Avalon Historico-Geographical Society
main / projects / embodied / 'Badakhshan 2007' expedition / On This Side of Pyandj
 

ON THIS SIDE OF PYANDJ

Preface
Chapter 1. THE KINKING WAY TO THE CAPITAL OF THE PAMIRS
Chapter 2. THE STORY REPEATS
Chapter 3. STRONGHOLDS OF THE WAKHAN VALLEY
Chapter 4. PAMIRIS AND BADAKHSHANIS
Chapter 5. AFGHAN BANK IS OF NO NEED TO YOU
Chapter 6. GOING HOME

CHAPTER 4. PAMIRIS AND BADAKHSHANIS

I was going to Gorno-Badakhshan with an intention to write about various peoples and various religions, comparing them and say who is better and who is worse. But in a few days I began to realize that mountains do not divide people by any features, making all the Pamiris the most hospitable and warm-hearted people on earth.

Naturally, the development of tourism in the region had already left its fatal consequences on some part of the population who try to solve their financial problems during the tourist season, or, what is worse, at the expense of a single traveler. But such people are generally exception to the rule, and I hope that even they would finally understand that tourists go to those places where they are treated as usual people but not as money-bags.

Murghab Kyrgyz
Turat and his daughter Gulchakhra
Actually, the word Pamiris can be applied to both nations living in the Pamirs on the whole, and those who have been living there since ancient times (ethnic Pamiris). The latter group includes the Rushanis, the Shughnis, the Wakhis, the Ishkashimis and a few other relatively small nations. Besides properly Pamiri peoples, there live a lot of Kyrgyz in the local mountains (in Murghab region in the Eastern Pamirs), and a number of Tajiks. Almost all ethnic Pamiris (excluding a part of Yazgulamis and Vanjis) are followers of Ismailism, one of the branches of Shiite Islam. The Kyrgyz, as well as the above mentioned Yazgulamis and Vanjis are Sunnite-Moslems. But on the whole, this region was always popular for the peoples tolerance and interpenetration of religions for during thousands of years this was a place where Zoroastrianism, Buddhism, Islam and Christianity met each other (and enriched at the same time).

Penetration of Ismailism to the Pamirs is associated with the name of the poet and philosopher Nasir Khusraw who lived and preached in the eleventh century. Since that time, most of the Pamiris confess Ismailism in which the features of their more ancient beliefs connected with fire worshiping can be traced. But despite Ismailism is a branch of Islam many Moslems living in the lowlands still keep on calling the people of Badakhshan, who obstinately do not want to be considered Tajiks and refer to themselves as Pamiris, only pagans and kyafirs (infidels).

Indeed, speaking about Gorno-Badakhshan, one cannot help concentrating on Ismailism because this rather liberal religion nowadays determines the life of the local people in many respects, as it was hundreds of years ago. It happened so that the Shiite branch of Islam, declaring the right of Alis descendants (prophet Mohammeds son-in-law and cousin) to rule the Moslem community, survived generally in the territories where the population had confessed Zoroastrianism before. Shiism has been considered an Islam version of Protestantism, whereas Ismailism that separated from Shiism in the eighth century became protest against protest. It was then when the sixth Shiite imam Jafar conducting policy of concession towards the Sunnis, deprived his elder son Ismail of heirship, because of his disaccording views. Ismail died earlier than his father, and not his son but his small brother had been announced as imam. After that, a part of Shiites took the side of Ismails heirs and seceded from the chief commune. At present time there are about 20 millions of Ismailis throughout the world, over 150 thousands of them living in the Pamirs. Tajikistan Ismailis had been kept absolutely isolated from their brethren abroad for a long time (over 50 years). However, during this time the traditions were retained the same, as well as the ancient treatises of Ismaili theologians the number of finds of which makes Gorno-Badakhshan Autonomous region an indubitable record-holder at present.

Progressive nature of Ismailism was primarily based on the fact that this religion did not deny science. Quite the opposite, it tried to use all scientific achievements. Due to this reason, highly educated Ismailis could never be blamed for blind abidance of bookish dogmas. But they have been always accused of rather liberal interpretation of holy books and non-observance of most of obligatory traditional ceremonies.

