Avalon Historico-Geographical Society
main / projects / embodied / 'Nepal 2004' expedition
 

THE LAND OF NONRANDOM MEETINGS
OR rINGED BY aNNAPURNA

Chapter 1. LONG WAY TO KATHMANDU
Chapter 2.
KATHMANDU AND ITS PEOPLE
Chapter 3.
JOURNEY FROM SUMMER TO WINTER
Chapter 4.
BETWEEN TWO SUMMITS
Chapter 5. SLEEPY PARADISE
Chapter 6.
MOVABLE FEAST
Chapter 7.
ACROSS THE HALF OF THE WORLD IN SIX DAYS

CHAPTER 3.   JOURNEY FROM SUMMER TO WINTER

Mountains always surprised me that during some days there one could get to the ice zone from tropics and observe summer turning into autumn at first and then into winter. The area of Annapurna is the most remarkable in it. Besi Sahar is situated in subtropical zone, Thorung La pass is the kingdom of snow already. This was the main reason Id chosen this route for the trekking. After we had got permits, each for 2000 rupees ($30) in ACAP (Annapurna Conservation Area Project organization) office, we bought tickets to Besi Sahar.

On arrival at Besi Sahar at about 2 pm we, unlike most of the tourists, decided to start for the trek at once and not to stay there for night. We spent night on the bank of the river Marsyandgi nearby a small Hindu temple.

Beginning of the trek. God be with us... (or not...)

Beginning of the trek.
God be with us... (or not...)

In Bahundanda village we learnt how to make an order in local restaurants. As it is much more difficult to understand spoken English than the written language it goes like this: they bring you the menu, a notebook and a pencil. You decide yourself what dishes and in what amount you want. Be aware that you have to write them in the same way as they are written on the menu (there are plenty of grammar and spelling mistakes; we had counted 6 variants of writing the word omelette ). Then you count yourself how much you have to pay, they even can give you a calculator.

As for the restaurant business there we can say that any dilapidated hut, even just a metal stall has a proud name of a restaurant. Though, the writing of this word is varied too (like in the case with omelette).

Still in Bahundanda the restaurant keeper said something about Yulias bravery after she had noticed her backpack. It turned out that people in Nepal go to the mountains with a porter or a guide. That is why so many people admired us, Yulia in particular, who had a huge backpack, too. But sometimes the porters can make a disservice as it had happened to the Canadians we met on the way.

Not far from Syange village we found a good place for a tent under the bridge over the river. The point was that near it there was a requiring payment camping ($1 for a tent), and we managed to put the tent for free. I have to mention that we never paid for the tent and I think that it is smut to take money for it. Soon a woman came up to us and asked if they could put their tent near ours. Of course we said that everyone could do there what they wanted as it was free ground.

So we put up our tents together. But her husband was not lucky in it and there occurred some fights between them. When it was getting dark a kind of local beggar, it could have been a herder, came up to their tent and addressing to the porters started claiming something. Soon we heard our neighbor talking to that man in a loud voice. We got interested and went out to check what the reason was. From their conversation we learned that this ground was prepared for mules pasture. And on this account the herder actively, I would rather say aggressively demanded their putting up in the requiring payment camping. Apparently, it belonged to him.

Weve spent the night under this bridge

Weve spent the night under this bridge

All this time the husband of that woman kept silent sitting at the tent. Seeing despair the woman was in we decided to take part in that conflict. Telling it shortly using all dirty words we knew we explained the herder that we all had paid for the permits and could do there what we wanted unless otherwise. Whether he did us any harm we promised to make problems for him after our getting to the nearest ACAP office. At last, thanks to Heaven, he realized there was nobody to throw him any cash. He went away to his mules bursting loudly. So, if the Canadians hadnt had the porters, the locals wouldnt have come up to them as they did not know English.

After the herders leaving the concert began. Now our Canadians were sorting out their relationship, discussing the husbands behavior during that conflict. Then he tried to light the primus stove, slowly and with difficulties. This couple didnt let us sleep. They had been fighting till late night. Apparently, the reason of their conflict was not only in the tent putting up and lighting the primus stove

On the way from Syange a huge dog was seeing us off. It was waving with its tail very friendly. Dogs in Nepal are a special topic. They are like in constant nonstop nirvana, slow, lazy, without any aggression and curiosity to the passers by.

