждать, когда они, поняв что мы не возвращаемся по той причине, что нашли переправу, двинут по направлению к нам. И на самом деле, вскоре они уже были с нами.

Теперь нужно было идти только вверх, аж до самой Космостанции, на перевал Жосалыкезен. Подъем был трудный. Лично мне он дался ценой больших усилий, - под конец уже просто плелся, отсчитывая "порции" по десять-двадцать шагов и устраивая отдых между ними. Где-то на середине подъема высота перевалила за 3000 метров.

Подъем на перевал Жосалыкезен
Подъем на перевал Жосалыкезен

Маршрут, который мы выбрали для первого дня, был и без того довольно продолжительным и трудным, а тут еще в дело вмешалась погода. Хотя, конечно, туман и облака в горах - зрелище завораживающее (особенно на относительно небольших высотах), но это ведь только на равнине кажется, что облака медленно плывут по небу. На высоте же понимаешь, насколько стремительно и быстро они двигаются. Есть что-то жуткое в том, когда ты видишь, как на тебя несется облако и понимаешь, что некоторое время ты будешь находиться внутри него. А в тот день облака проносились мимо нас с интересной периодичностью в 40 минут, словно повинуясь какому-то неизвестному нам расписанию. Именно после этого подъема, когда мы побывали в облаках, у меня появилась мысль, что теперь мы можем с гордостью заявить: "Мы были там, где небо встречается с землей".

С горем пополам поднявшись наверх, мы оказались на Космостанции. Была мысль остаться ночевать прямо здесь, потому что идти дальше ужасно не хотелось. Но, поразмыслив, такую возможность отмели - здесь на высоте, да еще и вблизи от перевала, на самом ветру, ночью было бы ужасно холодно. Итак, после небольшого отдыха, началась дорога вниз.

Конечно, сказался и большой набор высоты за один день (суммарно на автобусе и пешком получилось около 2800 метров), и просто физическая усталость с непривычки. А для Лены это вообще был первый горный поход. В общем, по серпантину с Космостанции до института имени Штенберга под конец мы уже шли в полной темноте и в состоянии, близком к зомбическому. Только Женька решил спускаться вперед всех и не по серпантину, а напрямик. В тот день мы все просто изумлялись его резвости. Как мы узнали позже, спускаясь почти в полной темноте, он споткнулся и покатился вниз. Но это не помешало ему первому попасть в поселок и потом фонарем сигналить нам, идущим в темноте, задавая верное направление.

Пик Советов - третий слева
Пик Советов - третий слева

Женькиными стараниями в поселке нас ждал домик по чисто символической цене - 50 тенге за человека (как нам объяснили, плата за электричество). В этом домике мы и расположились на ночлег. Вечером было решено, что Лене необходимо идти обратно, а Марина будет ее сопровождать. До поздней ночи пытались высушить обувь, которая за целый день промокла насквозь. Правда, потом забросили это гиблое дело и уже около трех ночи пошли спать.

Следующий день начался со спуска к Большому Алматинскому озеру. У озера удивительной красоты, но, в общем-то, совершенно обычный для ледниковых озер, цвет. Он белесо-бирюзовый. На берегу озера, попив на прощание чаю, мы расстались с Мариной и Леной, которые отправились обратно в Алматы. А мы побрели вдоль реки Озерная по направлению к одноименному перевалу.

По пути мы встретили большую группу из Экибастуза, которые шли с перевала Туристов. По их рассказам, перевал Аксу (один из возможных вариантов пути на Иссык-куль) был завален снегом.

Сурки на Северном Тянь-Шане являются, наверное, самой распространенной живностью. Их свист постоянно заставлял нас оборачиваться, - он ужасно похож на человеческий. А еще они протаптывают очень хорошие тропинки, у которых, правда есть один недостаток - если быть невнимательным, то можно влететь ногой в сурочью норку, а так и поломать себе что-нибудь недолго. Учитывая небольшое количество имеющейся у нас провизии, очень скоро мы стали мечтать о том, чтобы камнями забить сурка и отведать свежего мясца. На самом деле, очень призрачная мечта, учитывая их проворность и внимательность.

К слову о фауне. На такой высоте и в такое время года путника попеременно достают две беды: либо идет дождь, и ты бредешь весь мокрый и холодный, обдуваемый ветром, либо дождь прекращается, и, словно повинуясь выглянувшему солнышку, появляются тучи бзыков (слепней), норовящих больно укусить тебя и успешно это делающих даже через джинсы и толстые рубашки. С появлением дождя они, естественно, исчезают, а ты даже и не можешь сообразить, что тебя достает больше. В раздумьях о том, что же лучше, мы подошли к месту, где наша дорога преграждалась течением реки.

