Avalon Historico-Geographical Society
main / projects / embodied / 'Urumqi-Kashgar 2006' expedition / All winds blow to Kashgar
 

All winds blow to kashgar

Preface
Chapter 1. RED MOUNTAIN
Chapter 2. VIA TIGER JAWS
Chapter 3. THE KINGDOM OF SANDS AND FOG
Chapter 4. WITH THE FAIR WIND
Chapter 5. THE ONLY AND UNIQUE KASHGAR
Chapter 6. KASHGARIAN MONDAYS

Chapter 1. RED mountain

The train Almaty-Urumqi, full of Kazakhstani students going to China to study Chinese and various sciences, passed half a day at Druzhba Kazakhstan Frontier Station and already at dusk was slow and pain crossing the frontier.

Red Mountain
Pagoda on Red Mountain.
Talking about what you can and cannot bring into China, accompanied by advice of the old experts to eat all the food for it will be taken out any way; discussing Chinese sanitary cards which had been presented in Kazakhstan to be filled in on the way; controversy whether all the truth should be written in them; jokes concerning where and how the thermometer will be put to take the temperature

Perhaps, many will agree with me that the first thing China strikes with is its scaleness inherent in everything. For example, the building of Alashankou Railway Station: the really main gate of the country which is not a shame to show to the visitors. The feeling of solemnity was intensified by Chinese frontier guards saluting to the sounds of impressive march to meet the train.

The topographical maps we brought in were immediately ignored after we have said that their scale was 5 km to 1 cm. Nobody looks at food, the expected total search does not take place, as well as taking the temperature in any form. Everything ends up rather quickly, only one moment is not clear enough passports are taken out (as it turned out, it is a popular practice in China, when for some pretty long time you stay without documents identifying your personality while these documents are being checked and enriched by necessary stamps). Passportless we are walking along the platform, absorbing the first impressions of being in the strange country.

Urumqi is the first trade city in the Western Region. It exports goods to Kuldja, Chuguchak and Chinese Turkestan via Komul. There are many capitalists in it, who buy up herds of goods and sell them, wrote Valikhanov long ago. Urumqi is still the same, but one should not try to confine its role to that of a huge bazaar as it often happens.

Urumqi

Urumqi. View from
the Red Mountain.

Actually, Urumqi makes one ponder over how rapidly a city can develop. But when Kazakhstani and Russian people get here, they usually see but a great market Bianjiang and the district of the same name, which are intended only for Russian speaking public, whose aim is buying up various goods. And very often when I hear such people relate stories about the city that reveal only one side of the reality, I tend to compare them with the fantastic tales of medieval pilgrims (surely in present-day context) who described dreadful sea-dragons and other nonsense due to their ignorance. But, Urumqi is not only Bianjiang. It is green parks, the most beautiful of which is Hongshan, the park on the Red Mountain (though there is an opinion that Urumqi is an absolutely grey city deprived of any green plantations), and the Uighur district where life still goes according to old traditions; and ultramodern center with its skyscrapers, each of them having its own distinguishing features of Chinese or Muslim style. Here you can meet a girl wearing an orange robe of a roadman, her face almost completely covered with a veil, but her hands holding a mobile phone. In my opinion, this picture strongly reflects the connection between to- and yester-days, which makes Urumqi so remarkable.

Uighur street
Side-street of Uighur district
The solution of three most important problems that bothered us on our first day in Urumqi dragged on for about half a day. The first problem was money. The banks would open only at 10, and before that time we could neither buy some food nor get settled in a hotel (the last day in Almaty we were greatly surprised that yuans in the southern Kazakhstani capital were deficiency, and we did not want to exchange money on the frontier). When the time came, the dollars were successfully turned to yuans in one of the numerous banks due to a few phrases from a phrase-book, which contrary to my expectations had been understood by the Chinese. Thus, the problem was solved.