We were spending evenings playing cards. When we got bored with the cards, Dima and Pasha tried to play backgammon, but it was boring too. That is why we used to drink tea with some alcohol and chat. Yulia and Pasha had fresh impressions on Mongolia and China. One could understand from their talks that the Mongolians were the best and the Chinese were the worst. To tell the truth, I had my own plans for Mongolia, and their talks made me longing for it.

My favorite drink in those hot days was cool lemon, water with juice of a lime. It is awfully tasty, especially after a days walk with a heavy backpack. Somewhere in Tien-Shan I would drink cool water from the springs all the way, but here I was afraid to do it. Life in the mountains is very active here and consequently the water is not very clean.

Not far from village Tal

Not far from village Tal

On the bank of Marsyandgi, not far from village Tal we celebrated Celtic New Year, Samhain. Due to Americans, it is known now as Hallowe'en. On account of this holiday we cooked tasty supper: boiled potatoes with canned meat, mayonnaise, summer sausage and some cognac. So we celebrated it properly. But it was difficult to peel the potatoes, as it was just the size of a walnut.

Next day we passed the subtropical zone and got into the zone of the temperate climate. There was a real autumn, a bit chilly, with yellow leaves and frozen earth. Now it was much easier to walk and breathe.

It was a splendid opportunity to try the green fodder and take up to picking up as our ancestors did. Only the apples we picked up were not wild, but from the country. But this fact didnt make them taste worse. On the contrary, there is something from childhood in picking up the apples. You have to get through the fence, still ripe apples and run away with these treasures unnoticed.

Annapurna II

Annapurna II

And the apples were perfect, I must say. Their splendid taste and juicy consistence made them more like a drink than food. The locals make wine on these apples, and it is nothing but not very strong home-brew.

Approaching Pisang we met a group of Israeli guys one of which could speak Russian. Judging by his pronunciation we could say that he was out of practice and didnt communicate in Russian much. And we were right. It appeared that Nathans parents moved to Israel when he was a little boy. Having served in the army, he set off on a half-year journey. He said such trips after the army are widespread in Israel. Thats a good tradition to be envious of. Besides, after the army activities all these crossings and passes were for them as easy as a pie. By the way, the Jews were the only people on the trek, to say nothing of us, who did it without porters and guides.

It should be said that they turned out to be quite friendly. The group we met at the pass (about 12 people) was forming chaotically from singles and couples. We repeatedly met all this company at the descent as well as in Pokhara.

Temperate climate caused us some inconvenience. It was becoming more and more unpleasant to spend nights in the tent. Cold and frozen we would hardly wake up in the morning. At night the temperature was below freezing and in the mornings the tent was all frosted over. Our sleeping bags designed according to the label and shop assistants assurance for minus 10 degrees centigrade could not even save us from zero temperature. We decided to sleep with our clothes on. All the same it was bitterly cold.

The road to Manang

The road to Manang

At that time we began to make a fire despite all prohibitions. Honestly speaking, I just cant picture mountaineering tour without a fire because it embodies not only warmth but also comfort and some kind of ritual. I believe fire makes all the travelers feel comfortable and secure. And when some crackly wood burns and turns into a warm and blazing fire, the stones and logs you sit on are becoming softer and softer and you are tempted to stretch out on them. Usually when people experience these moments they are either looking for a cigarette or flask. It depends on their predilections. Then they are staring at the fire adding wood as if not wishing to part with comfort of a warm room.

Such our evenings were near Thanchok and Pisang settlements. Then we were heading for a more arid region. Some miles away from Pisang the vegetation in the river valley was rather poor. We were descending to the valley leading to Manang. It was easy to walk and besides the landscape was almost flat. And on the left one could watch a fascinating picture an enormous mountainous theatre between Annapurna 3 and 4.

Incessantly arguing over with Yulia which civilization contributed more to the world Western or Eastern, we approached Manang. Not approached but entered it through the gates. Apparently, we were so involved in a lengthy dispute that we hadnt noticed the city.

At a height of 300 metres above Manang

At a height of 300 metres above Manang

In Manang we were going to stay at a hotel (here at the mountains they are usually named lodges) and spend there a day or so to acclimatize. Though, Pasha and Yulia announced in unison that it was impossible to acclimatize per two days. All in all it was good to stay and have a rest. Besides, everybody wanted to wash.