Ismailis do not have clergy. There are only pirs (old men) and caliphas (deputies) appointed by the supreme spiritual leader Aga Khan, and even they are not sure to be met everywhere. There are no mosques or prayer houses for any Pamiri house can be used for praying. Ismailis do not keep the fast (uraza) because they consider that their whole life passes like uraza and there is no necessity to constrain the organism in certain periods but to indulge in glut for the rest of time. Pamiri women never wore paranjas and always sat at one table with the men, and when meeting each other they shake hands and often exchange kisses.

Ismailis have no responsibility to do Khadj to Mecca. Anyone of them thinks it their duty to see alive Aga Khan instead. Aga Khan runs the commune through firmans (decrees) in which he gives an account of contemporary interpretation of the Koran, for Ismailis are well aware of the fact that life is not at a standstill but it changes, and together with it change the views of the world, of what is important and essential in it.

Even when preparing to go to Gorno-Badakhshan I often met mentioning of such a famous personality as Aga Khan IV. This man is now running Ismailis commune and is their so-called imam of the time. I should admit that before our trip I was rather skeptic to perceive information about him: mass media could write anything in an effort of propaganda. But having arrived at the place and communicated with the local people I realized that love for Aga Khan among Pamiri people is the rule. Indeed, how can one dislike the person whose efforts saved the people from starvation? This happened during the Civil War and economic blockade of the Pamirs in the first half of the 90-s when official Dushanbe literally left the huge Gorno-Badakhshan region without provision. Then Aga Khan sent caravans of humanitarian aid to Gorno-Badakhshan via Kyrgyzstan. And these caravans saved from famine hundreds of thousands of people. This fact Badakhshans people will remember for the rest of their life and, in my opinion, their descendants will remember it as well. Besides, they will remember not only Aga Khans aid but Dushanbe s treachery.

Liberality of Ismailism, which is based first of all on progressive views of Imam, and the support he gives to the population of Gorno-Badakhshan have formed the opinion of the majority of the people that he is a prophet at least, if not god. And, by the way, Ismailis will not conduct a long and tedious debate concerning Aga Khans true essence (as representatives of many other religions would constantly do, falling down to religious wars and splits sometimes), which is very important. Everyone understands Imam in his own way and has full authority to. And claims of willingness to give ones life for Aga Khan are not such a rarity here, but rather a rule. So, the people call prince Karim just our Imam or our Aga Khan, and somebody even prefers a more elevated wording, His Highness.

I am not a believer at all. And I do not tend to judge people by their words and those principles they proclaim. That is why I judge Aga Khan by his actions, and they undoubtedly bring the good. At present the fund founded by him is actively engaged in developing the economy of Gorno-Badakhshan, participates in various humanitarian projects, and improves medicine and education.

It is very interesting to listen to Gorno-Badakhshanis discourse on their present life. On the whole, if analyzing the moods of contemporary Pamiris, I can conclude that the old miss the time of the Soviet Union and the young dream of the goods of modern civilization.

A dweller of the Wakhan Valley
A photogenic Pamiri
Connections with the ex-soviet republics are as strong and well-remembered here as nowhere else. During the Soviet period Pamiri people never served in army on their motherland. The existing policy threw them into the most difficult and responsible places: secret test sites, remote frontier posts and closed towns. The fidelity to Russia that was inherent in the people of these lands, was probably planned to be used to bring up real defenders of the southern borders. That is why it was more sorrowful for the local people to see Russian frontier guards leave the Pamirs in the autumn of 2004. With the bitterness the Pamiris observed how the Soviet Union was being destroyed, because in contrast to many other republics, Tajikistan s independence was of no benefit for them. Quite the opposite, being a very important strategic region in the USSR, Gorno-Badakhshan always had centralized support from Moscow. When the Union collapsed, villages were left to stay without electricity and foods rose in price.

During our whole trip we met a lot of people whose fates were associated both with Kazakhstan and Karaganda directly. Somebody served in the Army, other ones worked, some other people have relatives here. And, there is, perhaps, the most surprising fact all over the post-soviet space: only in the Pamirs when people know you are from Kazakhstan (or any other ex-soviet republic) they will be glad to see you and call you compatriot.

