Avalon Historico-Geographical Society
main / projects / embodied / 'Urumqi-Kashgar 2006' expedition / All winds blow to Kashgar
 

All winds blow to kashgar

Preface
Chapter 1. RED MOUNTAIN
Chapter 2. VIA TIGER JAWS
Chapter 3. THE KINGDOM OF SANDS AND FOG
Chapter 4. WITH THE FAIR WIND
Chapter 5. THE ONLY AND UNIQUE KASHGAR
Chapter 6. KASHGARIAN MONDAYS

chapter 6. kashgarian mondays


That morning everything went in other, not quite a usual way: Sanya woke up earlier than I did and I had not to wake him up as usual.

Early in the morning we arrived at the bus station, where after some time waiting we got on the bus Kashgar-Bishkek (a few words about punctuality at 7 oclock, the time indicated in the tickets, there was not a soul at the station, and the bus we waited for appeared only between 10 and 11). The boarding was preceded by our long negotiations with the driver through the Kyrgyzes going by the same bus, after which we were told that on Torugart admission point we could be taken off the bus, though no reasonable explanation had been given to it. When the cashier-woman who sold us the tickets a week before saw our passports she told us everything would be OK, so we hoped it would be. We also considered the fact that any way the visas would be over the next day and therefore decided to worry about that only when the problem would appear. We even paid our remaining yuans for luggage the weight of which certainly exceeded all limits possible.

We had much smaller luck than did Shokan Valikhanov, who had been able to cross Torugart Pass without problems. Recently the frontier pass, which has been used for many centuries, has due to some inexplicable reasons become an admission point of the second category, and only the citizens of adjoining Kyrgyzstan and China can cross it freely. For all the rest there are various funny innovations, such as, for example, that the citizens of the third countries can get to Kyrgyzstan from China only when accompanied by a licensed tourist guide who has a permission of Public Security Bureau (local National Security Committee and the police in one body) and the treaty with these tourists for service, and by motor transport only. The whole text of this tirade was told us by a few English speaking interpreters who happened to be at the admission point, and by Mr. Chen, our friend from Urumqi who helped us via telephone and whom we also involved in the talks with the ignoramus frontier-guards that could not speak any language but Chinese. Our negotiations with the stubborn representatives of the Chinese authorities had no result. We were left alone on the square in front of the admission point, with a heap of backpacks, bags and with the dismantled bicycles. Sanya also managed to forget his sweater in the bus (and, as it turned out later, this would be a very useful thing, considering our further route).

Actually, everything let us feel that the winds blowing to Kashgar were not going to change their direction, stubbornly blowing us in back there. But though going against the wind, as well as swimming against the current is usually difficult, it is gripping and rewarding with nice memories.

When we exchanged a small reserve of dollars by exorbitant rate and got to Kashgar not without problems (and this was more than 100 kilometers), we left our stuff at our hotel for some time and rushed to the bus station in search of truth and money which we had to get back, in our fair opinion. On the way to the bus station I was unlucky to puncture the front tyre. Troublesome events even became a habit with us. Surely, no one was going to return us the money for the tickets. To quarrel with people in no-one-knows-what language was very difficult. One after another the ideas how to get out of China quicker were coming to our minds. But all of them had a weak point we practically had only Kazakhstani money which no one needed there in Kashgar and we were extremely pressed for time because we would have to pay much to extend visas.

Minek, Agnieszka & Iwona

Polish 'colleagues'

At the station we met a company from Poland, a guy and two girls who traveled around the world hitchhiking and by buses. They also had a mischance in Torugart: they were not allowed to pass it from the Kyrgyz side. A short conversation with them, their having a guidebook of China and adhesive tape to repair my wheel were nearly the only pleasant time we had that day. The Poles were going to get to Bishkek via Osh, and then, after traveling around Kazakhstan and Russia, go home. Owing to their plans we even managed to exchange tenges for a few yuans from them. We sat together thinking of how we could go farther, probably with them. And suddenly an idea came to my mind to check attentively the visas in our passports

The group calculation and then exciting recalculation of those thirty days the visa was given for led to an unconsoling result the visa would expite not the next but that very day. We said goodbye to the Poles and joked sadly that they might look for us in one of Kashgar jails, and rushed to the central police station, where according to the Pole guidebook it was possible to extend visa for 160 yuans (by the way, this sum of money was absolutely unbearable for us at that moment). On our way to the police station Sanyas brake block got broken, thus adding to the list of the pleasant surprises of the day.