Some hotels where we ventured to show in order to know the price, turned out so expensive that we began doubt whether it was China. However, the Chance came to our help, as usual. A guy in the street addressed to us in English, and from a conversation we knew that he was a tourist guide and therefore knew the city well, where we could stop and was able to help us. He wrote names of several hotels with the prices which suited to us according to him, and showed approximate way. We walked for a long time; then we decided to take a taxi to get to the first hotel in the list (this was not a bad idea, considering that taxi-drivers could read Chinese, and the hieroglyphs written by our helper were not just a set of signs for them in contrast to us). It is nice that taxi is rather cheap in China, very cheap I would say. But when I was getting into the car I did not know how much they will take from me. Sanya with his bicycle had to stay at the crossroad where we were to meet after I settle down in the hotel and heap all our stuff there.

Late supper
Street of night cafes
The taxi was quickly carrying me along the unknown city farther from Sanya, and I was looking around spasmodically and prayed there would be less turns on the way I had to recall afterwards. Still, the prospect to lose each other in an alien city without any means of communication seemed unattractive. Fortunately, the road to the hotel was straight, and the taxi never turned. In a small hotel situated in the Uighur district of Urumqi, I was astonished by a somewhat Russian-speaking administrator. Having rented a room and dragged our rucksacks in it I walked to Sanya.

The interesting situation turns out with the keys in Chinese hotels. In Urumqi as well as in any other place we stayed later on (excluding Kashgar), nobody would hand us keys. On leaving you just shut the door; when you come back you go to open it with the attendant who is the keeper of the huge jingling bunch of keys. The price of accommodation in China struck me in spite of its cheapness (probably because of unbelievably cheap Nepal where I traveled two years ago). A double room with TV, bathroom, toilet and inevitable flask with boiling water cost us from 50 to 100 yuans (which is $6-12). Though they say that there are places with lower prices, we did not succeed in finding them.

Tasty pilaw
Uighur pilaw
Now that we have roof over head, we can have some meals. This was not a question for us we are in the capital of Uighuristan and therefore we are going to eat our favorite Uighur lagman. In one of the open-air cafes located near our hotel we ate our fill. For the first time we tried to eat with the chopsticks, and even succeeded in it (this skill was trained to perfection later on, I should say). Theres an attractive local tradition common in any cafe: no matter what the visitor is going to order, when he comes they put a pot with fresh green tea. Though we often added to this tea the nicest pine-apple beer so popular in Xinjiang.

Street life in Urumqi does not stop until 3 or 4 at night. The most interesting fact is that this does not happen due to the tourists looking for entertainment. To the contrary, the citizens of Urumqi themselves begin to visit beauty parlors and drugstores; they occupy numerous cafes and street stands. Actually, they live not a special night life but quite normal everyday one.

Night Urumqi

Night Urumqi

By the way, a few words about night life. Any Russian speaking person in Urumqi, as well as in any other city of Xinjiang visited by ex-soviet people, knows the word kunya (the stress on the first syllable usually). Its origin still being a controversy, this word is usually considered a disfigured Russian variant of the Chinese word gunian (a girl). Russians call kunyas all female employees, be it an administrator in a hotel, a secretary in an office or a bank teller. However, most often when they say kunya they mean a prostitute. This latter substance in Urumqi is a dime a dozen. When some people with whom we happened to communicate during or after the trip knew that we had not take kunyas service, they nodded their heads disappointedly and concluded seriously, why go to China?! Indeed, the traditions of prostitution in Xinjiang are as ancient as Xinjiang itself, despite its centuries-old Muslim past. Even Valikhanov noted that women in Little Bukharia behave freely, that is why the number of dissolute women known to the police in the Six Cities is so high that it strikes not only Middle Asian Muslims but also the Chinese. Nowadays any researcher may observe that East-Turkestan Islam is a much extenuated variant of its Middle East counterpart, the one that proposes certain indulgences in what concerns morality.
An Uighur (striking example)

Typical Uighur

The point which astonished us greatly in Urumqi and surprised us later on is that in Western China it is often quite difficult to find usual for us Chinese goods. In vain tried we to find gas for a gas-jet which we did not even think to take with us considering it will be equal to taking Chinese noodles or checkered polypropylene bags. But there was not any gas and we had to look for alternative energy resources later on. Nor did we find Chinese tinned stew in Urumqi, that is so popular among Kazakhstani people since the early 90-s. By the end of the journey we have understood (though we supposed that before) that to get acquainted with China we should go easterly to Beijing or Shanghai. But this was absolutely another country, Turkestan in a word.