We put at a hotel we spotted first Yeti. As we didnt manage to wash straight away, we were said hot water had already stopped running (we came at 3 p.m. ) we made our way to explore the city. The western part of the city is the most interesting because there inhabitants live. You can see there narrow streets, low entrances leading into enclosed courts, prolonged and high stairs In the eastern part there is a great number of curiosity shops and hotels. The city is so dependent upon tourism. When we found out the prices for Internet and telephone calls we were killed on the spot. One minute call with Kazakhstan cost $13, an hour in Internet $20. We discovered a couple of places where one could eat at a moderate price (for local mountainous standards). Though, we did not notice any foreigners in these places. Though it was delicious, particularly good were momo with chopped buffalo meat (not minced meat as in other cafes).

Passing by another restaurant I noticed a note with films titles (The Lord of the Ring among them) and realized I had stumbled on the local cinema. Having appointed the time with the owner for 7 oclock in the evening and discussed prices and repertoire, we darted to the hotel for beer and whiskey to make our leisure unforgettable. The cinema was situated in a small restaurant cellar, the seats and floor were covered with yak skin and the whole building was heated by a furnace where wood was crackling agreeably. After watching The Lord of the Rings -2 Manang became more mysterious and fairytale.

The programme planned for next day included walks around Manangs outskirts. We were going to reach Gangapurna glacier, but walking in this direction we soon realized it was a bit impossible. The glacier is really far away and we had only five hours or so to go there and back. We climb up the mountain, took pictures of Manang and the valley from the top. Then we split into groups and walked separately: Pasha with Yulia went on roaming around and I with Dima descended and returned to Manang.

TeaShop above Manang. Beginning of the trek to Tilicho lake

TeaShop above Manang. Beginning of the trek to Tilicho lake

Dima was in low spirits from the very morning when he knew that something had broken down and we had not got a chance for hot water supply. As for me, I was still very impressed by yesterdays movie and local landscape. Thats why my eyes were in quest for something magical worth capturing on film. The towers built of stone, rocky ledges, waving flags and all this beauty is in the background of unbelievably blue sky that borders with the surrounding clay-colour area. And mountains here and there Snow-white tops, glaciers Well, its the plain truth a person sees what he wants to see. But there should be the appropriate conditions. And Manang has everything to make you believe as if you were in a fairy-tale.

It is not worthwhile to buy something in Manang. The city has been dependent on trade from the ancient times. That is why the inhabitants are born dealers who can sell you any cheap junk for an enormous sum of money. And as many others I relented and bought there a Tibetan sacrificial knife for 1000 rupee. It was a real bargain! I did not see such knives anywhere.

One more view of Manang

One more view of Manang

This rule does not apply to yak woolen sweaters which you can buy only in Manang. According to Kathmandu inhabitants the goods sold in the capital are not made of yak wool.

Doing the shopping, we met two girls from Odessa who were heading to another direction. The evening we spent together in a local cafe.

The rule no dinner no blanket (the conditions could varied: no water, no electricity etc) is common in these places. The owners are longing to make more money on feeding tourists but not on dwelling which is terribly cheap. But we were not satisfied with this condition as it was much more convenient and cheap to cook. And it caused some friction between us and the administrator of Yeti. Sometimes you feel you have a lack of words, especially when you want to swear in a foreign language. But I guess repetitive use of fuck and fucking in all possible contexts at the top of my voice finally convinced our administrator that we were not going to pay for the abnormal conditions (we had not enjoyed the promised hot water).

It was the first time we spent night not in the tent but room. The hotel living conditions proved to be awful. We saw no difference between a hotel suit and tent. Perhaps, the wind is not so blustery. That is why later we put up at a hotel only twice once before the pass (it was freezing cold) and another time in Marpha (we needed some washing).

An avalanche on Gangapurna glacier

An avalanche on Gangapurna glacier

The road leading from Manang to the pass is quite desolate and heather-covered. At first we stepped on a flat region graveled with enormous stones. They reminded me the cemetery of Edoras from The Lord of the Rings. Dima suggested a more prosaic explanation of these stones and their employment saying that in such kind of area where you can hardly find a tree people also need to get rid of solid and liquid waste from their bodies. And why not use the stones? I dont know why but I like my theory better.

Having stopped half-way to the pass, we made up our minds to spend the night together in the tent. There were 4 people there. It was fun. There was something rattling and crackling all night long. Whether it was the wind or our tent attracted goats we dont know, but one thing is clear it gave us enough food for talking about yeti and hair-raising tales.