The young generation, as anywhere, wants everything new. They are attracted abroad by everything lacking in their native Gorno-Badakhshan: big cities, supermarkets, night clubs, sexual freedom. But despite this, they know and love their background and are proud of their past but have a stronger desire to go to future.

The girls (in my opinion, at least) are less liable to modern tendencies, though. Take clothes, for example. Actually, it is very interesting to observe how clothing styles are divided on the basis of sexual difference in Badakhshan. The interesting fact is that the local men very quickly stick to European style in clothes and it would be very difficult to see a man in a robe and loose oriental trousers. The majority of the men wear coats and trousers or jeans. But to see a girl in jeans will be really difficult. I think that it is due to mens influence but women still prefer to wear old-style tunic-dresses with huge shoulder pads and loose trousers, and it does not matter where you see them: in a remote kishlak of the Wakhan Valley or in Khorog (only in the latter case the shoulder pads will be bigger).

Gorno-Badakhshan - pamiri house
Pamiri house - chid
But what remains unchanged in Gorno-Badakhshan is peoples dwelling. There is a notion Pamiri house. A traditional Pamiri house (which is a majority in Gorno-Badakhshan) is built according to a typical scheme the whole of which is based upon commandments of Ismailism put on Zoroastrian traditions that have not been forgotten after a lapse of two millenniums. Chid (this is an example how a Shughni calls his house) is a combination of several obligatory elements, and everything here is impregnated with symbolism. Five invariable pillars each of which is associated either with Mohammed prophets family members (the so called the shiite five: Mohammed, Ali, Fatima, Hassan and Hussein) or with Zoroastrian gods. Number and place of the bars forming the ceiling are strictly regulated. There are three obligatory levels of floor, raising one above another at about half a meter and symbolizing one of the kingdoms of nature. There is without fail the vaulted ceiling chorkhona and Aga Khans picture in the place easily seen. And above the entrance in each Pamiri house there are horns of argali or ibex, the animals which have been considered sacred in the Pamirs since Zoroastrianism.

Earlier, and sometimes at present, any event in a Pamiris life was displayed inside the chid. For example, the cradle with a child is usually placed near Mohammeds column which is to be made of juniper according to all canons (which is not always so in our days). Next to this column that is chief in all senses they are accustomed to initiate a boy to a man, when he puts on white mens clothes on his fifteens birthday. During the wedding party the bride and fiance are sitting near Alis column (who is devoted, according to the Zoroastrian tradition, to the angel of love Mehr) in order to be blessed for long and happy life. Just before the wedding, when the bride is outing on her wedding dress, she stands next to the column of Fatima who was the prophets daughter and mother of Hassan and Hussein. The column of Hassan who did not have children, symbolizes the angel of Earth Zamyod in Zoroastrian tradition. Next to this column a noble guest or a religious leader (calipha) is usually seated. The column of Hussein, who became imam after Ali, is the place to hold various ceremonies including funeral, as well as nuptial and praying.

Otashdon or langar (the place to make a fire), as thousand-year Zoroastrian traditions of the Pamiris say, is an especially sacred place, a kind of altar, I would say. The hearth heats the house, is used in cooking, especially for baking flat cakes. There are also special cases when sacrificial incenses are kindled in it.

Gorno-Badakhshan - chorkhona
Ceiling - chorkhona
Perhaps, the most amazing and beautiful element in chid is its wooden vaulted ceiling called chorkhona. Chorkhona is installed in the center of the ceiling and consists of four square stages put down one into another. Each of the stages is believed to stand for definite element. The lowest stage is the dwelling of the Earth, the second symbolizes water, the third one is devoted to wind or air, and the highest and the smallest stage is for the house of Fire symbolizing the Sun. It is through this fourth stage that the sun light which is especially sacred for Zoroastrians penetrates into the house.

Under contemporary circumstances they often attach additional rooms, dais and various constructions to the classical rectangle chid. Still, it remains the nexus for the entire house, its heart and history-keeper.

