Avalon Historico-Geographical Society
main / projects / embodied / 'Badakhshan 2007' expedition / On This Side of Pyandj
 

ON THIS SIDE OF PYANDJ

Preface
Chapter 1. THE KINKING WAY TO THE CAPITAL OF THE PAMIRS
Chapter 2. THE STORY REPEATS
Chapter 3. STRONGHOLDS OF THE WAKHAN VALLEY
Chapter 4. PAMIRIS AND BADAKHSHANIS
Chapter 5. AFGHAN BANK IS OF NO NEED TO YOU
Chapter 6. GOING HOME

CHAPTER 3. STRONGHOLDS OF THE WAKHAN VALLEY

In his book The Description of the World Marco Polo wrote once, There are many narrow passes and inaccessible places in this kingdom, and therefore the people are not afraid of the enemys attacks. Their cities and fortresses are situated on high mountains, in inaccessible places.

Yamchun fortress
Yamchun fortress

According to legends, in immemorial times the fire-worshippers Aryans tried to defend the fertile lands of the Pamirs mountains from the attacks of the tribes who lived on the left bank of the Pyandj and built the whole net of fortresses. The northernmost one was located near the junction of the Pamir and the Wakhandarya rivers, and the southernmost one was not far from Ishkashim. It is considered that one of the most important constructions of the time was the fortress Yamchun also called as Kyafir-Kala or Zamor-i-Otash-parast. It was that place that we intended to go to when moving to the Wakhan valley. Even on the expiry of two thousand years this place has not lost its strategic importance. The so called Wakhan corridor, a stripe of Afghan territory which is not more than 20 kilometers here and there, once designed to being a buffer zone between the possessions of the Russian and British Empires, has always attracted rapt attention of the military men and politicians.

I cannot say that I liked our way from Khorog to Ishkashim very much. We happened to run into a company of not quite decent guys at the bus station, who later turned out to be drug addicts and frauds. First we agreed at one price, but then in Ishkashim we even had to pay more. Not willing to get to the truth and know who of them was really light-fingered and who was honest-minded, we tried to forget these people as soon as possible and jumped into a small UAZ-lorry going to Yamchun.

I liked this trip in the body of the lorry best of all. I will not be cunning, I got to the body only to keep my eye on our stuff ( Lena stayed in the cab), because after being disappointed in people just half an hour before that, I did not want to make my own mistakes again. But later I understood that such trips are valuable for they give the opportunity to communicate with local people, good-natured and friendly men. Several hours passed while we were speaking about who we were and where we were from, and there were permanent invitations to drop in on somebody, treating and a lot of other pleasant moments.

I should say that we went to Wakhan with a German traveler named Herbert. We met him in an Internet-cafe in Khorog and learnt that he had managed to cycle from Dushanbe to Karakul, and had got back to Khorog by car. Finally, he planned to go to the Wakhan valley. So, our intentions coincided, and in the morning at the bus station we had the same purpose. Having arrived at Yamchun, we helped him find a place to spend a night at, and the following days we met him with enviable constancy, even not supposing to see each other again every time.

So, at about five in the evening, we saw the remnants of the ancient towers and walls stretching hundreds of meters along the range of the mountain. As I realized later, this was the wall leading from the main fortress to the remote outpost situated much lower than the main citadel. And an hour later, having passed a picturesque fall and drunk water from the spring we got to the point from which one could observe the Yamchun fortress in all its magnificence.

Yamchun fortress
Wakhan Valley,
the Pyandj River

Nobody really knows when and by whom Yamchun Fortress was built because legends in the Wakhan Valley are closely intertwined with reality, and it is sometimes almost impossible to separate them from true life. The most popular story tells about three brothers from the clan of fire-worshippers, the Siyakhpushes (which can be translated as black caps): Kaahka, the most well-known brother after whom the fortress next to kishlak Namatguti-Poyon had been named; Zengibar who possessed the fortress Khisor situated not far from the kishlak Zong, and, finally, Zulkhasham who was the owner of Yamchun. They say that the three legendary brothers, using the force of the garrisons of their fortresses, showed long and stubborn resistance to the Arabian invaders headed by prophet Ali himself. Tales about Ali prove the legendary basis of the local history one more time, for there are no historical data saying that prophet Mohammeds son-in-law and one of Shiite imams reached Wakhan in his campaigns.