Road to the Pass

Road to the Pass

By the afternoon of the following day we had reached Thorung Phedi. It is a settlement situated near Thorung La. This is a place groups wishing to reach the top of the pass usually stay at. As there was plenty of time we decided to go further to the top camp. We did it to save time on our tomorrows ascent and make descent easier. There at the top we found a crib we could spend the night. Not having ordered supper, we were automatically deprived of blankets and water. But we didnt suffer much as we had sleeping bags and a supply of water with us. The latter we had got from a container in the neighbouring lodge.

Early morning of the following day looking out of our hovels window we could observe the frightening picture (as if we were taking part in a horror movie): crowds of well-equipped people with alpenstocks, which made a terrible noise striking the stones, were crawling up in the moonshine like zombies Thus, it was the begging of the day for those who had stayed at night in Thorung Phedi. Well, that early departure was not logical at all. I guess they mixed trekking with mountaineering, said Yulia.

Congratulations! Thorung La pass, 5416 m

Congratulations! Thorung La pass, 5416  m

Fortunately, Pashas forecast for a bad weather didnt come true and the day we reached the pass the weather was lovely. The storm wind was not beastly blowing to our faces. But even if the weather is good, it takes much time and energy to reach the pass. I should never have thought it would be so undertaking. The more worthy it was the more overwhelmed we were seeing waving colourful flags. The pass had been reached.

At 11 oclock we were at the Thorung La pass. It was a new height record 5416 m. We unwrapped the flag of Avalon and took some photos to prove that inhabitants of Karaganda had been there. We drank up our whiskey cheering To you, to us and Thorung Pass . Then we started descending.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

© 'AVALON' HGS PA, 2005-2017
Reprint of information is permitted with specifying the source only

Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / проекты / реализованные / экспедиция "Непал 2004"
 

ЗЕМЛЯ НЕСЛУЧАЙНЫХ ВСТРЕЧ
ИЛИ ОКОЛЬЦОВАННЫЕ АННАПУРНОЙ


Глава 1. ДОЛГАЯ ДОРОГА ДО КАТМАНДУ
Глава 2. КАТМАНДУ И ЕГО ЛЮДИ
Глава 3. ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ЛЕТА В ЗИМУ
Глава 4. МЕЖ ДВУХ ВЕРШИН
Глава 5. СОННЫЙ РАЙ
Глава 6. ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С ТОБОЙ
Глава 7. ЧЕРЕЗ ПОЛСВЕТА ЗА ШЕСТЬ ДНЕЙ

Глава 3.  Путешествие из лета в зиму

Горы всегда поражали меня тем, что здесь, в течение нескольких дней можно попасть из тропиков в ледниковую зону, видеть, как на твоих глазах лето превращается сначала в осень, а потом в зиму. В этом смысле район Аннапурны наиболее показателен. Беси-Сахар находится в субтропическом поясе, перевал Торонг Ла - это уже царство снегов. Большей частью из-за этого я и выбрал данный маршрут для треккинга. Получив в офисе ACAP (организация "Проект сохранения района Аннапурны") разрешения, каждое за 2000 рупий (около 30 долларов), мы купили на автовокзале билеты до городка Беси-Сахар.

Приехав в Беси-Сахар около часа дня, мы, в отличие от большинства туристов, решили сразу же отправляться на трек, а не останавливаться в городке на ночлег. Заночевали же мы в тот день на берегу Марсьянгди, неподалеку от маленького индуистского храма.

Начало трека
Начало трека.
С богом... (или без оного...)

В деревеньке Бахунданда мы впервые столкнулись с тем, как в здешних ресторанчиках принято делать заказ. Так как понимать устный английский намного сложнее, чем письменный, соответственно и процесс выглядит следующим образом: вам приносят меню, блокнот и ручку. Вы сами пишете, какие блюда вам нужны и в каких количествах. Причем писать нужно именно в том виде, в каком они существуют в меню (там может быть полно грамматических ошибок - написаний одного только английского слова "омлет" мы насчитали пять или шесть вариантов). Сколько должен заплатить, тоже считаешь сам, даже калькулятор могут принести.

По поводу "ресторанного" бизнеса в горах можно сказать следующее: каждая полуразвалившаяся будка или лачуга, даже просто металлический киоск носит гордое название ресторана. Правда, написание сего слова тоже варьируется (как и в случае с омлетом).

