Avalon Historico-Geographical Society
main / projects / embodied / 'Badakhshan 2007' expedition / On This Side of Pyandj
 

ON THIS SIDE OF PYANDJ

Preface
Chapter 1. THE KINKING WAY TO THE CAPITAL OF THE PAMIRS
Chapter 2. THE STORY REPEATS
Chapter 3. STRONGHOLDS OF THE WAKHAN VALLEY
Chapter 4. PAMIRIS AND BADAKHSHANIS
Chapter 5. AFGHAN BANK IS OF NO NEED TO YOU
Chapter 6. GOING HOME

CHAPTER 2. THE STORY REPEATS

During our first days in Gorno-Badakhshan we began to get easily and naturally accustomed to the special rhythm of the local life: wake up at six or even earlier, go to bed not later than nine or ten in the evening. Our organisms switched from one wave to another themselves, and that made itself felt for a long while after we came back home.

The day in Khorog preceding the mountain part of our expedition was spent in walking around the town, investigating the local bazaar in search of necessary provisions and in unsuccessful search of the Internet (the net turned out to have been failing for four days). In our wanderings we were accompanied by Wakhib and a girl Musades from Dushanbe working for Andre.

In Khorog we quickly understood why it was so easy for the local people to move around the mountains. The fact is that absolutely everything here supposes constant training, beginning with a typical Pamiri house where one should with enviable constancy climb up and down the multilayer floor (and the distance between the layers is about half a meter), and ending with the layout of the streets in any settled area including Khorog. There, for instance, to reach the main post office from Andres home we had to cover rather a big distance with swinging heights, first to one side, than to another.

Khorog

Khorog (view from the botanical gardens)

Khorog cannot boast of ancient monuments because it was founded relatively recently (though, there was the ancient capital of Shugnan situated not far from the city). And one of the modern sights of the town is the botanical gardens that I heard a lot about before our journey. These gardens were said to be the second highest in the world, where one can see trees and bushes brought from different parts of the globe. But, frankly speaking, I never considered myself a tree-and-flower-fancier, so I would have never made up my mind to go there. Moreover, this sight is located at a distance from the town center (about an hour walking on foot), and at a pretty big height. But, as Musades told, we had to get there without fail. I was persuaded by the fact that everything caught by my eyes there could be picked and eaten. And my eyes caught a lot: apricots, mulberries, apples, raspberries, cherries, sweet cherries and a lot of other not less delicious fruit of earth. On the whole, the most important conclusion after visiting the botanical gardens was that we would not die of famine there. Moreover, thanks to the local peoples kindness, we got to the gardens not in an official way, but by a roundabout path shown to us by a good woman. That let us economize 3 somons (almost a dollar).

The evening was celebrated by my cooking the most high-level French meat, which received only positive appreciations by citizens of various countries who gathered at Andres. It was the most exciting for the Frenchman Wakhib who told us that despite the dish bore a very slight resemblance with the French cuisine (indeed, they prepare something of the kind, also in the oven, but they use mashed potatoes, beef and cheese) he liked it any way.

Shokhdara range
Ascending begins

Next day the early morning our group consisting of three people set off for the exit of Khorog where we took a taxi to kishlak Khidorjiv, which is located near the place where the Khidorjivdara river flows into the Shokhdara.

This part of the Wakhan Range is sometimes called the Shokhdara range thanks to the nearest river. Within two or maximum three days we had to ascend from Khidorjiv which was situated at a height of 2300 meters, along the valley of the Khidorjivdara river, to some lake located at the foot of the peak Nishusp. Then, after crossing the pass not lower than 4200 meters, we had to descend from it by a theoretically existing path to the valley of the Nishusp river, reaching the very place where it was flowing into Pyandj. We were not sure that our route had ever been used by other tourists, and that made it more interesting, even though Wakhib noted that he was indifferent whether we would be first-passers or not.