At the police station we calmed down: fortunately, the term of visa would be over in two days (they said that 30 days is a conventional term, but as a rule they use a monthly term which begins the next day after you arrived). This nice news certainly let us economize a lot of money, but we still faced a vital problem to leave so extremely hospitable China.

The conversation with the policemen defined the most preferable variant of our further actions to leave China as soon as possible via Chinese-Kyrgyz international admission point Irkeshtam, from which we could get to Osh. We just had to know how we could do that. We stayed short at a snack-bar in the Old City to have manty and informed our people in Karaganda that the way back would pass along an emergency scheme which was yet unknown to us. But what was extremely clear was that we would not be able to get in Kazakhstan as quickly as we planned to.

I want to note that by its speed and dynamics our way home even eclipsed somehow the impressions of the bike journey itself. Foreshadowing, I can say that everything ended well, though it cost us much money and time. But then we did not know our exact way and tried to get out of Kashgar as close to CIS borders as possible.

We spent some time near the bus station, trying to find transport. But the situation grew worse due to two things: first, we had few yuans; and second, not every driver had a right to enter the frontier zone which was the village of Irkeshtam. Then someone advised us to go to the market area, showing the direction by his hand (otherwise we would not have understood where it was, as Kashgar itself is a big bazaar, which was said before). Not far from this market we found an Uighur on a small truck who agreed to get us to the frontier for the money we had.

So, at about eight in the evening we were obstinately moving out of Kashgar after the sun setting. We were awaited (at least we wanted to believe in that) by the admission point Irkeshtam. On the way our driver decided to call on his home, thanks to which we got an opportunity to eat lagman, and watch the insight of a common Uighur dwelling, represented in hundreds there in the village. This dwelling looked outside like a real fortress with high loam walls, but was very cozy inside, though had few windows and was not well-lit.

Having spent the night in the truck rented for the last yuans, we met the early morning of the next day in front of the admission point. Despite the inscription telling it worked 24 hours a day it began functioning only at 10.00. At Irkeshtam we finally crossed the border with no problems (frontier guards even spoke English there) and bicycled via the frontier zone to Kyrgyz side where we felt a kind of relief. Firstly, we really got out of China and would not break the visa regime; secondly, we were able to speak Russian freely. You should have seen my face at the moment when I discerned from far away a Russian inscription telling the name of a frontier post called after an Andrei whose surname my memory did not retain.

For some reason the most beautiful places to take photos of seem to be situated where one cannot photograph. The frontier zone in the surroundings of Irkeshtam was not an exception to this. The picturesque valley with a large river surrounded by whimsical rocks surely required to be photographed, but we did not want to get problems we had even without that and therefore stifled this noble desire. It was all the same not a situation to make a sacrifice for the sake of the art.

the Nura village steering wheel of Kamaz, hands of Uncle Zhenya, foothils of Pamirs

Alay valley - view from the cab

To descend to Osh from Irkeshtam we had to find a trucker who would follow the same route. A nice heart had a trucker Uncle Zhenya who lived near Bishkek. For all his life he had traveled over almost entire Soviet Union. During the last several months he could nowise get home, that is why it was his last trip between Osh and Irkeshtam, after which he was going to return home to Vasilyevka, to his wife.

In a few hours after our having passed the border we were sitting in the Kamaz crawling along the mountain road of awful quality towards the Fergana valley. The road connecting Irkeshtam and Osh goes first between the Alay and Trans-Alay ( Zaalay) mountain ranges, and then crosses the former range via several high passes, the most considerable among which is Taldyk (3615 meters). The surrounding grand mountain landscapes had been gradually hidden from us with the rain, and then snow.

the worst is still to come

Beginning of snowstorm

There really have been very few moments in my life when I imagined quite seriously and logically the sad consequences of my own death. One of these moments was ascending the Taldyk pass in the snow-storm, in the pitch-darkness diluted by the dim light of the headlights, on the full-loaded Kamaz with the pinking self-locking and dying accumulator. Fortunately, everything went well and we did not have to jump out of the lorry as Uncle Zhenya warned us to in case emergency.