Еще в Бахунданде хозяйка ресторанчика, посмотрев на Юльку с рюкзаком, сказала что-то с восхищением о ее смелости. На самом деле, в Непале редко кто идет в горы без носильщика или гида. Именно поэтому многие так восхищались нами, и в особенности Юлькой, которая тоже несла большой рюкзак. Хотя наличие носильщиков могло сослужить людям и плохую службу. Как это произошло с одними канадцами, которых мы встретили по дороге.

А дело было вот как. Неподалеку от селения Сьянге мы нашли хорошее место для палатки под мостом, прямо около речки. Причем, вся фишка была в том, что совсем близко от этого места находился платный кемпинг (что-то около 1 доллара за палатку), а мы умудрились поставить палатку совсем бесплатно (надо сказать, что мы ни разу не платили за то, чтобы ставить палатку, по-моему, брать за это деньги - ужасное свинство). Вскоре к нам подошла женщина, которая спросила, могут ли они поставить около нас свою палатку. Естественно, мы сказали, что здесь вся земля свободная, и каждый может делать всё, что хочет, так как никаких запрещающих надписей нет.

В общем, и мы, и они установили палатки, правда, у ее мужа это дело получалось очень плохо, от чего у них сразу начались конфликты. Когда начало темнеть, к лагерю подошел какой-то местный мужичок, очевидно чабан, который направился сразу к лагерю канадцев и через носильщиков стал предъявлять им какие-то претензии. Вскоре мы услышали, как наша канадка вместе с этим чабаном начали разговаривать на повышенных тонах. Нам стало интересно, и мы пошли разбираться. Из разговора с ней и ее носильщиками мы узнали, что, оказывается, эта земля предназначена для выпаса мулов. И посему этот пастух активно, и я даже сказал бы, агрессивно, предлагал расположиться в платном кемпинге, который очевидно тоже принадлежал ему.

Ночь под мостом
Мы ночевали под этим мостом

Все время, пока шла эта ругачка, муж канадки сидел возле палатки и даже не пытался слова вставить. Тогда мы, видя, что она уже почти плачет, решили встрять в конфликт. В общем, мы громко и грубо объяснили этому мужику через носильщиков, что мы все заплатили за пермиты и можем делать здесь все, что хотим, если не указано иное. А если он попытается сделать нам хоть что-нибудь плохое, мы, дойдя до ближайшего пункта ACAP, устроим ему крупные проблемы. Конечно не с первого раза, но все-таки до него в конце концов дошла та простая истина, что сегодня он ничего и ни с кого не поимеет. Поэтому, громко ругаясь, он ушел к своим мулам. На самом деле, не будь у канадцев носильщиков, местные, не зная английского, ни за что не подошли бы.

Зато, после ухода чабана, неподалеку от нас начался другой концерт. Теперь наши канадцы выясняли отношения, очевидно, обсуждали поведение мужчины во время конфликта. А потом он попытался разжечь примус, опять же медленно и мучительно... Эта парочка еще долго не давала нам заснуть. Конфликт у них продолжался до поздней ночи. По-видимому, проблемами с примусом и палаткой дело не закончилось.

По дороге из Сьянге нас провожала местная собачка очень внушительных размеров. Причем провожала молча и спокойно, дружелюбно виляя хвостом. Да и вообще, непальские собаки - это отдельная тема. Они словно находятся в состоянии постоянной и непрекращающейся нирваны. Медленные и ленивые движения, полное отсутствие проявлений агрессии или любопытства по отношению к проходящим мимо людям.

Вечера мы обычно коротали игрой в карты. Когда карты надоели, Димка с Пашкой пытались играть в нарды, но нарды продержались еще меньше. Поэтому обычно вечерами мы просто пили чай с добавкой чего-нибудь алкогольного и болтали про все на свете. У Юли и Паши еще были свежи впечатления от Китая и Монголии, из которых можно было уяснить, что самые лучшие люди на земле - это монголы, а самые плохие - китайцы. Честно говоря, у меня и до этого были планы насчет Монголии, а после их рассказов я серьезно загорелся поездкой туда.

Мой любимый напиток тех жарких дней - cool lemon. Просто вода с соком зеленого лимона - лайма. Ужасно вкусная штука, особенно после того, как ты полдня идешь с тяжеленным рюкзаком вверх-вниз. Где-нибудь на Тянь-Шане я бы всю дорогу пил прохладную воду из родников, но здесь как-то боязно было. Слишком активная тут жизнь в горах, и вода от этого явно не кристально чистая.