Not in the last place it amazed me how well all local people know history of their land. Maybe, this should not be surprising for love for motherland was for most of people fortified with higher education (Gorno-Badakhshan was the leader in the USSR by the number of licensed specialists per head, and now studying sciences is encouraged even if this knowledge cannot be applied in practice). That is why you would be able to listen to stories about colonel Yonovs marches and the Kushan Empire here in detail, if you had not been lucky to study the history of these places before your trip. Moreover, when you are sitting at hearty dastarkhan in a company of wonderful people, knowledge will be absorbed on its own, without any effort on your part. Just because everything around will be perceived as frozen history, so far in time and so close in space.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6]

 
 

© 'AVALON' HGS PA, 2005-2017
Reprint of information is permitted with specifying the source only

Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / проекты / реализованные / экспедиция "Бадахшан 2007" / По эту сторону Пянджа
 

ПО ЭТУ СТОРОНУ ПЯНДЖА

Предисловие
Глава 1. ОКОЛЬНЫМИ ПУТЯМИ В СТОЛИЦУ ПАМИРА
Глава 2. ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ
Глава 3. ТВЕРДЫНИ ВАХАНСКОЙ ДОЛИНЫ
Глава 4. ПАМИРЦЫ И БАДАХШАНЦЫ
Глава 5. НЕ НУЖЕН ВАМ БЕРЕГ АФГАНСКИЙ
Глава 6. ДОМОЙ

Глава 4. ПАМИРЦЫ И БАДАХШАНЦЫ

Я ехал в Горный Бадахшан с намерением писать о разных народах и разных религиях, сравнивая их и говоря о том, кто лучше и кто хуже. Но уже через несколько дней я стал понимать, что горы не делят людей по каким-либо признакам, делая всех памирцев самым гостеприимным и душевным народом на земле.

Конечно, развитие туризма в регионе уже начало пагубно сказываться на некоторой части местного населения, которая пытается решить свои проблемы в течение одного сезона, или, что еще хуже, за счет одного путешественника. Но это, все-таки, больше исключение из правила, и я очень надеюсь, что даже эти люди со временем смогут понять, что туристы едут туда, где к ним относятся как к обычным людям, а не как к мешкам, набитым деньгами.

Горный Бадахшан - мургабские кыргызы
Турат и его дочь Гульчахра

Вообще, памирцами называют как народы, живущие на Памире в целом, так и те народы, которые жили там исторически с древних времен (этнические памирцы). К последней группе относятся рушанцы, шугнанцы, ваханцы, ишкашимцы и еще несколько относительно небольших народностей. Помимо же собственно памирских народов, в здешних горах проживает довольно много кыргызов (в Мургабском районе на Восточном Памире), а также некоторое количество таджиков. Почти все этнические памирцы (за исключением части язгулемцев и ванчцев) являются приверженцами исмаилизма – одного из течений шиитского ислама. Кыргызы, а также указанные язгулемцы и ванчцы являются мусульманами-суннитами. Но в целом, данный регион всегда славился своей веротерпимостью и взаимопроникновением религий, ведь в течение тысячелетий здесь сталкивались (и взаимообогащались, при этом) зороастризм и буддизм, ислам и христианство.

Проникновение исмаилизма на Памир связывают с именем поэта и философа Носира Хосрава, жившего и проповедовавшего в одиннадцатом веке. Именно с тех времен, большая часть памирцев исповедует исмаилизм, в котором, правда, до наших дней проглядываются черты их более древних верований, связанных с поклонений огню. Но несмотря на то, что исмаилизм - это течение в исламе, многие ж ивущие в низинах мусульмане до сих пор продолжают называть людей Бадахшана, которые упрямо не хотят считаться таджиками и называют себя памирцами, исключительно язычниками и кяфирами (неверными).