There are three problems on Kyrgyz roads: donkeys, goats and fools. The former are quite peaceful but not sagacious animals roaming stubbornly along and across the road, even at night. As these animals do not possess any light-reflecting surface, they often become the reason of their own death, foolish and absurd, which is accompanied by considerable damage of cars acting like involuntary killers. The second are the animals in the figurative meaning of this word. Such creatures live on what they managed to take from drivers passing the road. A usual tariff for clear passage by the police inspector is 20 soms, a small sum of money if compared with the consequences of disobeying this almost traditional rule. The latter constitute the most dangerous and unpredictable category. Fools usually do not think, as they are supposed to. The most habitual way to get easy money on the Kyrgyzstani road is to block it, which has been practiced for many years. Moreover, this activity usually acquires really national scale, when several villages stirred up with the brought fire-water organize actions of civilian protest for a small (usually 300 soms per capita a day) consideration (very often the protesters even do not know what and who they are declaiming against). People just take bricks in their hands and sit across the road. And the roads in mountains are usually single, that is why such actions become considerably effective on whole country scale. Fortunately, we ran across less ideological fools who perfected in blocking technology and simply decided to gain money on it. Four teenagers armed with bricks suddenly appeared in the light of the headlights. Their threatening movements towards the frontal glass, as well as loud bawdy shouts obviously convinced Uncle Zhenya of the truth of the folk saying ' its quite reasonable to stay away from schmucks. So he paid a small recompense taken, by the words of the drunken bastards for such a noble undertake as a wedding, and our Kamaz drove farther.

In connection with what was mentioned above I cannot help mentioning the lines written by Valikhanov almost 150 years ago: There formed systematical rules among Kyrgyz clan-leaders, which had been sanctified by the time and according to which they rob caravans, but they rob legally in a way, grounding it on ancient traditions and rights the caravan passing the uluses of Kyrgyz clan-leadersmust pay zyaket must give a ransom for free passage. Or these ones: a few minutes would not pass as a crowd of drunken Kyrgyzes rushed out of an aul, darted into the quarry to our caravan and made us turn back to aul threatening and swearing. Is not it surprising that over one and a half a century nothing has changed, including open robbery which has almost been officially raised to rank of hospitality?

some point of interest
in Osh
After late supper in a Kyrgyz roadside cafe we were treated to by Uncle Zhenya, we had a three-hour sleep in the cab of the Kamaz and at 11 the next day we arrived in the city of Osh.

I visited other cities in Kyrgyzstan and therefore can imagine the local populations level of life. That is why the first thing that attracted my attention in Osh was abundance of expensive cars on the roads. Osh is the second in size city of the country, but due to welfare of its inhabitants it creates an impression of nearly the first one. Osh is not Kyrgyzstan proper, both geographically and ethnically. The Osh region is separated from the country by the mountains of the Fergana Range and is a state in the state. Besides, the Kyrgyzes do not form the main part of the local population. On the whole, these are the Uzbeks and Uighurs who live there.

 

hydroelectric power station
hydroelectric power station on Naryn
In Osh our Kazakhstani tenges became valuable again, so we could eat and take a taxi to Bishkek. It was very unusual to apply Chinese prices for food with the Kyrgyz ones, because it always led to exclamation Why is it so expensive?

The road between Osh and Bishkek lies in the most beautiful places: endless mountain serpentines, the full-flowing Naryn which followed us almost half of our way, and snow-covered tops of Tien Shan on the horizon. We spent another night in the car, with a few stops at roadside cafes, and the next morning we were already in Bishkek.

The further way did not represent any extreme for it followed the habitual route Bishkek-Almaty-Karaganda, and on September 22, 2006 the kiths and kins were meeting us at the railway station in Karaganda. The journey which lasted for over a month was over.

 

To the new stories!
To the new stories!
When Sanya and I were sitting in Scheherazade cafe next to Seman Road Hotel celebrating the ending of our expedition with beer and shashlyk, I recalled how the idea to go to Kashgar appeared. For me myself this idea appeared in a cafe in Kathmandu, where together with my Latvian friends we celebrated the ending of the travel around Nepal and were discussing mutual possible plans. It was then that we decided to bicycle to Kathmandu from Urumqi via Kashgar and Lhasa. Surely, this idea was realized not on a whole scale. My Latvian friends were not able to set off for this journey, besides, we were not lucky to see Tibet this time. But maybe, this goes for the better. There would be too many impressions thrown all together, and it is possible that some of them would eclipse others. And now we have something to be longing for. Everything is yet to happen. And its great when the travel ends with such a note that you may finish your narration with but this is quite another story