So, going through the kishlak, and always refusing invitations to have some tea we went to a path running along the Khidorjivdara and began our ascending. Warm and sunny weather made us optimistic at first and improved our mood. We managed to leave on the right the Parshed peak and went on ascending higher and higher.

irrigation
Irrigation methods

I should never have thought that it would be necessary to construct irrigation systems in a mountainous area, taking into account its high humidity which is inherent there, as a rule. Nevertheless, at a height of more than two thousand meters in Badakhshan I could observe original canals laid out with stones, carrying water from the height of four thousand meters and more to the villages below. The gist of these constructions, in my opinion, that such canals come up to the village at a higher level than the river itself which usually goes to the gorge and is therefore less accessible. But the water from the canal is distributed among the aryks and creates almost normal water-supply network which constantly provides the village with fresh running water and irrigates few fields.

The weather was gradually becoming worse. There was cold wind, then the rain, and hail after a while. This all resembled me the events of the last year in the Eastern Tien-Shan mountains when my friend and I got into the snowstorm and had to look for a shelter at the local people. Then at the most crucial moment we ran against a Kazakh aul. Now, fortunately, it did not end with the snowfall, because in some time we were able to reach shepherds summer camp (letovka) that was marked on the map and that we were told about by the shepherds we met on our way.

Pamiris
Pamiri shepherds
summer camp

The Pamiris, seeing our frozen condition, quickly boiled milk and prepared famous shirchai for us. This kind of drink is popular with other peoples of Central Asia . This is how it must be prepared: they brew strong black tea in water, this mixture is boiled for a long time; and then they put there salt, butter and milk. This drink is very warming, especially in wet mountain conditions, and its nutritive value can substitute meals. Mountain-dwellers often put pieces of bread into piala with this tea and eat this mixture.

We did not want to cramp the dwellers of the shepherds camp who were numerous even without us for not full six square meters of the living space, so we asked them where it would be better to pitch a tent. The men went to show us a place, and the women went on boiling tea with milk to give it to frozen Lena to drink.

Children of the Pamirs
A young dweller of the Pamirs

Having put up our tents we fell asleep though it was very early (about five or six in the evening). We woke up only next morning and did not even hear the hospitable Pamiri hosts invite us for dinner (I knew about it the following day).

In the morning Wakhib said that a bit of his tooth had been broken off again (I should note that according to his stories problems with his teeth pursued him during his entire journey: he was at the dentists in Dushanbe and Bishkek). Now he was longing to get to Khorog as soon as possible, to go to Dushanbe from there. In Dushanbe, in his opinion, was the nearest civilized dentistry. Thus, his plans about Yashilkul were postponed for indefinite time.

Having said good-bye to the dwellers of the shepherds camp and taken a picture at parting (I must say that the Pamiri people like being photographed very much and consider it an honor and therefore are always grateful to the photographer), we set out on our journey. We had to ascend from 3750 meters to the supposed 4200 (but it turned out to be even higher).

I heard a lot about the riches kept by these mountains. Even the name Badakhshan is considered to be modified from Balasian. According to Marco Polo, balas was the name for Badakhshan lal, the stone often confused with the ruby in ancient times. Now it is called spinel. By the way, the famous ruby of the Black Prince on the British crown was in actual fact a spinel. Later I often met pink impregnations on the stones (especially in the Wakhan valley), and I suppose them to have been either rose quartz or real spinel. There is also ruby in Badakhshan. For example, in the Bodomdara valley, southwards of the place where we crossed the Wakhan range, there is an abandoned ruby-mine. Both Badakhshans (Tajik and Afghan) are famous for their lapis lazuli, for they are among those few places on earth where one can find this beautiful sky-blue gem (two other deposits known to geologists are in Chile and near Baikal).

Avalon-1 Pass
Ascending the Avalon-1 Pass

But now, ascending the pass, I more often saw pieces of the rock shining with metallic luster in the sun. When I observed them in detail, I seemed to have real gold-rush. Of course, I could suppose that it was just a piece of some quite plain ironstone or copper ore, but I wanted very much to believe that the Pamirs is the place where a man can still find his Klondike.

The last hundreds of meters to the pass were a real torture for Lena. I was very exhausted, too. That is why we moved rather slowly. Finally, moving with frequent stops, we reached the col covered with snow. The satellite navigator indicated 4310 meters above sea level. From the nameless peak you could distinctly see remote mountain ranges of Hindu Kush on the Afghan side of Pyandj, and Sheva Lake famous for its beauty, lying southwards from the Lalmishash mountains. The other side of the pass viewed the snow-white peak Nishusp. The most disappointing was the fact that the lake which was situated at the foot of the peak and was one of the reasons for us to have chosen that route, looked like a small dirty puddle, and not like a turquoise pond as I thought before.