Около поселения Тал
Около поселения Тал

На берегу Марсьянгди, недалеко за селением Тал мы отметили кельтский Новый год - Самайн, который благодаря американцам сейчас более известен всем как Хеллоуин. В честь праздника приготовили соответствующий праздничный ужин: купили и приготовили вареной картошки с тушенкой. Достали приготовленный майонез и сырокопченую колбасу, ну и конечно же коньячок. В общем, отметили это дело по полной программе. Правда, чистить местную картошку было настоящим мучением - размером она со средней величины грецкий орех.

На следующий день мы миновали субтропическую зону и вошли в зону умеренного климата. У нас началась настоящая осень, слегка прохладная, с желтыми листьями и немного подмерзшей землей. Теперь идти и дышать стало намного легче.

Появилась возможность слегка перейти на подножный корм и заняться, по примеру древних сородичей, собирательством. Правда, надо сказать, что яблоки, которые мы рвали с деревьев, были отнюдь не дикие, а обычные - деревенские. Что, однако, не делало их невкусными. Напротив - в процесс собирания яблок добавлялся элемент детских приключений, когда нужно было пробраться через колючие заборы, незаметно нарвать сочных плодов и также незаметно скрыться с награбленными сокровищами.

Аннапурна 2
Аннапурна II

А яблоки, к слову, были хорошие. Их нейтральный вкус и просто сумасшедшая сочность делали их похожими больше на питье, нежели на еду. Из этих яблок местные делают так называемое "вино", которое на самом деле является ничем иным, как средней крепости самогоном.

На подходе к Писангу мы встретили группу ребят из Израиля, один из которых говорил по-русски. По его произношению можно было понять, что на русском языке ему приходилось общаться не очень-то часто. Так оно и было. Оказалось, что родители Натана переехали в Израиль из Москвы, когда он был еще совсем маленьким. Теперь, он, придя из армии, отправился в полугодичное путешествие. Как он сказал, в Израиле такие вот путешествия после армии очень распространены. Хорошая традиция, которой можно только позавидовать. Тем более что после армейской жизни, все эти переходы и перевалы были для них просто раз плюнуть. Евреи, кстати, были единственными на треке (помимо нас), кто шел без портеров и гидов.

Они, надо сказать, оказались дружными ребятами. Группа, которая получилась к перевалу (около двенадцати человек), собиралась хаотично из одиночек и парочек. Потом мы еще неоднократно встречали всю эту компанию на спуске, а также в Покхаре.

Переход в умеренный климат сказывался тем, что ночевать в палатке теперь становилось все неприятнее. Просыпаться утром бывало очень трудно, а точнее холодно. Температура ночью стала опускаться ниже нуля, и по утрам вся палатка изнутри была в инее. Наши спальники, рассчитанные, судя по этикетке и уверениям продавцов, на минус 10 градусов, не могли спасти и от нулевой температуры. Мы стали спать одетыми. И все равно было холодно.

Дорога к Манангу
Дорога к Манангу

В это же время мы, несмотря на запреты, стали жечь костры. Честно говоря, я себе просто не представляю горный поход без костра, потому что это не просто тепло, это еще и уют, а также и некий ритуал. По-моему, посредством костра все путешественники создают своеобразный уют в своей душе. И тогда несколько потрескивающих досок превращаются в добротный теплый камин, а камни и бревна, на которых сидишь, становятся мягче и на них уже хочется развалиться словно в мягком кресле. Обычно в такие моменты все, в зависимости от своих пристрастий и интересов, лезут либо за сигарой, либо за фляжкой. А потом очень долго смотрят на огонь, то и дело подбрасывая в него доски, как бы не желая прощаться с уютом теплой комнаты.

Такими были наши вечера близ селений Танчок и Писанг. А далее наш путь лежал в более пустынную местность. В нескольких часах ходу от Писанга растительность в долине реки резко редела. Мы спускались в долину, ведущую к Манангу. Идти было по-прежнему легко, тем более что ландшафт был почти плоский. А слева можно было наблюдать великолепную картину - огромный горный "театр" между четвертой и третьей Аннапурнами.

В непрекращающихся спорах с Юлькой о том, какая цивилизация больше дала миру - восточная или западная, мы и подошли к Манангу. Точнее не подошли, а зашли в него через ворота. По-видимому, мы были слишком увлечены спором, что даже не заметили появления города.