Yamchun fortress
Stones of ancient fortress

Moreover, according to the information available, todays Wakhan Valley was conquered by the Arabs and included into Arab Caliphate only in the 8-9th centuries, while Ali (quite certainly) died in 661, that is to say at least 40 years before the events described. There is also another legend connected with the Siyakhpushes, telling about countless treasures which are said to have been hidden by them during the Arabian invasion in Mata-Tash cave, in the area of Rangkul (northwards from present-day Murghab).

If applied to Namatgut, these legends are historically true (for that fortress was built just between the sixth and eighth centuries A.D.). But Yamchun, according to archaeological data, is much older than the legends about the three brothers, because it is believed to have been erected in the end of the first millennium B.C. History tells us about Greco-Bactrian kingdom existing in the region being described, and of the Kushan Empire that had been created later on its ruins. This temporal period approximately corresponds to the age of Yamchun Fortress. Though, the truth is buried in the darkness of centuries As I was said, the Persian name of Yamchun, Zamor-i-Otash-parast can be translated as the fortress of fire-worshippers. This name is confirmed by archaeologists who prove that once there was a Zoroastrian temple in the territory of the fortress.

Yamchun fortress
Yamchun fortress

Maybe, seeing Yamchun struck me so much because the dream of my childhood had been finally realized. And the panorama from the walls of the fortress viewing two sides of the Wakhan Valley and snow-covered peaks of Hindu Kush amazed me in their entire drooping beauty. Soundtrack to Indiana Jones sounded distinctly in my head, and my mind refused to believe that there are still some places on earth where antiquities are not fenced in by netting and burdened by ticket-men and excursion-guides. We pitched our tent just inside the ancient fortress and this fact evoked storm of emotions in me.

In Yamchun I felt real pioneer, even being fully aware that it is not so. The dream of the Wakhan Valley became reality, and this reality was much more wonderful than the dream itself.

The next morning, having organized a small photo session in the fortress, we moved towards the thermal spring Bibi Fotima. As any other place in the Pamirs, this spring is associated with the prophet Mohammeds family, and it indeed possesses miraculous qualities even if not taking into account all legends connected with it. The temperature of water in the spring exceeds 40 degrees centigrade during the whole year. Containing radon and lots of other useful elements, it is used to treat numerous diseases.

Bibi Fotima thermal spring
Bibi Fotima thermal spring

On our way to the spring we met Herbert who had already got his doze of radon water for 5 somons and, excited, was going back to the sanatorium. But I should say that a piece of health can be received free of charge, and even without awaiting in queue. We were informed about it by a local guy. It turned out, that if you pass some more 500 meters across the hill aside from the legal building, you will find rather democratic (that is without sexual separation) body for bathing. The spring existed there even before the house had been built with separate baths for men and women. It was in this old spring surrounded by bare stones where Lena took a bath together with children from the neighboring kishlak. I had no desire to get into hot water in such heat, so I preferred to wet my feet in a cold mountain river.

Director of the sanatorium with whom I got acquainted when trying to arrange a night for Herbert shared with me his plans concerning development of tourism in Yamchun. He boasted that he was going to visit America to attend courses, where he would be taught a civilized way to run tourist business. Frankly speaking, I do not think that the so called tourism development in Yamchun will have more positive consequences than negative ones. Moreover, the territory of the fortress would be fenced in; they would pave the road to its entrance, and next to a road there would sit a man who would collect money from those who would like to see this sight. And Lord forbid anyone to pitch a tent there for it is an important historical monument! It would cost more to bathe in the official thermal spring for foreigners (by the way, even now the price is at least ten times more for foreigners if compared with that for citizens of Tajikistan). And the old spring would be closed, so that people could not treat free of charge. And in these moments you realize that sometimes absence of development is good