Nishusp Peak
Nishusp Peak

The cold wind blowing through the pass, reminded us that it was high time we descended. Moreover, before the day ended we had to cover a fair distance, and we did not know what route to choose as no path had been marked on the map (as it turned out later, there had never been any paths there). After a short break we began our descent.

The descent from the pass seemed to be endless. Our legs shook and slid apart when we were treading unsafe stones, our breath bated, our heads thinking of the consequences of the possible fall. No slightest hint of a path could be seen. Actually, we found something resembling a path only the next morning, but before that for the rest of the day we had to walk along dangerous slide-rocks or jump from one bank to another or walk in the very river-bed. Naturally, the speed of our moving was not very high.

RedFox - Limpopo
Hindu Kush, RedFox

At about five in the evening we stopped to have a rest a bit. After eating and drinking we dragged down again. Wakhib was hurrying to get to the civilized world as soon as possible, that is why he walked faster than we did. So, it turned out that finally we lagged a pretty distance behind him and in a few hours we understood we would not get to Nishusp before dark. Satellite navigator foretold us that the sun would set in an hour and a half, but we were still at a height of about three thousand meters. Thus, we had to abandon the hope to sleep in Khorog that night for it meant that we would have to descend the whole eight hundred meters within the time remaining. We hardly found a place for the tent in a narrow gorge and stayed overnight there.

The next morning, relaxed and settled down, we walked cheerfully to the Pyandj in a few hours. Here, in Nishusp, I saw Afghanistan at a close distance for the first time. The mountains and kishlaks looked almost the same, and only the road might be a bit worse, but still it was quite a different country we had not happened to get at that time. Having walked onto the road going along the very border near the bank of the Pyandj we stopped to catch a car.

Any car in Badakhshan (even if it is only old Moskvich 412 ) becomes a microbus. Two passengers on the front sit and four people in the back are literally a necessary minimum. But if there is a strong need, people can squeeze together for everyone needs to go. This time was not an exception, and the passengers grouped together to sit very compact, and as a result we were in Khorog in an hour.

When we finally got at home, on the bed there was a note saying that Wakhib had to go to Dushanbe as soon as possible in order to save his broken tooth. No matter, we thought, acquaintances are not accidental when you are traveling, and if it is necessary, the fate will make us run into him again.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6]


 Limpopo -




© 'AVALON' HGS PA, 2005-2017
Reprint of information is permitted with specifying the source only

Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / проекты / реализованные / экспедиция "Бадахшан 2007" / По эту сторону Пянджа
 

ПО ЭТУ СТОРОНУ ПЯНДЖА

Предисловие
Глава 1. ОКОЛЬНЫМИ ПУТЯМИ В СТОЛИЦУ ПАМИРА
Глава 2. ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ
Глава 3. ТВЕРДЫНИ ВАХАНСКОЙ ДОЛИНЫ
Глава 4. ПАМИРЦЫ И БАДАХШАНЦЫ
Глава 5. НЕ НУЖЕН ВАМ БЕРЕГ АФГАНСКИЙ
Глава 6. ДОМОЙ

Глава 2. ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ

В первые же дни пребывания в Горном Бадахшане мы стали привыкать, причем как-то легко и непринужденно, к особому ритму жизни местного населения: подъем в районе шести или даже раньше, а отбой – не позже девяти-десяти вечера. Наши организмы сами собой переключились на нужную волну, что потом еще долгое время аукалось нам дома.

День в Хороге, предшествующий горной части нашей экспедиции, прошел в прогулках по городу, исследовании местного базара в поисках необходимой провизии, а также в безуспешных поисках Интернета (как оказалось, связи в городе не было уже четыре дня). Компанию в наших блужданиях нам составили Вахиб и работающая у Андре девушка из Душанбе по имени Мусадес.

