Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / проекты / реализованные / экспедиция "Тянь-Шань 2004"
 

Миллион шагов на троих


Глава 1. ПРОХОДНЫЕ И ОЗЕРНЫЕ
Глава 2. БОЛЬШАЯ ВОДА
Глава 3. СНЕГ И СОЛНЦЕ

Глава 2.  большая вода

Найденный Женькой на берегу Чон-Кемина ботинок с вибрамовской подошвой, который, судя по его состоянию, пролежал в воде уже долгое время, очень красноречиво говорил о том, что эта речка не совсем простая. Интересно было задуматься и о том, что произошло с владельцем ботинка. Поплыл ли он дальше по течению без оного ботинка или пошел? Интересно только как.

Мы довольно долго безуспешно бродили вдоль Чон-Кемина и даже перебрались через несколько ручьев по направлению к озеру Жасык-куль. Логика такого поступка заключалась в том, что Чон-Кемин течет оттуда и, очевидно, в том месте его русло должно быть уже. Правда, как оказалось, и вода там течет с намного большей скоростью. В итоге, пришлось прыгать через все эти ручьи в обратном направлении. В одном из ручейков Санька руками поймал какую-то маленькую рыбку, которую, правда, в связи с ее пищевой непригодностью, а точнее, незначительностью, пришлось отпустить.

Все услышанные нами рассказы говорили о том, что в ближайшей перспективе целых мостов через реку не предвидится (если не считать железобетонного моста, который был совсем уж далеко). Поэтому вопрос о форсировании речки вставал очень остро, причем именно здесь, в том месте, где, судя по карте, она была относительно узкой и разделялась на несколько рукавов. Правда, из-за идущего дождя речку переполняло водой, и мы долго не решались отважиться на то, чтобы перейти ее вброд. Посему, решив, что надо хотя бы дождаться окончания дождя, мы устроили привал и поставили вариться рисовую кашку, которая шла в качестве лекарства для наших измученных вчерашним происшествием желудков.

Уже была съедена каша и поставлена вода для чая, а дождь все так же шел и шел, и с каждой его каплей возможность нашей переправы становилась все призрачнее. Тогда то провидение и послало нам помощь в виде двух охотников-киргизов, которые предложили перевезти нас на другой берег на своих лошадях, естественно не безвозмездно. Но кто сказал, что провидение должно быть бескорыстным?

переправа через Чон-Кемин
переправа
через Чон-Кемин

Дождавшись, пока дождь немного затих, киргизы партиями начали перевозить нас и наши рюкзаки через бушующую реку. Бедные лошадки изо всех сил перебирали ногами, пытаясь нащупать твердую почву и в то же время противостоять сильному течению. Время от времени они погружались в воду по самое брюхо. Несколько раз моя лошадь наклонялась уже настолько, что я думал: "Все, сейчас опрокинемся". Но нет, смелые лошадки все-таки выстояли и благополучно вынесли нас на противоположный берег. Да уж, подумали мы, что было бы с нами, вздумай мы все-таки переходить Чон-Кемин вброд. Никакая веревка не помогла бы. Дождь делал свое дело, и река была просто переполнена водой.

"Подаришь веревку, а?". Эту фразу нам пришлось услышать от наших киргизов, наверное, раз десять, и до переправы и после нее. В общем-то, нас предупреждали, что здешний народ отличается своей "простотой". Подари и все тут. Но мы стойко держались, даже не столько из-за нежелания отдавать веревку, сколько из опасений, что она еще может пригодиться.

Киргизы сказали, что нам придется перейти три речки, а перед четвертой повернуть налево, таким образом мы и попадем на перевал Кок-Айрык. Веревку мы им все-таки дали, но не ту, которую они просили, а немного потоньше.

Дорога по долине Чон-Кемина идет без всякого набора высоты, и, следовательно, не требует особых усилий. Усилия же приходилось прилагать именно к тем, впадающих в Чон-Кемин, речкам, о которых нам было сказано. Так, вдоль Северного Чолпона в поисках места для переправы мы бродили наверное часа два, если не больше. Был уже вечер, около шести часов, поэтому вода в реке просто бурлила. В своих странствиях по островкам в русле речки, проведенных в попытках переправиться, я даже нашел какой-то деревянный ящик, который вечером нам очень пригодился, учитывая бедность здешних мест на предмет древесины для костра.

В общем-то, мы уже решили ночевать на этом берегу, и я даже начал разбивать лагерь, в то время, как Санька и Женька пошли побродить вокруг в поисках древесины. Однако, уже через 10 минут ночевка была отложена в свете того, что наши разведчики вернулись. Причем вернулись с новостью о том, что переправа все-таки возможна сегодня, и для того, чтобы перейти на другой берег, нам придется снова помочить ноги в Чон-Кемине.

экстравагантный мост через Чон-Кемин
экстравагантный мост через Чон-Кемин

Почему, спросите вы. А причина заключалась в истории строительства автодороги. Человеческий инженерный гений в ходе строительства трассы решил ради экономии сил, времени и средств, построить мост не над рекой, а над новым ее руслом. То есть, построили на берегу мост, прорыли под ним новое русло и попытались перенаправить в него реку. Однако, упрямая горная река не только размыла основание моста, но и вернулась в старое русло. Получилась довольно бесполезная конструкция, соединяющая островок посреди реки и один из берегов, причем очень условно соединяющая. В итоге нам пришлось вначале перебраться на этот островок, а потом идти по довольно высокому, но жутко гремящему и шатающемуся от ветра и любого движения мосту, на котором и кашлянуть-то было страшно. Перепрыгнув с моста на нужный нам берег, мы снова почувствовали под ногами твердую землю и продолжили свой путь.

Надо сказать, что к концу этого дня, переправы через речки и ручьи стали казаться уже чем-то совсем обыденным. Мы перестали снимать ботинки и шли по воде прямо в них. Гортекс в конце концов, на мне или не гортекс, чтобы я еще себе ноги студил?! Таким образом, мы и перешли Тертюнчю-Кой-Суу - вторую из четырех речек, про которые нам говорили киргизы. А после ее перехода решили устроить ночевку.

согревающее пламя костра
согревающее пламя костра.

Женька срубил единственный на берегу кустик арчи, оборудовал из нескольких камней очаг, и через полчаса нас уже радовало теплое и убаюкивающее пламя костра, вокруг которого во всевозможных интерпретациях сушились наша обувь и одежда, так много пережившие за сегодняшний день. А мы сидели и грелись у костра, попивая столь незаменимый в горах адмиральский чай (обычный сладкий чай с добавлением ложки коньяка).

 

 

 

[1] [2] [3] [4]

©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2017
Перепечатка материала - только с указанием источника