The day following after visiting the healing spring we were descending down the valley, every now and then stopping to speak to local people and refusing insistent offers to have a cup of tea. Those offers were very attractive indeed, but they threatened to confuse our walking spirit under pressure of a strong desire to relax and lie down near dastarkhan, a piala with tea in the hand. However, when in the afternoon we reached kishlak Ptup, we could not refuse a next proposal and never regretted it. The host of the house whose name was Gulyam turned out to be a local history teacher who could relate to us plenty of interesting facts about antiquities of the Wakhan Valley and history and essence of Ismailism. He told us about recent past when during the civil war (Gorno-Badakhshan took the part of Tajik opposition) the life of his relatives and of his own hung by a thread. Many of those who attempted to say something about democracy at that time did not survive till our days Despite Gulyams insistent requests to stay for a night we bade farewell to the cordial hosts and continued on our journey.

Before it got dark we managed to pass kishlak Zumudg and reach the eastern border of the deserted area stretching southwestwards over 13 kilometers . Realizing that going farther we would not have a chance to seeing fuel for a bonfire and water for tea, we stopped for a night. Having pitched the tent, I was loitering about the vicinity with a camera for a long time, trying to capture the peaks of Marx and Engels that were picturesquely illuminated by the setting sun.

Wakhan Valley
Wakhan Valley

The morning after that night we made those mentioned 13 kilometers down the valley. After picturesque green and blue colors prevailing in the landscapes of Yamchun, it was somewhat unusual for us to see that brown and grey ground or sand literally covering Pyandj over the whole small desert, clouds of dust and absence of streams flowing everywhere.

Finally we got to kishlak Shitkharv, where, as we had been informed, there was a shop in which we could fill up our provisions, and where it was possible for us to get to a marshrutka going to Ishkashim. The data from the Internet proved to be true and, as it had been told, opposite the mazar in the southern part of Shitkharv we found a country-style department store where one can buy anything he likes. After drinking sweet fizzy water we made ourselves comfortable right at that place, opposite the mazar, in order to wait for a marshrutka or a car going to Ishkashim. The jingling Raf did not keep us waiting for a long time, and at about the noon we were entering Ishkashim.

The way back from the Wakhan Valley to Khorog deserves being described in detail, primarily, due to two moments: the so called chase of the German and our first encounter with the company in the Pamirs who drank beer.

Ishkashim terminal that was playing the role of the local bus station was empty. The driver was obviously right when he told that nobody would have a desire to go to Khorog on Friday afternoon. The same was told by other people who added that it would be much easier to leave the next day because of the Saturday Afghan-bazaar, to which people arrived even from Khorog. But that day it was possible to leave only on demand, that is to say paying tariff for the whole car including the way back. That day we did not have a chance to get any passing transport, to which, by the way, usual marshrutkas are referred to there as well. Finally, after a few conversations with the local people we arrived at an idea that the only way-out was to find a German (we thought about Herbert at once) who was seeking for a car to Khorog some time before us. We could cooperate with him, thus decreasing the cost of the trip. There was also a variant to stay there, in Ishkashim. We already managed to get an invitation from a local fellow called Erkin, but we wanted so much to get to Khorog that very day because we planned to meet Andre who was going again to leave for somewhere.

Soon almost all the village was participating in search of the German traveler. As people who had seen him and who knew English, we were driven around the village by one of the possible taxi-drivers Atabek, asking everyone if they had met a foreigner. Almost everyone knew about the German. At last, we managed to find traces of him and learnt where he had stopped for the night. But, having arrived at the place, Atabek was disappointed to know from the hosts that the German had made up his mind to stay in Ishkashim until the next day and had already gone to bed. Atabek, however, decided to help us reach Khorog and found the guys who were going to Andarob located near the resort of Garm-Chashma. From there it was much easier to get to Khorog, because a lot of cars were moving towards the city from the resort. And in half an hour we were sitting in a UAZ-tabletka, listening to local music whose sounds were trying to clamor over the roar of the engine. When passing the bridge joining the Afghan and Tajik banks of the Pyandj I happened to see Herbert standing near a truck. Our UAZ braked for a while, and I ran out to know how he was doing. He turned out to return to Ishkashim that day indeed, and the car, in whose basket he was now sitting, just stopped to transship some stuff. After that they were going to go to Khorog, too. Having wished good luck to each other, we parted.