В Хороге мы быстро поняли, почему местным жителям так легко перемещаться по горам. Дело в том, что здесь решительно всё предполагает постоянные тренировки – начиная от строения типичного памирского дома, где нужно с завидным постоянством лазить вверх-вниз по многоуровневому настилу (причем разница между ярусами составляет примерно по полметра), и заканчивая расположением улиц в любом населенном пункте, в том числе и в Хороге, где, например, для того, чтобы дойти от дома Андре до главпочтамта нам приходилось проходить довольно значительное расстояние с большим перепадом высот, сначала в одну, а потом в другую сторону.

Горный Бадахшан - Хорог

Хорог
(вид из ботанического сада)

Хорог не может похвастаться наличием памятников древности, так как основан он был сравнительно недавно (правда, когда-то неподалеку от города располагалась древняя столица Шугнана). Ну а из современных достопримечательностей самой главной является ботанический сад, о котором я много слышал и до поездки. Говорилось, что это второй по высоте ботанический сад в мире, где можно встретить деревья и кустарники, вывезенные из самых разных уголков земного шара. Но, честно говоря, я никогда не относил себя к любителям цветов и деревьев, поэтому сам бы я никогда не решился туда пойти, тем более, что находится эта достопримечательность на некотором отдалении от центра города (около часа пешком), да и довольно высоко. Но, по словам Мусадес, мы должны были обязательно туда попасть. Ну а «купился» я на тот факт, что в данном ботаническом саду, можно было срывать и кушать, всё, что глаза видят. А глаза видели весьма много: абрикосы, тутовые ягоды, яблоки, малина, вишня, черешня и многие другие, не менее вкусные, плоды земли. В общем, самым главным выводом от посещения ботанического сада, стала мысль о том, что от голода мы здесь не умрём. Тем более, что благодаря доброте местных жителей, мы попали в сад не по официальной дорожке, а по указанной доброй женщиной окольной тропе, что сэкономило нам целых 3 сомона (а это почти доллар).

Ну а вечер был ознаменован приготовлением мною самого высокогорного мяса по-французски, которое получило положительные отзывы от граждан самых разных стран, собравшихся в доме Андре. Интереснее всего было, конечно, французскому гражданину Вахибу, который сказал, что, несмотря на тот факт, что это блюдо имеет очень отдаленное сходство с французской кухней (там на самом деле готовят нечто подобное и так же в духовке, но используют пюре, говядину и сыр), ему, тем не менее, очень понравилось.

Горный Бадахшан - Шахдаринский хребет
Начало подъёма

Ранним утром следующего дня наша группа, состоящая из трех человек, выдвинулась к выезду из Хорога, откуда мы, взяв такси, добрались до кишлака Хидоржев, расположенного возле того места, где река Хидоржевдара впадает в Шахдару.

Эту часть Ваханского хребта также иногда именуют, благодаря близлежащей реке, Шахдаринским хребтом. За два, максимум три, дня нам предстояло подняться от Хидоржева, находящегося на высоте 2300 метров по долине реки Хидоржевдара до некоего озера, расположенного у подножия пика Нишусп, и, преодолев перевал высотой не менее 4200 метров, по теоретически существующей тропе спуститься с перевала в долину реки Нишусп, дойдя до самого её впадения в Пяндж. Мы не были уверены в том, что наш маршрут когда-нибудь использовался до нас какими-либо другими туристами, но тем было интереснее, хотя Вахиб и заметил, что его совершенно не волнует тот факт, будем мы первопроходцами или нет.

Итак, пройдя через кишлак, то и дело отказываясь от приглашений зайти «почайковать», мы вышли на тропу, идущую вдоль реки Хидоржевдара, и стали подниматься вверх. Солнечная и теплая погода поначалу настраивала на оптимистический лад и улучшала настроение. Мы уже успели оставить с правой стороны пик Паршед и продолжали подниматься все выше и выше.

Горный Бадахшан - орошение
Методы ирригации

Я никогда бы не подумал о том, что необходимость возведения ирригационных сооружений может существовать в горной местности, учитывая присущую ей, как правило, высокую влажность. Но, тем не менее, в Бадахшане на высоте более двух тысяч метров я мог наблюдать своеобразные каналы, выложенные камнем и несущие в себе воду с высоты четыре и более тысячи метров к деревням, расположенным внизу. Смысл таких сооружений, как я понимаю, заключается в том, что подобный канал подходит к деревне намного выше, чем сама река, которая обычно уходит в ущелье и становится менее удобной в смысле доступа. Тогда как вода из канала, распределяясь по арыкам, создает практически нормальную водопроводную систему, на постоянной основе снабжающую деревню свежей проточной водой и орошающую немногочисленные поля.