Text Vitaliy Shuptar, 2006
Translation from Russian Olesya Nikolayeva, 2007
Photos Alexander Yermolyonok, Vitaliy Shuptar, 2006

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6]




© 'AVALON' HGS PA, 2005-2017
Reprint of information is permitted with specifying the source only

Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / проекты / реализованные / экспедиция "Урумчи-Кашгар 2006" / Все ветра дуют в Кашгар
 

ВСЕ ВЕТРА ДУЮТ В КАШГАР

Предисловие
Глава 1. КРАСНАЯ ГОРА
Глава 2. ЧЕРЕЗ ТИГРОВУЮ ПАСТЬ
Глава 3. ЦАРСТВО ПЕСКОВ И ТУМАНА
Глава 4. С ПОПУТНЫМ ВЕТРОМ
Глава 5. КАШГАР – ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ
Глава 6. КАШГАРСКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИКИ

Глава 6. КАШГАРСКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИКИ


В тот понедельник с самого утра все пошло каким-то другим, не совсем обычным образом: Саня проснулся раньше меня, и мне не пришлось, как обычно его будить.

Рано утром мы поехали на автовокзал, где подождав какое-то время, сели на автобус Кашгар-Бишкек (к слову о пунктуальности – в семь часов, указанные в билете, на автовокзале не было решительно никого, а требуемый нам автобус так и вообще появился уже в одиннадцатом часу). Посадке предшествовали длительные переговоры с водителем через едущих в том же автобусе кыргызов, в ходе которых нам было сказано, что на пропускном пункте Торугарт нас могут снять с автобуса, хотя никаких вразумительных объяснений этому дано не было. Понадеявшись на то, что за неделю до этого кассирша, продавшая нам билеты, увидев наши паспорта, сказала, что все будет нормально, а также принимая во внимание тот факт, что наши визы в любом случае истекают завтра, мы решили, что волноваться будем тогда, когда проблема возникнет на самом деле. Мы даже отдали свои последние юани в оплату за багаж, который у нас, конечно же, превышал все возможные лимиты.

Нам повезло значительно меньше, чем когда-то Шокану Валиханову, который без всяких проблем смог пересечь перевал Торугарт. Теперь же, использующийся в течение веков пограничный перевал, стал с какого-то недавнего времени по непонятному стечению обстоятельств «пропускным пунктом второй категории», двигаться по которому без проблем и заморочек могли лишь граждане сопредельных Кыргызстана и Китая. Для всех остальных предусматривались разные «веселые» нововведения, вроде того, что «граждане третьих стран могут перемещаться из Китая в Кыргызстан только в сопровождении лицензированного туристического гида, имеющего разрешение Public Security Bureau (местного КГБ и полиции в одном флаконе) и договор с соответствующими туристами на обслуживание, и только на автомобильном транспорте». Полный текст этой тирады был рассказан нам через немногочисленных англоязычных переводчиков, случайно оказавшихся на пропускном пункте, и нашего друга из Урумчи, помогавшего нам по телефону, – мистера Чена, которого мы также подключили к переговорам с неучами-пограничниками, которые кроме как по-китайски, ни на каких других языках не разговаривали. Наши переговоры с упрямыми представителями китайских государственных органов так ни к чему и не привели. Мы остались одни на площади перед пропускным пунктом, с кучей рюкзаков, сумок и разобранными велосипедами. А Саня еще и умудрился забыть в автобусе свой теплый свитер (как оказалось позднее, очень полезную вещь, учитывая наш дальнейший маршрут).

В общем, во всем чувствовалось, что ветра, дувшие в Кашгар, так и не собираются менять своего направления, упрямо «задувая» нас обратно. Но идти против ветра, также как и плыть против течения, обычно хоть и трудное, но вполне увлекательное, а также вознаграждаемое приятными воспоминаниями занятие.

Обменяв по грабительскому курсу небольшую долларовую заначку и не без трудностей добравшись обратно до Кашгара (а это более ста километров), мы, на время оставив вещи в нашей гостинице, ринулись на автовокзал в поисках правды и денег, которые, по нашему справедливому мнению, нам должны были вернуть. По дороге до вокзала я успел пробить переднее колесо. Неприятные происшествия уже стали входить в привычку. Денег за билеты на вокзале нам, конечно же, никто возвращать не собирался. Ругаться с людьми непонятно на каком языке было сложно. Идеи о том, как по-быстрому выбраться из Китая стали возникать одна за другой. Слабым местом любой идеи было наличие у нас практически одних казахстанских денег, которые в Кашгаре никому задаром не нужны, а также очень сжатые временные рамки, ведь за продление визы нам тоже пришлось бы платить, причем не мало.

