Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / проекты / реализованные / экспедиция "Тянь-Шань 2004"
 

Миллион шагов на троих


Глава 1. ПРОХОДНЫЕ И ОЗЕРНЫЕ
Глава 2. БОЛЬШАЯ ВОДА
Глава 3. СНЕГ И СОЛНЦЕ

Глава 3.  Снег и солнце

Третья на нашем пути вдоль Чон-Кемина речка удивила нас наличием мостика, так что нам даже не пришлось в очередной раз мочить ноги. Правда, дождь, который опять, словно по расписанию, начал капать с неба, не дал нашим ботинкам отдохнуть. Мы миновали морену Кара Мурун, а потом, дойдя до четвертой речки (Орто-Кой-Суу), как нам и было сказано, повернули в сторону от Чон-Кемина и двинули по направлению к перевалу Кок-Айрык.

по дороге на перевал
по дороге на перевал

На этой территории любая охота полностью запрещена, поэтому животный мир сразу стал разнообразнее. А то сурки уже начали надоедать и перестали вызывать у Сани первоначальный восторг. Пейзаж тоже стал постепенно меняться. С каждым шагом он становился все более похожим на то, что мы видим в фильмах про южноамериканские Анды. Только вместо кондоров нам стали часто встречаться беркуты. Словно в подтверждение этого, наткнулись на табличку Буркут уя ("Гнездо беркута" по-киргизски). Очевидно, это было название скалы, которая и на самом деле изобиловала пещерами на большой высоте, которые вполне могли использовать беркуты в качестве своих домов.

Слева и справа снега и нависающие над ними тяжелые тучи. Мы нашли сначала один, а потом и второй вагончик, о которых нам также рассказали киргизы. Со времени строительства автодороги Чолпон-Ата - Алматы, здесь осталась куча разной техники, а также несколько строительных вагончиков, которые уже много лет используются туристами, идущими через перевал, в качестве убежища от непогоды.

Мы расположились в правой, более обжитой части второго вагончика, все стены которого были исписаны такими же, как и мы, странниками. Причем попадались среди записей весьма интересные экземпляры, по типу "28 февраля 2003 года. Третий день идет снег, перевал завален. Жрать нечего". А кто-то даже нарисовал целую картину, изображающую островок с пальмой, на берегу которого стоит девушка, видящая, на фоне заходящего Солнца, идущий под парусами корабль. Тут кто-то заметил, что одна из надписей, говорящая о том, что кто-то замерз "как цуцыки" была датирована сегодняшним днем. В дальнейшем, мы еще не раз обнаруживали записи этой группы туристов, которые, как оказалось потом, попали на Кок-Айрыке в снегопад.

Только мы начали обустраиваться в нашем новом доме, как Жексон, выйдя наружу, закричал Саньке, чтобы тот бежал к нему с фотоаппаратом. И наши уже не совсем юные натуралисты опять занялись фотосъемкой животного мира. На этот раз в поле их зрения попали горные козлы - теки и маралы или косули, которые паслись на горке по другую сторону долины.

Дабы приобщиться к сообществу путешественников через Тянь-Шань, мы решили оставить на стенке вагончика надпись, увековечивающую факт нашего нахождения в этом гостеприимном месте. Сразу возле входа, слева от столика, была поставлена печать нашего историко-географического общества и написаны точные координаты данной точки, взятые с GPS.

Вечером все запасы еды были либо уничтожены, либо оставлены тем, кто попадет в этот вагончик после нас. Все мосты были сожжены, и теперь мы были просто обязаны дойти завтра до Иссык-куля.

серпантин на Кок-Айрык
серпантин на Кок-Айрык

Всю ночь дул сильный ветер и валил снег, так что на следующий день окружающие наше прибежище горы встретили нас сверкающей белизной.

Утро началось со штурма перевала. Дорога на Кок-Айрык это большой серпантин, порой уводящий тебя от цели на километр и более. Такая дорога просто вынуждает человека пытаться полезть наперерез, что мы периодически и делали. Однако были такие места, где и по серпантину то было пройти сложно. В одном месте дорога была завалена полностью, причем осыпь (вдобавок к своей крутизне) была, очевидно, очень свежей, так как камни под ногами просто ездили, причем даже большие валуны не были исключением. В довершение ко всему, с некоторой периодичностью, сверху скатывался какой-нибудь увесистый камень, увлекая за собой кучу себе подобных. Уверен, что каждый из нас о многом успел передумать за то время, что мы пробирались через эту осыпь.

Солнцезащитные очки в горах - штука на самом деле незаменимая и просто обязательная. Санька наполовину разбил свои очки, так что на большинстве фотографий он похож на пирата, у которого зияющая дыра от недостающего глаза закрыта спортивной шапочкой.

Конечно, Кок-Айрык - это не Эверест, это всего лишь перевал, у которого даже нет категории сложности. Но тем не менее, радость нас просто переполняла, что сразу же вылилось в коллективное исполнение "We are the champions" в тот момент, когда мы поняли, что оказались на финишной прямой. Какое это прекрасное и необычное чувство, когда ты видишь облака, которые проплывают ниже тебя.