Мананг. С высоты 300 м
Мананг. С высоты 300 м

В Мананге мы планировали остановиться в гостинице (здесь, в горах они обычно называются "лоджиями") и провести в этом городке еще один день, вроде бы как для акклиматизации. Хотя Паша и Юля в один голос заявили, что за два дня никакой акклиматизации не получится. Но в общем-то и просто остановиться и передохнуть было тоже неплохо. Да и помыться хотелось.

Поселились мы в одном из первых попавшихся отелей - "Yeti". Так как помыться сразу не получилось - нам сказали, что горячая вода уже кончилась (пришли мы уже часа в три дня), то мы пошли исследовать городок. Особенно интересна западная часть города - здесь живут местные. Узенькие улицы, низкие входы во внутренние дворики, длинные и высокие лестницы... В восточной части - огромное количество сувенирных лавок и гостиниц. Город живет на одном туризме. Цены на интернет и телефон не просто поразили, а убили наповал: минута разговора с Казахстаном - 13 долларов, час в интернете - 20 долларов. Нашли пару мест, где можно было недорого (по здешним горным, разумеется, меркам) поесть. Правда, других иностранцев мы в этих заведениях не видели. Хотя было вкусно, в частности, очень хорошие момо с рубленным буйволиным мясом (а не с фаршем, как везде).

Проходя мимо очередного ресторанчика я увидел вывеску с названиями фильмов (в их числе был "Властелин колец") и понял, что наткнулся на местный "кинотеатр". Договорившись с хозяином на семь вечера и обговорив цены и репертуар, мы помчались в отель за пивом и виски, чтобы досуг получился более "культурным". Кинотеатр располагался в маленьком подвальчике под рестораном, сиденья и пол его были покрыты ячьими шкурами, а помещение обогревалось печкой, в которой приятно потрескивали дрова. После просмотра второй части "Властелина колец" Мананг еще сильнее стал восприниматься как нечто сказочное.

Запланированная на следующий день программа включала прогулки по окрестностям Мананга. Вначале был план сходить к леднику Гангапурны, но пойдя в его направлении, мы очень быстро сообразили, что это слегка нереально. Ледник на самом деле находится слишком далеко, а у нас было всего около пяти-шести часов на дорогу туда и обратно. Мы залезли на горку, сфотографировали сверху Мананг и долину. А потом мы разделились: Паша с Юлей направились бродить дальше, а мы с Димкой спустились вниз и пошли обратно в Мананг.

Начало трека к оз. Тилиго
TeaShop над Манангом.
Начало трека к оз. Тилиго

Настроение Димки еще с самого утра было окончательно испорчено новостью о том, что в отеле что-то поломалось, и горячей воды теперь уже совершенно точно не будет. А я, напротив, все еще пребывал под впечатлением от вчерашнего "Властелина колец" вперемешку с местными пейзажами. Поэтому глаза постоянно искали нечто соответствующее моему восприятию этого волшебного места, что можно было бы запечатлеть на пленку. Сложенные из камня башенки, скалистые уступы, развевающиеся флаги, и все это на фоне нереально синего неба, граничащего с окружающим пейзажем цвета глины. И горы, горы. Снежные вершины, ледники… Наверное, человек на самом деле видит лишь то, что хочет видеть. Но для этого необходимы предпосылки. А в Мананге есть все, чтобы ощутить себя в сказке.

Покупать что-нибудь в Мананге - дело неблагодарное. Город издревле существует благодаря торговле и торговым привилегиям, которыми он пользуется еще с восемнадцатого века. Это обстоятельство сделало жителей Мананга очень ловкими торговцами, которые без труда могут продать вам любую дешевку за солидные деньги. Правда я не удержался и купил здесь тибетский жертвенный нож за баснословную сумму в 1000 рупий после долгой торговли. И надо сказать, что таких ножей я больше нигде не видел.

Мананг с"торца"
Мананг с"торца"

Это правило не относится, наверное, только к свитерам из ячьей шерсти, которые можно купить чуть ли не только в одном Мананге. Все, что продается, к примеру, в столице, по словам жителей Катманду (друзей Маши), делается совсем не из шерсти яка.

Занимаясь покупкой продуктов на трек, в одном из магазинов мы встретили двух одесситок, которые двигались по маршруту в обратном направлении. Вечер мы провели вместе с ними в местной кафешке.