В самом деле, говоря о Горном Бадахшане, нельзя не остановиться на исмаилизме, так как это довольно либеральное религиозное течение, как столетия назад, так и в наши дни, во многом определяет жизнь всего местного населения. Так получилось, что шиитский ислам, признающий право потомков Али (зятя и двоюродного брата пророка Мухаммеда) на управление мусульманской общиной, приживался, в основном, на территориях, население которых исповедовало до этого зороастризм. И если шиизм изначально считали исламским вариантом протестантизма, то исмаилизм, отколовшийся от шиизма в восьмом веке, стал «протестом против протеста». Именно тогда шестой шиитский имам Джафар, проводивший уступчивую политику по отношению к суннитам, решил лишить права наследования своего старшего сына Исмаила, выступавшего с неугодными отцу взглядами. Исмаил умер раньше своего отца, и имамом был признан не сын Исмаила, а младший брат последнего. После чего, часть шиитов приняла сторону наследников Исмаила и откололась от основной общины. В настоящее время, в мире насчитывается около 20 миллионов исмаилитов, и более 150 тысяч из них проживает на Памире. Таджикистанские исмаилиты долгое время (более пятидесяти лет) находились в условиях полной изоляции от своих собратьев по вере, проживающих за рубежом. Однако, всё это время традиции сохранялись, а вместе с ними сохранялись и древние труды исмаилитских теологов, по количеству находок которых Горно-Бадахшанская автономная область является в наши дни несомненным рекордсменом.

Прогрессивный характер исмаилизма изначально основывался на том факте, что эта религия совсем не отрицала науку, а напротив, пыталась использовать все её достижения. По этой причине, высокообразованных исмаилитов никогда нельзя было обвинить в слепом следовании книжным догмам. Но их всегда обвиняли в том, что они слишком вольно трактуют священные книги и не соблюдают большинство обязательных обрядов.

У исмаилитов нет духовенства. Есть лишь пиры (старцы) и халифа (наместники), назначаемые верховным духовным лидером - Ага-Ханом, и то, не везде. Нет мечетей или молитвенных домов, потому как местом, пригодным для молитвы, считается любой памирский дом. Исмаилиты не держат пост (уразу), считая, что вся их жизнь проходит как ураза, и нет никакой необходимости ограничивать свой организм в определенные периоды, предаваясь излишествам во всё остальное время. Памирские женщины никогда не носили паранджи и всегда сидели вместе с мужчинами за одним столом, а при встрече они здороваются за руку и зачастую обмениваются поцелуями.

У исмаилитов нет обязанности совершать хадж в Мекку, вместо этого любой из них считает долгом хотя бы раз в жизни увидеть своими глазами Ага-Хана. Ага-Хан управляет общиной посредством фирманов (указов), в которых он излагает современное толкование Корана, ведь исмаилиты прекрасно понимают, что жизнь не стоит на месте, а меняется, и вместе с ней меняются представления о мире и о том, что в нем важно и существенно.

Еще готовясь к поездке в Горный Бадахшан, я неоднократно сталкивался с упоминанием такой примечательной личности, как Ага-Хан IV. Сей человек является в данный момент руководителем общины исмаилитов, их, так называемым, «имамом времени». Надо признать, что до поездки я был склонен воспринимать всю информацию о нём скептически: мало ли что могут написать СМИ в целях пропаганды. Но приехав на место и пообщавшись с местными жителями, я понял, что любовь к Ага-Хану для памирцев – это правило. И на самом деле, как можно не любить человека, силами которого целый народ был спасен от голодной смерти? Это случилось во время гражданской войны и экономической блокады Памира в первой половине девяностых годов, когда официальный Душанбе практически оставил без снабжения огромную Горно-Бадахшанскую область. Тогда Ага-Хан направил через Кыргызстан в Горный Бадахшан караваны гуманитарной помощи, которые спасли от голода сотни тысяч людей. Сей факт бадахшанцы запомнили на всю жизнь, и я думаю, будут помнить в поколениях. Причем, как помощь Ага-Хана, так и предательство Душанбе.