за полчаса до переправы через речку Озерная
за полчаса до переправы через речку Озерная

Озерная была первой речкой, которую нам предстояло форсировать. И честно говоря, мы долго не решались это делать, твердо помня одну простую истину: переходить через горные речки нужно только утром. Но перспектива сушиться завтра спозаранку и терять на этом время нас нисколько не прельщала, лучше уж было перейти речку сейчас и разбить сразу после этого лагерь, где можно было бы усиленно сушить вещи и лечиться от переохлаждения чем-нибудь согревающим. Наши колебания окончательно исчезли после того, как на наших глазах через речку переправился один мужичок, который, к тому же, тащил на своих плечах велосипед.

В общем, сняли ботинки и бегом по ледяной воде и скользким камням. Тут не обошлось без происшествий. Санька, благодаря нашим с Женькой стараниям и помощи, успешно шваркнулся в ледяную воду. А Женьке пришлось бегать через речку дважды, так как он оставил на том берегу свой бинокль. В дальнейшем это стало прямо-таки хорошей традицией - таким же образом, например, через два дня Женька оставил на берегу свой топор.

Сушиться и ночевать мы расположились на небольшом холме, совсем недалеко от берега. На юге сплошной стеной высились горы, склоны которых местами были покрыты снегом. Уже просматривая дома на компьютере отснятые тем вечером фотографии, просто не мог выбрать те из закатов, которые обязательно нужно распечатать. Каждый из горных закатов по-своему прекрасен и неповторим. Моменты, когда солнце уже скрылось, но его свет еще продолжает отражаться красным заревом на горах, находящихся с восточной стороны, запоминаешь на всю жизнь.

Неподалеку от нас, мы впервые увидели морену (тогда мы еще не знали, что это была именно морена), и она представлялась нам чем-то сделанным человеческими руками - настолько ровные у нее были границы. Мы даже в шутку обозвали это место "бункером".

А вечером у нас был сытный и плотный ужин. Коньяк, которого уже стало меньше, был отложен до лучших времен, а из рюкзака была извлечена водка, которая и была тем самым согревающим лечебным средством. Тост того вечера: "Вот пацаны, теперь мы знаем, что такое на самом деле форсаж, но это не имеет никакого отношения к тому самому фильму".

Следующим утром мы двинулись по направлению к перевалу Озерный. В общем-то, теоретически, на этом направлении присутствует автомобильная дорога, но в действительности проехать по ней сможет только вездеход или квадроцикл. Группа на таких вот квадроциклах и пронеслась мимо нас, когда мы были где-то в часе хода от перевала. В это же время мы встретили двух двигающихся из Алматы жителей Бишкека, которые собирались пройти маршрут экспресс-методом, так как в их распоряжении было всего три выходных дня.

И вот, наконец, перевал Озерный (3520 метров). То, что мы уже в Кыргызстане, можно было определить исключительно по координатам GPS и карте. Никаких пограничных знаков, людей с автоматами и собаками и прочей кордонной атрибутики мы не повстречали. Даже появилось чувство, что для Азии еще не все потеряно, и она когда-нибудь уберет все границы так же, как это сейчас пытается сделать Европа. Следует заметить, что данная надежда была зверски растоптана, когда мы возвращались в Алматы на автобусе, и нам пришлось проходить пограничный контроль дважды (хорошо еще, что не поленились зарегистрироваться в Чолпон-Ате, а иначе не обобрались бы проблем).

Недалеко от границы мы решили устроить привал и сварить фасоли с тушенкой. Кто же мог знать, чем обернется эта наша трапеза. Дело в том, что вчера вечером, мы не догадались замочить фасоль, и сделали это лишь сегодня утром. Времени до обеда фасоли оказалось явно недостаточно, потому что на момент когда мы положили ее в котелок, она была совершенно твердой. Мы долго и нудно мучили ее кипячением, а потом, решив, что горячее сырым не бывает, попытались ее съесть. Есть ее было жутко противно, так как она была ужасно твердая и невкусная. Но нам по-любому нужно было двигать вперед, потому что по нашему плану к вечеру надо было дойти до реки Чон-Кемин.

долина реки Чон-Кемин
долина реки Чон-Кемин

Через пару часов перед нами, на фоне покрытого облаками неба, простиралась обширная долина реки Чон-Кемин, по другую сторону которой возвышался хребет Кунгей-Алатоо, второй основной хребет Северного Тянь-Шаня. Но уже через полчаса, нам было совершенно не до красоты пейзажей.

Наши желудки, попытавшись переварить фасоль и не справившись с этой непосильной для себя задачей, дружно решили дать сбой. Проявилось это по-разному. Однако, характерным для всех было то, что фасоль все-таки умудрилась найти дорогу обратно наружу, причем делала это многократно и мучительно, не давая нам ни спать, ни есть, ни пить, в течение всего вечера. К ночи, когда фасоль была окончательно выведена из желудков, вместе со всем, что там еще было, кроме нее, мы, обессиленные, заснули. Так и закончился вторник - третий день нашего путешествия.

[1] [2] [3] [4]
   
   

©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2016
Перепечатка материала - только с указанием источника