I should say that Sanya arrived in China with his own bicycle (by the way, his antipathy to Kharkov Bicycle Plant grew stronger with every kilometer of our way), so his having passed such a long way can be deservedly called a feat. As for me, I did not have a bike and was planning to buy it in Urumqi. Pottering around the city on our first day in it, we ran against a shop which turned out a dream of a bike-lover and a bicycle club in a way. We could quickly find common language with few guys who perfectly knew what a cyclist needs, regardless the fact that only one of them spoke English and his English was not a good one. The next day we came there with money and went out or, to be more precise, rode out on a bicycle Merida Warrior, which helped me get in Kashgar and to which I now entertain the warmest feelings.

Communication with the Chinese, contrary to the general opinion, is quite possible, and not only with the gestures as it was in the bicycle shop. The phrases taken from the phrase-book are also understandable. And, the Turkic part of the citys population (Uighurs, Kazakhs, Uzbeks and so on) was a boon for us: possessing basic knowledge of the Kazakh language one can speak to them fairly good.

with Mr.Chen
Mr.Chen and we
We had a pleasant encounter in Urumqi that confirmed that the whole world travels and we are not alone in our efforts. Two Frenchmen were going by train to Kashgar to buy bicycles there and cross Tibet. But our bike adventure started there, in Urumqi, so we could only wish a good trip to each other, knowing that Tibet will wait for us some time in future.

There was also another man who wished us to have a good trip, Mr. Chen who hailed us in Russian when we were cycling out Urumqi to leave for our long traveling. Over a cup of tea in an Uighur cafe where this hospitable and inquisitive Chinese invited us, we knew that he mastered Russian when working in Chinese Embassy in Kyrgyzstan. Besides, he traveled in Russia much. We shared our plans with him, exchanged contacts and got his farewell, as well as the proposal to call him up if we need his help.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6]

 
 

© 'AVALON' HGS PA, 2005-2016
Reprint of information is permitted with specifying the source only

Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / проекты / реализованные / экспедиция "Урумчи-Кашгар 2006" / Все ветра дуют в Кашгар
 

ВСЕ ВЕТРА ДУЮТ В КАШГАР

Предисловие
Глава 1. КРАСНАЯ ГОРА
Глава 2. ЧЕРЕЗ ТИГРОВУЮ ПАСТЬ
Глава 3. ЦАРСТВО ПЕСКОВ И ТУМАНА
Глава 4. С ПОПУТНЫМ ВЕТРОМ
Глава 5. КАШГАР – ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ
Глава 6. КАШГАРСКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИКИ

Глава 1. КРАСНАЯ ГОРА

Поезд Алматы-Урумчи, полный казахстанских студентов, едущих учиться в Китай языку и различным наукам, проведя полдня на пограничной казахстанской станции Дружба, уже в сумерках медленно и мучительно пересекал границу.

Красная гора
Пагода на Красной горе.

Разговоры о том, что можно и нельзя ввозить в Китай, сопровождающиеся советами «знатоков» съесть все продукты питания, так как их все равно отберут, обсуждения карточек санитарной службы Китая, выданных для заполнения еще на территории Казахстана, и споры о том, стоит ли писать в них всю правду, шутки по поводу того, куда и как будут вставлять градусник для замера температуры...

Наверное, многие согласятся со мной в том, что первое, чем Китай поражает всех иностранцев, это масштабность, присутствующая во всем. Такой масштабностью обладает, например, здание железнодорожной станции Алашанькоу - настоящие парадные ворота страны, которые не стыдно показать гостям. Ощущение торжественности момента усилил и сам процесс встречи поезда китайскими пограничниками, отдающими честь под звуки торжественного марша.