Принцип "нет обеда - нет одеяла" (возможные варианты: воды, света и т.д.) очень употребим в этих местах. Владельцы гостиниц пытаются делать деньги не на размещении туристов, а на их кормежке. Но нас такой расклад не устраивал, так как готовить самим нам было намного удобнее и дешевле. Именно поэтому мы серьезно поругались с администратором нашей гостиницы. Иногда очень реально чувствуешь, что слов не хватает, особенно когда речь идет о том, чтобы ругаться на иностранном языке. Но по-моему, усиленное повторение мною в разговоре слов "fuck" и "fucking" во всевозможных интерпретациях на повышенных тонах, окончательно убедило нашего администратора в том, что мы не собираемся платить ему нормальную цену за ненормальные условия (обещанной горячей воды мы ведь так и не дождались).

Это был первый раз, когда мы ночевали не в палатке, но условия проживания в отеле убедили нас в том, что палатка не особо отличается от гостиничного номера, в том числе и по температуре внутри. Только что ветром не продувает. Поэтому в дальнейшем мы останавливались в гостинице только дважды - один раз перед перевалом (потому что было совсем уж холодно) и один раз в Марфе (потому что просто хотели помыться).

Лавина на леднике Гангапурна
Лавина на леднике Гангапурна

Дорога из Мананга на перевал довольно-таки пустынная, поросшая низким кустарником. Вначале была плоская местность, усыпанная камнями размером с человеческий рост. В соответствии с заданным моим воображением сценарием, они напоминали мне кладбище возле Эдораса из "Властелина колец". Димка же предложил более прозаичное объяснение этих камней, сказав, что в такой местности, где нет ни деревца, людям тоже надо как-то справлять естественные нужды, причем делать это не на виду у всех. Не знаю, мне моя теория как-то больше нравится.

Остановившись на полпути до перевала, мы решили ночевать вчетвером в одной палатке. Так было намного теплее, да и интереснее. Всю ночь вокруг палатки что-то шумело - был ли то ветер или наша палатка заинтересовала горных козлов, но все это давало благодатную почву для разговоров о снежном человеке и других страшных баек.

Дорога к перевалу
Дорога к перевалу

К обеду следующего дня мы дошли до Торонг Педи. Это поселок, расположенный перед Торонг Ла, где обычно останавливаются группы, идущие на покорение перевала. Так как времени было еще хоть отбавляй, мы решили идти дальше, в верхний базовый лагерь. Сделали мы это для того, чтобы завтра не мучить себя большим подъемом и еще большим спуском. Наверху мы нашли и хибарку, в которой можно было переночевать. Не поужинав, мы автоматически лишили себя одеял и воды, однако, вместо одеял мы прекрасно обошлись спальниками, а воды мы набрали и без них - в баке около соседней лоджии.

Ранним утром следующего дня из окна нашей хибары можно было наблюдать картину, похожую на фильм ужасов про живых мертвецов: в лунном свете толпы людей в полном снаряжении с альпенштоками, звенящими об камни, медленно, словно зомби, двигались вверх... Так начался этот день для тех, кто вчера остался ночевать в Торонг Педи. Хотя, такой ранний выход из лагеря был совершенно неоправдан. Как сказала Юля: "по-моему, они перепутали треккинг с альпинизмом".

Перевал Торонг-Ла. 5416 м
Поздравляем!
Перевал Торонг-Ла. 5416 м

К счастью, вчерашние пашины опасения насчет облаков и плохой погоды не оправдались, и в день покорения перевала погода была на редкость хорошая. Не было штормового ветра в лицо, как это обычно бывает. Но даже в хорошую погоду подъем на перевал требует больших затрат сил. Честно говоря, мне этот подъем дался очень трудно. Но тем ценнее он был, и тем радостнее было увидеть развевающиеся разноцветные флажки, говорящие о том, что перевал достигнут.

Около одиннадцати утра мы стояли на перевале Торонг Ла - цели нашего путешествия. Теперь это было моим новым рекордом высоты - 5416 метров. Был развернут флаг "Авалона" и сделаны памятные фотографии, свидетельствующие о том, что карагандинцы побывали здесь. Под лозунгом "За нас, за вас, за Торонг Пасс" были допиты остатки виски. Начинался спуск.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2017
Перепечатка материала - только с указанием источника