Минек, Агнешка и Ивона

Польские "коллеги"

На автовокзале мы встретили группу поляков – парня и двух девушек, которые передвигались по миру автостопом и автобусами. Им также не повезло с Торугартом, через который их не пропустили с кыргызской стороны. Недолгое общение с ними, а также наличие у них путеводителя по Китаю и клейкой ленты для заклейки моего пробитого колеса было чуть ли не единственным приятным событием целого дня. Поляки собирались через Ош добраться до Бишкека, а оттуда, проехав Казахстан и Россию, попасть домой. В связи с их планами о посещении Казахстана, нам даже удалось выменять у них немножко юаней. Мы сидели и вместе думали о дальнейших передвижениях, возможно совместных. Как-то неожиданно мне в голову пришла идея посмотреть внимательно на визы в наших паспортах…

Совместный подсчет, а потом и волнительный повторный пересчет тех тридцати дней, на которые давалась виза, приводили к неутешительному выводу – виза заканчивается не завтра, а сегодня. Попрощавшись с поляками и грустно пошутив, что если что, пусть ищут нас в какой-нибудь из тюрем Кашгара, мы помчались в центральное городское отделение полиции, которое, если верить польскому путеводителю, занималось как раз вопросами продления виз и оценивало свои услуги в 160 юаней (кстати, совершенно неподъемную для нас на тот момент сумму). Санина сломанная тормозная колодка по дороге в полицию не замедлила пополнить собой список «приятных сюрпризов» дня.

К счастью, в полиции нас успокоили: по их пониманию, срок действия визы заканчивался лишь послезавтра (типа 30 дней это условно, а на самом деле применяется понятие «месяц», да и течение срока начинается со следующего за прибытием дня). Эта приятная новость, конечно, экономила нам кучу денег, однако проблема нашего отбытия из чрезвычайно гостеприимного Китая стояла с прежней остротой.

Разговор в полиции однозначно определял наиболее предпочтительный вариант наших дальнейших действий – как можно быстрее выбраться из Китая через многосторонний китайско-кыргызский пропускной пункт Иркештам и попасть из него в Ош. Оставалось лишь узнать каким образом это можно сделать. Остановившись в одной из забегаловок старого города, чтобы наскоро перекусить мантами, мы известили наших в Караганде о том, что возвращение будет происходить по аварийной и пока что неизвестной нам самим схеме. Предельно ясно было одно – так быстро, как планировали, мы в Казахстан попасть не сможем.

Хочется заметить, что по своей скорости и динамичности наше возвращение домой в некотором роде даже смогло затмить впечатления от самого велосипедного путешествия. Забегая вперед, могу сказать, что закончилось все хорошо, хоть и повлекло за собой большие затраты по времени и деньгам. А сейчас мы, еще не зная нашего точного дальнейшего маршрута, пытались выбраться из Кашгара как можно ближе к границам СНГ.

В попытках найти транспорт мы провели какое-то время возле автовокзала, но ситуация осложнялась двумя моментами: во-первых, у нас было очень мало юаней, а во-вторых, не каждый водитель имел право на въезд в пограничную зону, каковой, естественно, являлся поселок Иркештам. Потом кто-то посоветовал нам поехать в район рынка, показав направление рукой (иначе понять, где это, было бы очень сложно, так как весь Кашгар по своей сути это один большой базар, о чем уже говорилось ранее). Неподалеку от этого рынка мы и нашли уйгура с маленьким грузовичком, который согласился за оставшиеся у нас деньги довезти нас до границы.

И вот, около восьми вечера мы уже упрямо двигались из Кашгара вслед заходящему солнцу. Нас ждал (по крайней мере, в это хотелось верить) пограничный пропускной пункт Иркештам. По дороге наш водитель решил заехать домой, благодаря чему мы получили возможность поесть лагмана, а также осмотреть изнутри обычное уйгурское жилище, каких в его деревне было сотни. Жилище сие представляло собой снаружи настоящую крепость с очень высокими глинобитными стенами, но было довольно-таки уютным внутри, правда, особо не изобиловало окнами и наличием солнечного света.