As for me, the search of Herbert reminded movies about the Great Patriotic War, with their inherent, most sacramental question, Granny, are there any Germans in the village? There was only one difference: everyone without exception knew that there was a German in the village. Of course, when I saw Herbert near Ishkashim bridge I understood that the people in the village meant some other German. Nevertheless, my imagination was showing scenes where Herbert had lulled the vigilance of his pursuers, climbed out the window down a rope-ladder and decided to get out of the encirclement at any price, by roundabout way.

At the post of GAI (traffic police) in Andarob we found a car going to Khorog, and the following way (which was rather exciting, by the way) we made in a company of three Pamiris and an Afghan who were returning from the resort of Garm-Chashma, rather popular among the local people. The guys of our age turned out to be very hospitable, and thanks to them on one of our last days in Gorno-Badakhshan we could finally taste pilaw in one of roadside cafes. I need to say that before that we were very surprised to know that this dish, characteristic of Asian peoples was not wide-spread in dining places of Khorog, but what was popular and therefore often cooked is goloubets (cabbage stuffed with minced meat) which I never tend to refer to Asian cuisine.

But what I liked in this company best of all was that all of them drank beer. Everyone who knows me is very well aware that this beverage is of great (almost sacred) importance for me. But there, in Gorno-Badakhshan, it was rather difficult to find a company to drink beer with (despite the rumor that Ismailism is very liberal towards drinking alcohol, those loving to drink could be met very seldom in Badakhshan). And, finally, the fate brought us together with like-minded people, I could say. In the company of Muslim, Safar, Manul and Nazar Lena and I were driving around the evening Khorog, drinking beer after our impressions of the recent days and thinking that the sense of holiday could be created in any place on earth. The most important is that your friends are by your side, and you have beer.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6]

 
 

© 'AVALON' HGS PA, 2005-2016
Reprint of information is permitted with specifying the source only

Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / проекты / реализованные / экспедиция "Бадахшан 2007" / По эту сторону Пянджа
 

ПО ЭТУ СТОРОНУ ПЯНДЖА

Предисловие
Глава 1. ОКОЛЬНЫМИ ПУТЯМИ В СТОЛИЦУ ПАМИРА
Глава 2. ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ
Глава 3. ТВЕРДЫНИ ВАХАНСКОЙ ДОЛИНЫ
Глава 4. ПАМИРЦЫ И БАДАХШАНЦЫ
Глава 5. НЕ НУЖЕН ВАМ БЕРЕГ АФГАНСКИЙ
Глава 6. ДОМОЙ

Глава 3. ТВЕРДЫНИ ВАХАНСКОЙ ДОЛИНЫ

Когда-то Марко Поло в своей «Книге о разнообразии мира» написал о Бадахшане следующее: «В этом царстве узких проходов, неприступных мест много, и вражеских нападений народ не боится. Города их и крепости на высоких горах, в неприступных местах».

Горный Бадахшан - крепость Ямчун
Крепость Ямчун

Как гласят легенды, в незапамятные времена огнепоклонники-арии, пытаясь защитить плодородные долины Памирских гор от набегов племен, живущих на левом берегу Пянджа, построили целую сеть крепостей, самая северная из которых располагалась неподалеку от места соединения рек Памир и Вахандарья, а самая южная – невдалеке от Ишкашима. Считается, что наиболее важным из укреплений, построенных в тот период, стала крепость Ямчун, которую также называют Кяфир-Кала или Замор-и-Оташ-параст. Именно в нее планировали мы попасть, направляясь в Ваханскую долину. Место это не потеряло своего важного стратегического значения и по истечении двух тысяч лет. Так называемый Ваханский коридор – полоска афганской территории временами шириной не более 20 километров, призванная когда-то быть буферной зоной между владениями Российской и Британской империй, всегда вызывал к себе пристальное внимание со стороны военных и политиков.