Ввозимые топографические карты, после наших слов о том, что их масштаб - 5 км в одном сантиметре, сразу же перестают быть предметом повышенного интереса. На продукты никто не смотрит, ожидавшегося тотального обыска не происходит, как не проводится и замеров температуры в какой бы то ни было форме. Все проходит довольно быстро, с одним только не совсем понятным моментом – сбором паспортов (как оказалось, довольно распространенная в Китае практика, когда ты на некоторое, причем довольно продолжительное, время остаешься без документов, удостоверяющих личность, пока эти самые документы проходят проверку и «обогащаются» необходимыми штампиками). Без паспортов мы гуляем по перрону, впитывая первые впечатления от пребывания в чужой стране.

«Урумчи есть первый по торговле город в Западном крае. Из него развозятся товары в Кульджу, Чугучак и Китайский Туркестан через Комул. В нем много капиталистов, которые закупают гуртом и отпускают товары», - так написал много лет назад Валиханов. Урумчи и сейчас остается таковым, но не надо пытаться ограничивать его значение ролью большого базара, как это часто делается.

Урумчи
Урумчи.
Вид с Красной горы.

Урумчи вообще очень сильно заставляет задуматься о том, насколько стремительными могут быть темпы городского развития. Но казахстанцы и россияне, попадающие сюда, обычно не видят ничего, кроме огромного рынка Бинжан и одноименного района, ориентированных исключительно на русскоговорящую публику, чьей целью в Урумчи является закуп разнообразного товара. И часто слышимые мною рассказы о городе подобных людей, отражающие лишь одну сторону действительности, я склонен сравнивать с фантастическими историями средневековых путешественников (естественно в переводе на современную специфику), которые отчасти по незнанию, отчасти из невежества писали о страшных морских драконах и прочей галиматье, не существующей в реальности. Да, Урумчи, это не только Бинжан. Это и прекрасные зеленые парки, самым красивым из которых является Хоншан - парк на Красной горе (при, кстати, бытующем мнении, что Урумчи - это пыльный серый город, начисто лишенный зеленых насаждений), это и уйгурский квартал, где жизнь все еще пытается идти по старинным обычаям, это и ультрасовременный центр города, застроенный небоскребами, каждому из которых присущи свои отличительные черты в китайском либо мусульманском стиле. Здесь на улице можно встретить одетую в оранжевую робу дорожного рабочего девушку, чье лицо почти полностью закрывает чадра, но в руке у этой девушки будет мобильный телефон. Эта картина, по моему мнению, очень сильно отражает связь сегодняшнего дня и дня вчерашнего, которой так сильно и примечателен Урумчи.

Уйгурская улица
Улочка уйгурского квартала.

Решение трех самых значимых проблем, которые беспокоили нас в первый день нашего пребывания в Урумчи, растянулось примерно на полдня. Проблема первая – деньги. Банки работали лишь с 10 часов, а до этого времени мы не могли ни поесть купить, ни в гостиницу устроиться (в последний день в Алматы мы, к нашему большому удивлению, выяснили, что юани в южной столице Казахстана стали настоящим дефицитом, а на границе менять деньги не хотелось). Когда подошло время, доллары были успешно превращены в юани в одном из многочисленных банков благодаря нескольким фразам из разговорника, которые китайцы, вопреки моим ожиданиям, поняли. Таким образом, одна проблема была решена.

Несколько гостиниц, куда мы осмелились наведаться в целях выяснения цены, оказались настолько дорогими, что мы уже начали сомневаться в том, что это Китай. Однако, как всегда в таких ситуациях, помог счастливый случай. Парень на улице обратился к нам по-английски, а из дальнейшего разговора мы узнали, что он работает туристическим гидом, поэтому хорошо знает город, где в нем можно остановиться и может нам помочь. Он и написал нам названия нескольких гостиниц, цены в которых, по его словам, нам подходили, а также показал примерное направление движения. Мы шли довольно долго, а потом все же решили добираться до первой гостиницы из списка на такси (это был неплохой вариант, учитывая то, что таксисты, в отличие от нас, по-китайски читали, и иероглифы, написанные нашим помощником, для них не были простым набором значков, как для нас). Хорошо, что такси в Китае довольно дешевое, даже очень дешевое, я бы сказал. Правда, тогда садясь в машину, я еще не знал, на сколько меня раскрутят. Саньке с велосипедом пришлось остаться на перекрестке, где мы договорились встретиться после того, как я устроюсь в гостиницу и сброшу там все наши вещи.