перевал Кок-Айрык (3889 м)
перевал Кок-Айрык
(3889 м)

Перевал Кок-Айрык расположен на высоте 3889 метров. Это самое высокое место, где нам удалось побывать на этот раз. Прямо на перевале установлена арка с очень оптимистичной надписью, из которой следует, что дорога Чолпон-Ата - Алматы построена, и международный туризм может чувствовать себя здесь спокойно. Наверное, каждый, кто читает эту надпись, придя на Кок-Айрык с Чон-Кемина, очень скептически к ней относится. А кто-то даже выстрелил дробью в металлический киргизский флаг, установленный над аркой.

Женька старательно вывел на снегу надпись "Авалон-Караганда". Санька захотел сфотографироваться голым по пояс, и его желание тут же было приведено в исполнение.

В строительном вагончике с этой стороны перевала, мы опять нашли следы пребывания наших "цуцыков". Этот вагончик, не в пример нашему, оборудованный намного проще и более продуваемый, стал их прибежищем во время снежной бури. Получалось, что они обгоняли нас примерно на полдня. На спуске нам так и не удалось догнать их, хотя пообщаться было бы интересно.

хребты Терскей-Алатоо
хребты Терскей-Алатоо

С высоты более трех тысяч метров на спуске с перевала прекрасно видно озеро Иссык-куль и снежные хребты Терскей-Алатоо, находящиеся с противоположной стороны озера. Зрелище непередаваемое.

Подъем на перевал занял около трех часов. И теперь у нас было время до вечера, чтобы добраться до Иссык-куля. Решили идти не в Чолпон-Ату, так как она была дальше, а в Чон-Сары-Ой - поселок, на который мы должны были выйти, идя прямо по долине Орто-Кой-Суу. Потом были жаркие восемь часов спуска к озеру.

Но даже несмотря на то, что спускались мы почти бегом, нельзя было не обращать внимание на идиллические картины вокруг: мирно пасущиеся без всяких пастухов барашки и лошади, сочные зеленые луга и обрамляющие долину горы. По дороге нам даже попадались какие-то древние развалины, но, честно говоря, смотреть на них уже не было ни сил, ни желания, ни времени. Ужасно не хотелось прийти в поселок ночью и тыкаться непонятно куда. И еще - ужасно хотелось пива.

Уже совсем близко к Чон-Сары-Ою встретили двух американцев, которые поинтересовались у нас по поводу наличия воды в горах. Они собирались пройти через Кок-Айрык и вернуться к Иссык-Кулю через перевал Аксу. На самом деле интересный маршрут. А один из иностранных гостей горел желанием увидеть диких зверей и с надеждой расспрашивал нас о том, видели ли мы наверху волков и прочую живность. Мы поспешили разочаровать его, так как никаких хищников за всю дорогу мы так и не увидели (очевидно, к счастью).

Я всегда говорил, что пиво - это волшебный напиток, и в некоторых случаях оно способно творить чудеса. Так произошло и в этот раз. Отмахав целый день, вначале вверх, потом вниз (вместе получилось около 30 километров), в Чон-Сары-Ой мы пришли почти обессилевшие. Поэтому казалось просто волшебством, когда после четырех литров пива в час ночи на берегу озера в нас проснулось желание сделать еще 16 километров, дойдя до Чолпон-Аты. Тем более, что берег в Чон-Сары-Ое оставлял желать лучшего. Лично меня в Чолпон-Ату вела мечта проснуться завтра утром на песчаном берегу Иссык-Куля.

Сказано - сделано. Дорога была своеобразная. Меня до сих пор поражает отношение местного населения к туристам. Все подходят знакомиться, были даже такие, кто приглашал к себе в гости. Правда, надо отметить, что подавляющее большинство этих товарищей было в состоянии очень далеком от трезвого. Поэтому в ответ на предложения пообщаться мы отвечали вежливым отказом и говорили, что в Чолпон-Ату нас в данный момент ведет спортивный интерес. Хотя часа через два этот интерес заметно поиссяк. Но нам все-таки надо было продолжать дорогу.

Ближе к рассвету мы были в Чолпон-Ате. Здесь мы поставили палатку в абрикосовом саду и легли немножко поспать. Спали недолго. Нас разбудили шум пролетающих вертолетов и гомон людей вокруг. Оказалось, что неподалеку от нас народ собирал урожай. Позавтракав подножным кормом, мы двинули в поисках пляжа, еды, автовокзала и полиции.

Зарегистрировавшись в полиции, купив билеты на вечер и покушав в уйгурской кухне, мы наконец смогли расслабиться и пойти к озеру. Здесь мы, как и положено, окончательно обгорели на солнце, и бессонную ночь в автобусе до Алматы провели в мучениях, сопровождающих солнечные ожоги. На память я отсыпал себе немного иссык-кульского песка в качестве сувенира и памяти о том, что мы дошли до цели нашего путешествия.

Когда мы спускались с перевала Кок-Айрык, то ли Женьке то ли Сане в голову пришла мысль посчитать сколько примерно шагов уже прошел и еще пройдет каждый из нас за эти шесть дней. Полученную цифру умножили на три и после округления получили очень круглое и внушительно число - один миллион шагов.

© Виталий Шуптар, 2005 год
[1] [2] [3] [4]
   
   

©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2016
Перепечатка материала - только с указанием источника