Не могу сказать, что наша дорога от Хорога до Ишкашима мне особо понравилась. Так получилось, что на автостанции мы наткнулись на компанию не совсем порядочных товарищей, оказавшихся позднее наркоманами и обманщиками. Договорившись первоначально на одну цену, в конце концов, в Ишкашиме нам еще пришлось и доплачивать. Не имея желания доискиваться истины в том, кто из той компании был на самом деле нечист на руку, а кто говорил правду, мы поспешили как можно быстрее забыть об этих людях и прыгнули в полугрузовой УАЗик, идущий в направлении Ямчуна.

И эта поездка в кузове машины понравилась мне значительно больше. Не буду лукавить, в кузов я полез исключительно для того, чтобы присматривать за вещами (Лена осталась в кабине), потому как, разочаровавшись в людях еще полчаса назад, не хотелось повторять своих же ошибок. Но потом я понял, что такие поездки очень ценны своей возможностью пообщаться с местным населением, просто с хорошими и доброжелательными людьми. Несколько часов прошли в разговорах о том, кто мы и откуда, с непременными приглашениями остановиться у кого-нибудь дома, в угощениях и множестве других приятных сердцу моментах.

Надо упомянуть еще и о том, что вместе с нами в Вахан отправился немецкий путешественник по имени Херберт. Мы встретили его в хорогском Интернет-кафе и узнали, что он уже успел проехать на велосипеде от Душанбе до Каракуля, а обратно в Хорог попал на машине. Теперь, напоследок, он собирался съездить в Ваханскую долину. Таким образом, наши планы совпали, и утром на автостанции у нас была одна цель. Доехав вместе до Ямчуна, мы помогли ему устроиться на ночь, а в последующие дни встречали его с завидным постоянством, даже не предполагая каждый раз увидеться снова.

Итак, около пяти часов вечера мы, наконец, увидели остатки древних башен и стен, которые тянулись на сотни метров по хребту горы. Как я понял позднее, это была стена, ведущая от основной крепости к отдаленному форпосту, расположенному намного ниже уровня главной цитадели. А еще через час, пройдя мимо живописного водопада и попив воды из источника, мы добрались до точки, с которой Ямчунскую крепость можно было обозревать во всем ее великолепии.

Горный Бадахшан - Ваханская долина, река Пяндж, Ямчунская крепость
Ваханская долина, река Пяндж

Никто доподлинно не знает, кем и когда была построена Ямчунская крепость, потому как в Ваханской долине легенды очень тесно переплетены с реальностью, и отделить одно от другого временами почти невозможно. Наиболее популярная история рассказывает о трех братьях из рода огнепоклонников Сияхпушей (что в переводе означает «черные колпаки»): Каахке, наиболее известном из братьев, чьим именем названа крепость возле кишлака Наматгути-Поён, Зенгибаре, владевшем крепостью Хисор, расположенной неподалеку от кишлака Зонг, и, собственно говоря, Зульхашаме, которому принадлежал Ямчун. Говорится о том, что три легендарных брата силой гарнизонов принадлежащих им крепостей оказывали долгое и упорное сопротивление арабским завоевателям, возглавляемым самим пророком Али. В рассказах про Али в очередной раз проявляется легендарность местной истории, ведь нет никаких исторических данных, говорящих о том, что зять пророка Мухаммеда и один из шиитских имамов дошел в своих походах до Вахана.

Горный Бадахшан - Ваханская долина, река Пяндж, Ямчунская крепость
Камни древней крепости

Более того, согласно имеющейся информации, современная Ваханская долина была покорена арабами и вошла в состав Арабского халифата лишь в восьмом-девятом веках, а Али (совершенно определенно, причем) умер в 661 году, то есть, как минимум, лет за сорок до описываемых событий. С сияхпушами связана и одна из легенд, рассказывающих о несметных сокровищах, будто бы спрятанных ими во время арабского завоевания в пещере Мата-таш в районе Рангкуля (к северу от современного Мургаба).