Постепенно погода начала портиться. Холодный ветер, затем дождь, а по прошествии еще какого-то времени – град. Все это очень сильно напоминало события прошлого года в горах Восточного Тянь-Шаня, когда мы с моим другом попали в снежную бурю и вынуждены были искать приюта у местных жителей. Тогда мы в самый критический момент все-таки наткнулись на казахский аул. Сейчас, к счастью, не дождавшись снега, мы через некоторое время смогли дойти до летовки, которая была помечена на карте, и о которой говорили встретившиеся нам по дороге наверх пастухи.

Горный Бадахшан - памирцы
Памирская летовка

Памирцы, видя наше «замерзшее» состояние, тут же по-быстрому согрели молока и приготовили нам знаменитый местный «шир-чай». Напиток подобного рода известен и другим народам Центральной Азии и готовится следующим образом: в воде заваривается крепкий черный чай, причем вода с чаем кипит довольно долго, затем в данный отвар добавляется соль, масло и молоко. Сей напиток является весьма согревающим, особенно в промозглых горных условиях, и по своей питательности может заменить еду. Горцы зачастую кладут кусочки хлеба прямо в пиалу с чаем и едят все вместе.

Не желая стеснять жителей летовки, которых и так уже было предостаточно на имеющиеся неполные шесть квадратных метров жилой площади, мы спросили их о том, где нам лучше поставить палатки. Мужчины пошли показывать нам место, а женщины продолжали греть чай и молоко, чтобы отпаивать им замерзшую Лену.

Дети Памира
Юная жительница Памира

Поставив палатки, мы, несмотря на то, что было еще очень рано (около пяти-шести вечера), уставшие заснули и проснулись только на следующее утро. Мы даже не слышали, как вечером гостеприимные памирцы приходили звать нас на ужин (об этом я узнал на следующий день).

Утром Вахиб сказал, что у него снова отломался кусочек зуба (надо заметить, что по его рассказам, проблемы с зубами преследовали его в течение всего путешествия – он успел побывать у стоматолога и в Душанбе, и в Бишкеке). Теперь он всей душой хотел как можно быстрее добраться до Хорога, чтобы двинуть оттуда в Душанбе, где имелась ближайшая цивилизованная, по его мнению, стоматология. Таким образом, его планы по поводу Яшилькуля откладывались на неопределенное время.

Попрощавшись с жителями летовки и сфотографировавшись на прощание (надо сказать, памирцы весьма любят фотографироваться и воспринимают это, как оказанную им честь, поэтому непременно поблагодарят фотографа), мы снова двинули в путь. Нам нужно было подняться с 3750 на предполагаемые 4200 метров (а как оказалось, и еще выше).

Я был наслышан о богатствах, которые хранят эти горы. Ведь даже само название «Бадахшан» считается искаженным от «Баласиан». Баласом называли, по рассказам Марко Поло, бадахшанский лал - камень, который в древности часто путали с рубином, а сейчас называют шпинелью. Кстати, именно шпинелью оказался на поверку знаменитый рубин Черного Принца, попавший на британскую корону. Вкрапления розового цвета на камнях встречались мне в дальнейшем (в частности, в Ваханской долине) довольно часто, и я склонен думать, что то был либо розовый кварц, либо самая настоящая шпинель. Имеется в Бадахшане и рубин. Так, например, в долине Бодомдары, немного южнее того места, где мы пересекали Ваханский хребет, находится один из заброшенных рудников по его добыче. Оба Бадахшана (и таджикский, и афганский) славятся своим лазуритом, ведь эти места являются одними из немногих на Земле, где можно найти этот красивый голубой самоцвет (два других известных геологам месторождения находятся в Чили и возле Байкала).

Горный Бадахшан - перевал
Подъем на перевал Авалон-1

Но сейчас, поднимаясь на перевал, я чаще всего замечал переливающиеся металлическим блеском на солнце куски породы, при более подробном осмотре которых у меня начиналась самая настоящая «золотая лихорадка». Я, конечно, мог предположить, что это всего лишь кусок какой-нибудь совершенно прозаичной железной или медной руды, но все-таки ужасно хотелось верить в то, что Памир – это то самое место, где человек все еще может найти свой Клондайк.