Либеральность исмаилизма, строящаяся, в первую очередь, на прогрессивных взглядах имама, вкупе с той поддержкой, которую он оказывает населению Горного Бадахшана, сформировали у большинства людей мнение о том, что он, если и не Бог, то точно пророк, посланный им. И кстати, что очень важно, исмаилиты не будут вести нудных и долгих споров по поводу истинной сущности Ага-Хана (как это стали бы делать и делали неоднократно представители многих других религий, временами скатываясь до религиозных войн и расколов). Каждый воспринимает его по-своему и имеет на это полное право. А заявления о готовности отдать за Ага-Хана свою жизнь – здесь не такая уж и редкость, а скорее, даже правило. И называет народ принца Карима не иначе как «наш имам» или «наш Ага-Хан», а кто-то предпочитает и более возвышенную формулировку – «его Высочество».

Я – человек совершенно не верующий. И я не склонен судить о людях по их словам и тем принципам, которые они провозглашают. Поэтому, я сужу об Ага-Хане по его делам, а они, несомненно, приносят добро. Ведь в наши дни основанный им фонд активно занимается поднятием экономики Горного Бадахшана, участвует в различных гуманитарных проектах, развивает медицину и образование.

Очень интересно слушать рассуждения жителей Горного Бадахшана о своей сегодняшней жизни. И в целом, анализируя настроения современных памирцев, можно заключить, что старики скучают по временам Советского Союза, а молодежь мечтает о благах современной цивилизации.

Горный Бадахшан - житель Ваханской долины
Фотогеничный памирец

Связи с республиками бывшего СССР здесь, как нигде более, являются прочными и хорошо вспоминаемыми. В советские времена памирцы никогда не служили в армии у себя на Родине, существующая политика забрасывала их в наиболее сложные и ответственные места: на секретные полигоны, отдаленные пограничные заставы и в закрытые города. Ту верность России, которая была присуща жителям этих мест, очевидно, планировалось использовать для взращивания настоящих защитников южных рубежей. Тем печальнее было смотреть местным жителям на уход осенью 2004 года с Памира российских пограничников. С горечью наблюдали памирцы и процесс разрушения Союза, ведь в отличие от многих других республик, независимость Таджикистана не принесла им совершенно никакой пользы. Напротив, будучи весьма важным в стратегическом значении, регионом СССР, Горный Бадахшан всегда находился на централизованном московском обеспечении. А когда Союза не стало, в поселках исчезло электричество и подорожали продукты.

За всю нашу поездку мы встретили массу людей, судьбы которых были связаны как с Казахстаном, так и непосредственно с Карагандой. Кто-то здесь служил, кто-то работал, у кого-то есть родственники. И наверное, совсем уж удивительный для всего постсоветского пространства факт: только на Памире, услышав, что ты из Казахстана (равно, как и из любой другой республики бывшего СССР), тебе обрадуются и назовут земляком.

Молодое поколение, как и везде, хочет всего нового. Их привлекает за границей то, чего нет в их родном Бадахшане, - большие города, супермаркеты, ночные клубы, сексуальная свобода. Но вместе с тем, они знают и любят свои корни, гордятся своим прошлым, но еще сильнее хотят идти в будущее.

Хотя, девушки, по крайней мере, на мой взгляд, менее подвержены современным веяниям. Взять хотя бы одежду. В Бадахшане, вообще, очень интересно наблюдать за разделением стилей одежды по половому признаку. Интересный факт заключается в том, что местные мужчины очень быстро перешли на европейский стиль одежды, и увидеть здесь кого-то в халате и просторных восточных штанах в наши дни весьма сложно: в массе своей мужская часть населения носит пиджаки и брюки или джинсы. Но вот увидеть девушку в джинсах – это огромная редкость. Я думаю, что не без мужского влияния, конечно, женщины до сих пор предпочитают носить платья старинного туникообразного покроя с огромными плечиками и шаровары, причем, вне зависимости от того, происходит дело в отдаленном кишлаке Ваханской долины или в Хороге (в последнем случае, только плечики будут больше).