Однако, если применительно к Наматгуту эти легенды весьма совпадает с историей (так как тамошняя крепость была построена как раз между VI и VIII веками нашей эры), то Ямчун, согласно археологическим данным, намного старее, чем легенды о трех братьях, ведь считается, что он был возведён в конце первого тысячелетия до нашей эры. История рассказывает нам о существовавшем в описываемом регионе Греко-Бактрийском царстве и созданной позднее на его развалинах Кушанской империи. Данный временной период примерно и соответствует возрасту Ямчунской крепости. Но все же, истина лежит где-то во тьме веков... Как мне говорили, персидское название Ямчуна - Замор-и-Оташ-параст переводится как «Крепость огнепоклонников». Данное название подтверждают и археологи, говорящие о том, что когда-то на территории крепости находился зороастрийский храм.

Горный Бадахшан - Ваханская долина, река Пяндж, Ямчунская крепость
Ямчунская крепость

Быть может, потому, что это было исполнением моей детской мечты, пребывание в крепости Ямчун так сильно поразило меня. А вид с крепостных стен по обе стороны Ваханской долины и на заснеженные пики Гиндукуша просто очаровал меня во всей своей предзакатной красе. Мелодия из фильма «Индиана Джонс» отчетливо звучала в голове, а разум все никак не мог поверить в то, что на земле еще остались места, где древности не обнесены сеткой и не обременены билетерами и экскурсоводами. Мы поставили нашу палатку прямо внутри древней крепости, и этот факт вызывал у меня просто бурю эмоций.

В Ямчуне, даже прекрасно понимая, что это совсем не так, я чувствовал себя настоящим первопроходцем. Мечта о Ваханской долине стала явью, и эта реальность была намного прекраснее самой мечты.

А на следующее утро, устроив небольшую фотосессию в крепости, мы выдвинулись по направлению к горячему источнику Биби Фатима. Как и любое место на Памире, источник связан с семьей пророка Мухаммеда, и если даже откинуть все связанные с ним легенды, он на самом деле, обладает чудодейственными свойствами. Температура воды в источнике круглый год превышает 40 градусов Цельсия. Содержа радон, а также массу других полезных элементов, она применяется для лечения многочисленных заболеваний.

Горный Бадахшан - Радоновый источник биби-Фатима
Купание в радоновой ванне

По пути к источнику мы встретили Херберта, который уже получил за 5 сомонов свою порцию радоновых вод и радостный возвращался в сторону санатория. Но надо сказать, что порцию здоровья можно получить и бесплатно, к тому же не мучая себя ожиданием в очереди. Об этот нам поведал один местный товарищ. Оказывается, если пройти еще метров 500 через горку в сторону от официальной избушки, то там можно найти совершенно демократичную (то бишь, без деления по половому признаку) ёмкость для купания. Здесь источник располагался раньше, еще до того, как был построен домик и раздельные мужские и женские ванны. Именно в этом старом источнике, огороженном простыми камнями, и искупалась Лена в компании детворы из соседнего кишлака. Мне не хотелось в такую жару лезть в горячую воду, поэтому я предпочел промочить ноги в холодной горной речке.

Директор санатория, с которым я познакомился, пытаясь устроить Херберта на ночлег, поделился со мной своими планами по развитию туризма в Ямчуне, похваставшись, что скоро он отправляется в Америку на курсы, где его будут обучать цивилизованному способу ведения туристического бизнеса. Честно говоря, не думаю, что так называемое, «развитие туризма» в Ямчуне будет иметь больше положительных моментов, нежели отрицательных. Скорее всего, территорию крепости огородят, к его входу проведут дорожку из тротуарной плитки, а возле дорожки посадят человека, который будет заниматься сбором денег с тех, кому захочется ознакомиться с сей достопримечательностью. И не дай Бог, чтобы там кто-то ставил палатки – это ведь важный исторический памятник! Цена за посещение официального горячего источника для иностранцев станет еще больше (к слову, она и сейчас уже как минимум в 10 раз превышает стоимость купания для граждан Таджикистана), а старый источник закроют, дабы народ не мог лечиться бесплатно. И в такие моменты думается, что иногда отсутствие развития – это благо…