Поздний ужин
Улица ночных кафе.

Такси довольно быстро несло меня по незнакомому городу все дальше от Саньки, а я судорожно смотрел по сторонам и молился, чтобы на нашем пути было как можно меньше поворотов, которые мне потом придется вспоминать. Все-таки перспектива потерять друг друга в чужом городе, не имея никаких средств для связи, совсем не прельщала. К счастью, дорога к гостинице была прямой, и мое такси так ни разу никуда и не свернуло. В маленьком отельчике, располагавшемся в уйгурском квартале Урумчи, я был приятно удивлен наличием слегка говорящего по-русски администратора. Сняв номер и затащив в него наши рюкзаки, я пешком отправился обратно к Саньке.

Интересная штука в китайских гостиницах с ключами: и в Урумчи, и почти везде, где бы мы н и останавливались позднее (за исключением Кашгара), ключи нам на руки не выдавали. Ты уходишь и просто захлопываешь дверь, приходишь и идешь открывать номер вместе с дежурной по этажу, которая и является хранителем огромной бренчащей связки. Стоимость размещения в Китае, несмотря на свою дешевизну, меня все-таки удивила (очевидно, после невероятно дешевого Непала, где я побывал пару лет назад). Двухместный номер с телевизором, ванной, туалетом и непременным термосом с кипятком, обходился нам от 50 до 100 юаней за сутки (что составляет 6-12 долларов США). Хотя, говорят, можно найти и места подешевле, но нам так и не удалось.

Вкусный плов
Плов по-уйгурски.

У нас есть крыша над головой, теперь можно и поесть. Здесь не было даже вопроса – мы в столице Уйгуристана, значит будем кушать наш любимый уйгурский лагман. В одном из уличных кафе, расположенных неподалеку от нашей гостиницы, мы и наелись его досыта. Впервые попробовали кушать палочками, причем вполне успешно (надо сказать, что в дальнейшем этот навык у нас дошел почти до совершенства). Очень импонирует местный обычай, распространенный во всех без исключения кафе - вне зависимости от того, что будет заказывать гость, в момент прихода ему на стол ставится чайник со свежим зеленым чаем. Хотя мы частенько дополняли чай вкуснейшим ананасовым пивом, очень популярным в Синцзяне.

Жизнь на улицах Урумчи не затихает до 3-4 часов ночи. И что интересно, происходит это не от избытка туристов, ищущих ночных развлечений. Напротив, именно сами жители Урумчи во время близкое в полуночи почему-то начинают посещать парикмахерские и аптеки, оккупируют многочисленные кафе и уличные лотки, в общем, живут вполне нормальной и повседневной, а не какой-то особенной ночной жизнью.

Ночной Урумчи

Ночной Урумчи

Кстати, о ночной жизни. Любому русскоязычному человеку в Урумчи, также как и в других городах Синцзяна, являющихся предметом посещения публики из бывшего СССР, известно слово «куня» (обычно с ударением на первый слог). Происхождение его является предметом споров, но обычно его считают извращенным на русский манер китайским словом «гуниан» (девушка). Кунями русские называют всех служащих женского пола, хоть администратора в гостинице, хоть секретаря в конторе, хоть кассира в банке. Однако, чаще всего говоря «куня», подразумевают «проститутка». Чего-чего, а этой субстанции в Урумчи просто пруд пруди. Некоторые из людей, с которыми мы общались во время или после путешествия, узнав, что мы услугами куней так и не воспользовались, разочарованно покачав головой, совершенно серьезно заключали: «и зачем в Китай ездили?!». На самом деле, традиции проституции в Синцзяне настолько древние, насколько и сам Синцзян, несмотря на его многовековое мусульманское прошлое. Еще Валиханов отмечал, что «в Малой Бухарии женщины … свободны в своих поступках, оттого и число распутных женщин, известных полиции, в Шести городах развито до таких цифр, что устрашает не только среднеазиатских мусульман, но даже китайцев». И в наши дни любой исследователь может отметить, что ислам в его восточно-туркестанском варианте, представляет собой сильно смягченную версию своего ближневосточного оригинала, предполагающую значительные послабления в том, что касается понятий о нравственности и морали.