Горный Бадахшан - жилище, дом, интерьер
Памирский дом - чид

Но что остается в Горном Бадахшане неизменным, так это жилища людей. Существует такое понятие, как «памирский дом». Традиционный памирский дом (а таких в Горном Бадахшане большинство) строится по очень типичной схеме, и вся она основывается на заповедях исмаилизма, наложенных на зороастрийские традиции, которые не забыты и по истечении двух с лишним тысяч лет. Чид (а именно так называет свой дом, например, шугнанец) являет собой сочетание нескольких обязательных элементов, и все здесь пропитано символизмом. Неизменные пять колонн, каждая из которых олицетворяется либо с членами семьи Пророка Мухаммеда (так называемой, шиитской пятеркой: Мухаммед, Али, Фатима, Хасан и Хусейн), либо с зороастрийскими божествами. Строго регламентированное количество и местоположение балок, формирующих потолок. Обязательные три уровня пола, каждый из которых возвышается над предыдущим примерно на полметра и символизирует одно из «царств» природы. Обязательный сводчатый потолок «чорхана», непременная фотография Ага-Хана на самом видном месте. А над входом в каждом памирском доме висят рога архара или горного козла – животных, считавшихся на Памире священными еще со времен зороастризма.

Любое событие в жизни памирца, как раньше, так в некоторой мере, и сейчас, регламентировано внутри чида. Так, например, колыбель с ребенком принято ставить возле столба Мухаммеда, который, по всем канонам, должен быть изготовлен из арчи (что в наше время не всегда соблюдается). Возле этого главного во всех смыслах столба принято и посвящать юношу в мужчины, когда на свой пятнадцатый день рождения он надевает белую мужскую одежду. А во время свадьбы жених с невестой сидят возле столба Али (который, по зороастрийской традиции, посвящен ангелу любви – Меру), дабы получить благословение на долгую и счастливую жизнь. Но непосредственно перед свадьбой во время одевания свадебного наряда невеста располагается возле столба Фатимы, дочери пророка и матери Хасана и Хусейна. Столб Хасана, не имевшего наследников, в зороастрийской традиции символизирует ангела Земли - Замёда. Возле этого столба принято сажать почетного гостя или религиозного лидера общины (халифу). Столб Хусейна, ставшего следующим имамом после Али, является тем местом, возле которого проводятся различные церемонии, в том числе, траурные, а также бракосочетания и чтение молитв.

Оташдон или лянгар (место для разведения огня), в связи с тысячелетними зороастрийскими традициями памирцев, является особенно священным местом, я бы сказал, своеобразным алтарем. Очаг обогревает дом, служит для приготовления пищи, в особенности, для выпекания хлебных лепешек. А в особых случаях на нем разводятся жертвенные курения.

Горный Бадахшан - жилище, дом, интерьер, чорхана
Потолок - чорхана

Наверное, самым удивительным и красивым элементом чида является его деревянный сводчатый потолок, называемый «чорхона». Чорхона устанавливается в центре потолка над балками и состоит из четырех квадратный ярусов, вписанных один в другой. Считается, что каждый из ярусов символизирует какую-то стихию. Нижний – это дом Земли, второй олицетворяет воду, третий посвящен ветру или воздуху, а самый верхний и маленький из ярусов – это дом Огня, символизирующий Солнце. Ведь именно через этот четвертый ярус в дом попадает солнечный свет, особенно священный для зороастрийцев.

В современных условиях, к классическому четырехугольному чиду часто пристраивают дополнительные комнаты, веранды и другие постройки, однако он по-прежнему остается связующим звеном всего дома, его сердцем и хранителем истории.

Не в последнюю очередь поразил меня тот факт, насколько хорошо все местные жители знают историю своих мест. Это, наверное, и неудивительно, ведь любовь к Родине была дополнена для большинства населения высшим образованием (Горный Бадахшан лидировал в СССР по количеству дипломированных специалистов на душу населения, и сейчас изучение наук весьма поощряется в обществе, даже в том случае, если эти знания не смогут найти практического применения). Поэтому рассказы о походах полковника Ионова и Кушанском царстве со всеми подробностями можно будет послушать и здесь, если вам не посчастливилось изучить историю этих мест до поездки. Тем более, что за душевным дастарханом и в компании прекрасных людей, процесс впитывания знаний будет идти сам собой, без каких-либо усилий. Просто потому, что всё вокруг будет восприниматься застывшей историей, такой далекой во времени и такой близкой в пространстве.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6]

   
   

©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2017
Перепечатка материала - только с указанием источника