Весь день, последовавший за общением с целебным источником, мы спускались вниз по долине, то и дело останавливаясь поговорить с местными жителями и отказываясь от настойчивых предложений «почайковать», которые, будучи весьма привлекательными по своей сути, грозили сбить весь походный настрой под давлением сильного желания расслабиться и прилечь возле дастархана с пиалкой чая. Однако, во второй половине дня, дойдя до кишлака Птуп, мы не смогли отказаться от очередного предложения и не пожалели об этом. Хозяин дома по имени Гулям оказался местным учителем истории, который мог поведать массу интересного как о древностях Ваханской долины, так и об истории и сути исмаилизма. Он рассказывал нам и о совсем недавнем прошлом, когда во время гражданской войны (тогда Горный Бадахшан стал на сторону таджикской оппозиции) его жизнь и жизни его близких в буквальном смысле слова «висели на волоске». Многие из тех, кто попытался в те годы говорить что-то о демократии, не дожили до сегодняшних дней… Несмотря на настойчивые просьбы Гуляма остаться на ночь, мы распрощались с радушными хозяевами и продолжили свой путь.

За оставшееся до темноты время мы успели миновать кишлак Зумудг и дойти до восточной границы пустынной области, простирающейся в юго-западном направлении более, чем на 13 километров. Видя, что дальше нам уже не светит увидеть топливо для костра и воду для чая, мы остановились на ночлег. Разбив палатку, я еще долго слонялся с фотоаппаратом по окрестностям, пытаясь запечатлеть пики Маркса и Энгельса, живописно освещаемые предзакатным Солнцем.

Горный Бадахшан - Ваханская долина
Ваханская долина

На утро после ночевки, мы проделали те самые 13 километров вниз по долине. Было как-то даже непривычно после живописных зелено-голубых тонов, присутствовавших в ямчунских пейзажах, видеть эту коричнево-серую землю, песок, буквально засыпавший Пяндж на всем протяжении этой маленькой пустыни, тучи пыли и отсутствие бегущих повсеместно ручейков.

В конце концов, мы добрались до кишлака Шитхарв, где, по имеющейся информации, находился магазин, в котором мы могли бы пополнить свои съестные запасы, и, возможно, попасть на маршрутку, идущую в Ишкашим. Данные, взятые из Интернета, не обманули нас, и, как и было сказано, напротив мазара в южной части Шитхарва мы обнаружили настоящее «сельпо». А испив сладкой газированной воды, мы расположились здесь же, прямо напротив мазара, для того, чтобы дождаться идущую в сторону Ишкашима маршрутку или попутную машину. Дребезжащий РАФик не заставил себя долго ждать, и примерно в районе обеда мы уже въезжали в Ишкашим.

Возвращение из Ваханской долины в Хорог заслуживает того, чтобы рассказать о нем поподробнее. И, в основном, благодаря двум моментам: так называемой «охоте за немцем» и встрече с первой для нас компанией на Памире, пьющей пиво.

Ишкашимский «терминал», играющий роль местной автостанции, пустовал. Очевидно, водитель был прав, говоря, что в пятницу после обеда никто не захочет ехать в Хорог. То же самое говорили нам и все остальные, добавляя, что завтра уехать будет намного легче, по причине субботнего Афган-базара, люди на который приезжают и из самого Хорога. А сегодня можно было уехать исключительно «по заказу», то бишь, платя тариф за всю машину плюс за дорогу обратно. Попутный транспорт, которым, кстати, здесь называют и обычные маршрутные такси, сегодня нам уже не светил. В конце концов, после разговоров с местными, мы пришли к мысли о том, что единственный выход заключался в том, чтобы найти некоего немца (мы сразу же подумали о Херберте), который незадолго до нас тоже искал машину в Хорог, и, скооперировавшись с ним, снизить цену за проезд. Был еще вариант остаться здесь, в Ишкашиме, и нас уже даже успел пригласить к себе гости местный паренек по имени Эркин, но нам очень хотелось попасть в Хорог именно сегодня, так как мы хотели застать дома Андре, который в очередной раз должен был куда-то уехать.