Последние сотни метров до перевала были для Лены настоящим мучением. Да и я был уже достаточно уставшим. Поэтому передвигались мы весьма медленно. Такими вот небольшими переходами мы, в конце концов, и достигли, засыпанной снегом седловины. Спутниковый навигатор показывал 4310 метров над уровнем моря. С безымянного перевала, как на ладони, виднелись далекие горные цепи Гиндукуша на афганской стороне Пянджа, а также знаменитое своей красотой озеро Шева, раскинувшееся к югу от гор Лальмишаш. Другой своей стороной перевал был обращен к белоснежному пику Нишусп. Обиднее всего было то, что озеро, расположенное у подножия пика и бывшее одной из причин, по которым мы пошли именно этим маршрутом, представляло собой небольшую мутную лужу, а не водоем бирюзового цвета, как я предполагал изначально.

пик Нишусп

Холодный ветер, дующий через перевал, напоминал о том, что нам пора спускаться. Тем более, что до конца дня нам нужно было пройти довольно приличное расстояние, и мы не знали, каким именно маршрутом, так как на карте ни одной тропы помечено не было (как оказалось позднее, троп там и в природе не существовало). Немного передохнув, мы начали свой путь вниз.

Казалось, что спуск с перевала никогда не закончится. Ноги дрожали и разъезжались, ступая по ненадежным камням, то и дело заставляя дыхание замирать, а голову задумываться о последствиях возможного падения. Никакого намека на тропинку так и не было видно. На самом деле, до чего-то напоминающего тропу, мы добрались только следующим утром, а до этого, весь остаток дня нам пришлось идти то по опасным осыпям, то прыгать с берега на берег или идти прямо по самому руслу реки. Естественно, что скорость передвижения при этом была не самой высокой.

RedFox - Limpopo
Гиндукуш, RedFox

Около пяти вечера мы остановились, чтобы немного передохнуть. Покушав и попив, мы снова поплелись вниз. Вахиб торопился как можно быстрее добраться до цивилизации, поэтому шагал намного быстрее нас. Так и получилось, что, в конце концов, мы сильно отстали от него, и через несколько часов поняли, что засветло в Нишусп нам уже не попасть. Спутниковый навигатор предсказывал, что солнце зайдет уже через полтора часа, а мы находились на высоте, равной почти трем тысячам метров, так что нам пришлось распрощаться с мыслью о том, что сегодня вечером мы будем спать в Хороге, ведь это значило бы, что за оставшееся время нам нужно спуститься на целых восемьсот метров. С трудом найдя в узком ущелье место для палатки, мы остановились на ночевку.

На следующее утро, отдохнувшие и успокоившиеся, мы за несколько часов бодрым шагом дошли до Пянджа. И здесь, в Нишуспе, я впервые близко увидел Афганистан. Вроде бы такие же горы, такие же кишлаки, ну может быть дорога чуть похуже, но все-таки это была совершенно другая страна, попасть в которую, в этот раз, нам так и не посчастливилось. Выйдя на дорогу, идущую вдоль самой границы у берега Пянджа, мы остановились для того, чтобы поймать машину.

В Бадахшане любая машина (даже если это всего лишь старенький 412-ый Москвич) превращается в микроавтобус. Двое пассажиров спереди и четверо сзади – это, практически, необходимый минимум. Но если сильно надо, то люди могут и ещё потесниться – ехать-то нужно всем. Так и в этот раз: пассажиры остановившейся машины быстренько перегруппировались и уплотнились, в связи с чем, еще через час мы были в Хороге.

Когда мы, наконец, добрались до дома, на нашей кровати нас ждала лаконичная записка, в которой говорилось, что Вахиб вынужден как можно быстрее ехать в Душанбе, дабы спасти свой поломанный зуб. Ну, ничего, подумали мы, случайных встреч в пути не бывает, значит, если будет нужно, то судьба вновь сведет нас с ним.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6]


Журнал ЭКС

Компания Limpopo - Всё для активного спорта и отдыха




©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2017
Перепечатка материала - только с указанием источника