Уйгур (яркий представитель)

Типичный уйгур

Вещь, которая сильно удивила нас в Урумчи, и позднее продолжала удивлять в дальнейшем, это то, что в западной части Китая зачастую очень сложно найти привычные нам китайские товары. Так получилось и с газом для горелки, который мы, рассчитывая на китайскую промышленность, даже и не подумали с собой брать, справедливо полагая, что это равноценно тому, чтобы тащить сюда с собой китайскую лапшу или клетчатые полипропиленовые сумки. Однако, газа нигде не было, что вынудило нас в дальнейшем искать «альтернативные источники энергии». Также не нашли мы в Урумчи и китайской тушенки, так хорошо знакомой казахстанцам с начала 90-х годов. К концу поездки мы вообще поняли (хотя и предполагали это заранее), что для того, чтобы увидеть Китай, нужно было ехать восточнее – в Пекин или Шанхай. А здесь, совершенно другая страна, Туркестан одним словом.

Надо сказать, что Саня приехал в Китай уже со своим велосипедом (к слову, его нелюбовь к харьковскому велозаводу росла с каждым очередным километром пути), поэтому и прохождение им нашего довольно продолжительного маршрута можно заслуженно окрестить подвигом. Я же, не имея велосипеда, планировал купить таковой в Урумчи. Шарахаясь по городу в первый же день нашего пребывания в нем, мы случайно наткнулись на магазин, который оказался настоящей мечтой велофаната и в некотором роде велоклубом. Мы быстро смогли найти общий язык с несколькими парнями, прекрасно разбирающимися в том, что нужно велосипедисту, даже несмотря на тот факт, что на английском из них разговаривал, и то не очень хорошо, лишь один. На следующий день мы пришли сюда уже с деньгами, а вышли, точнее выехали с велосипедом «Merida Warrior», который и позволил мне добраться до самого Кашгара, и к коему я в настоящее время питаю самые теплые чувства.

Общение с китайцами, вопреки общепринятому мнению, вполне возможно. И не только на языке жестов, как это было в веломагазине. Фразы, взятые из разговорника, понять также могут. Ну а тюркская часть населения города (уйгуры, казахи, узбеки и т.д.) для нас вообще находка - обладая базовыми знаниями казахского языка с ними можно вполне сносно общаться.

мистер Чен
Мы и мистер Чен.

В Урумчи у нас произошла одна приятная встреча, подтверждающая, что весь мир путешествует и мы не одиноки в своих стремлениях. Два француза направлялись на поезде в Кашгар, чтобы купив там велосипеды, пересечь Тибет. Но наше велопутешествие начиналось здесь в Урумчи, поэтому мы могли только пожелать друг другу счастливого пути, понимая, что Тибет нас еще ждет когда-нибудь в будущем.

Еще один человек, который успел пожелать нам счастливого пути – это мистер Чен, окликнувший нас по-русски в тот самый момент, когда мы двигались на выезд из Урумчи, чтобы отправиться в наше долгое странствие. За чаем в уйгурском кафе, куда нас пригласил этот гостеприимный и любознательный китаец, мы узнали, что русский язык он выучил, работая в посольстве Китая в Кыргызстане, да и по России ему часто приходилось ездить. Мы поделились с ним своими планами, обменялись координатами и получили напутствие, а также предложение звонить ему, если нам понадобится помощь.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6]




©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2017
Перепечатка материала - только с указанием источника