Вскоре практически весь поселок включился в поиски немецкого путешественника. Мы, как люди, видевшие его в лицо и знавшие английский язык, ездили на машине с одним из возможных таксистов по имени Атабек, спрашивая всех и вся о том, кто видел чужака. О немце знали уже практически все. Наконец мы смогли выйти на его след, и узнали, где он остановился на ночь. Но приехав на место, Атабек был разочарован, узнав от хозяев дома, что немец решил остаться в Ишкашиме до завтра и уже лег спать. Атабек все-таки решил помочь нам в том, чтобы добраться до Хорога и нашел ребят, которые ехали до Андароба, расположенного прямо возле курорта Гарм-Чашма. Оттуда уехать до Хорога было значительно проще, так как вечером с курорта в направлении города ехало большое количество машин. И уже через полчаса мы сидели в «таблетке», слушая местную музыку, звуки которой пытались перекричать звук ревущего двигателя. Проезжая мост, соединяющий афганский и таджикский берега Пянджа, я вдруг увидел Херберта, стоявшего возле какого-то грузовика. Наш «УАЗик» затормозил, и я выбежал для того, чтобы поинтересоваться у него, как обстоят дела. Оказалось, что он на самом деле сегодня вернулся в Ишкашим, а машина, в открытом кузове которой он сейчас ехал, просто остановилась, чтобы перегрузить какие-то вещи, а после этого также направлялась в Хорог. Пожелав друг другу удачи, мы расстались.

Лично мне поиски Херберта очень напомнили фильмы про Великую Отечественную с самым сакраментальным вопросом, свойственным им: «Бабушка, немцы в деревне есть?». Было лишь одно отличие: о том, что немец в деревне есть, знали абсолютно все без исключения. Конечно, увидев Херберта возле Имкашимского моста, я понял, что все в поселке имели в виду какого-то другого немца. Тем не менее, воображение рисовало картины того, как Херберт, усыпив бдительность преследователей, вылез из окна по веревочной лестнице и «огородами» решил любой ценой выйти «из окружения».

На посту ГАИ в Андаробе мы нашли машину, идущую в Хорог, и дальнейшую дорогу (причем, весьма интересную) мы проделали в компании трех памирцев из Хорога и одного афганца, которые возвращались с курорта Гарм-Чашма, весьма популярного среди местного населения. Ребята нашего возраста оказались весьма гостеприимными, и именно благодаря им, в один из последних дней нашего пребывания в Бадахшане, мы, наконец, смогли отведать плова в одном из придорожных кафе. Надо сказать, что до этого, в Хороге, мы были весьма удивлены, узнав, что данное, весьма присущее азиатским народам, блюдо мало распространено в городских заведениях общепита, и напротив, очень популярными (и потому часто приготавливаемыми) являются голубцы, которые я вообще никак не склонен относить к азиатской кухне.

Но чем мне эта компания особенно понравилась, так это тем, что они пили пиво. Все, кто меня знает, прекрасно осведомлен о том, какое большое (почти сакральное) значение я придаю употреблению этого напитка. Но здесь, в Горном Бадахшане, найти компанию для его распития было весьма сложно (несмотря на слухи о том, что исмаилизм очень либерально относится к алкоголю, любители выпить в Бадахшане нам встречались весьма и весьма редко). И вот, наконец, судьба свела нас, можно сказать, с единомышленниками. В компании Муслима, Сафара, Манула и Назара мы с Леной долго ездили в машине по вечернему Хорогу, запивая пивом впечатления последних дней, и думая о том, что чувство праздника можно создать в любом месте на земле. Главное, чтобы рядом были друзья, и было пиво.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6]


©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2017
Перепечатка материала - только с указанием источника