Проведя ночь в нанятом за оставшиеся юани, грузовичке, раннее утро следующего дня мы встретили перед пропускным пунктом, который, несмотря на надпись о круглосуточной работе, начал функционировать лишь в 10 часов. На Иркештаме мы наконец-то без проблем перешли китайскую границу (местные пограничники даже говорили по-английски) и добрались на велосипедах через пограничную зону до кыргызской стороны, где почувствовали некоторое облегчение: во-первых, мы уже точно выбрались из Китая и не станем нарушителями визового режима, во-вторых, теперь мы уже можем спокойно общаться на русском языке. Надо было видеть счастливое выражение моего лица в тот момент, когда я еще издалека смог различить написанную на русском языке надпись с названием погранзаставы, носящей имя какого-то Андрея, чьей фамилии я не запомнил..

Почему-то всегда кажется, что именно там, где фотографировать нельзя, и находятся самые прекрасные для этого места. Пограничная зона в районе Иркештама не была исключением. Живописная долина с текущей по ней широкой рекой в окружении причудливых скал просто требовала запечатлеть себя, но не желая иметь проблем, которых у нас уже и без того было много, мы подавили в себе сие благородное желание. Все-таки это был не тот случай, когда ради искусства нужно было идти на жертвы.

поселок Нура руль Камаза, руки дяди Жени, предгорья Памира

Алайская долина - взгляд из кабины

Для спуска с Иркештама в Ош нам нужно было найти какого-нибудь дальнобойщика, отправляющегося по этому маршруту. Доброй душой оказался камазист дядя Женя, живущий неподалеку от Бишкека, который за свою жизнь изъездил практически весь бывший Советский Союз. Последние несколько месяцев Женя все никак не мог попасть домой, поэтому это был его последний рейс между Ошем и Иркештамом, после которого он собирался вернуться в родную Васильевку к жене.

Через несколько часов после нашего пересечения границы мы уже сидели в Камазе, ползущем по ужасного качества горной дороге в сторону Ферганской долины. Дорога из Иркештама в Ош проходит вначале между Алайским и Заалайскими хребтами, а затем пересекает первый через несколько довольно высоких перевалов, самым значительным из которых является Талдык (3615 метров). Величественные горные пейзажи со всех сторон вскоре были скрыты от нас идущим дождем, а затем и снегом.

ещё цветочки

Начало бурана

На самом деле в моей жизни было совсем немного моментов, когда я уже начинал вполне серьезно и последовательно представлять себе печальные последствия собственной смерти. Подъем на перевал Талдык в снежную бурю, в кромешной тьме, разбавляемой тусклым светом фар, на груженном под завязку Камазе с барахлящей автоблокировкой и умирающим аккумулятором, был одним из подобных моментов. К счастью, все обошлось и нам не пришлось, как предупреждал делать в случае чего дядя Женя, «быстро выпрыгивать из машины».

На кыргызских дорогах три проблемы: ишаки, козлы и дураки. Первые – это вполне мирные, но не совсем сообразительные животные, упрямо бродящие вдоль и поперек дорог, в том числе, и в темное время суток. Так как никакими светоотражающими поверхностями сии животные не располагают, то очень часто они становятся причинами своей же глупой и нелепой смерти, которая сопровождается значительными повреждениями машин – невольных «убийц». Вторые – это животные в фигуральном смысле слова. Питается сия категория тем, что сможет отобрать у проезжающих по дороге водителей. Обычная такса для беспроблемного проезда мимо инспектора ГАИ составляет 20 сомов – впрочем, совсем незначительная сумма, если сравнить ее уплату с теми последствиями, которые может повлечь отказ платить эту практически ставшую обычаем дань. Третья категория – самая опасная и самая непредсказуемая. Дураки, как это им и положено, обычно долго не думают. Самым привычным способом раздобыть денег на дороге, в Кыргызстане уже давно стало ее перекрытие. Причем иногда это действо приобретает просто государственные масштабы, когда несколько деревень, подогретые привезенной «огненной водой», устраивают за скромное вознаграждение (обычно 300 сомов на человека в день) акции гражданского протеста против чего-нибудь (зачастую протестующие и понятия не имеют против чего и за кого они ратуют). Люди просто берут в руки по кирпичу и садятся поперек дороги. А дороги в горах обычно существуют в единственном экземпляре, посему такая вот акция становится просто беспроигрышно заметной в масштабе всей страны сразу. Мы, к счастью, нарвались на менее идейных дураков, которые, поднаторев в технологии перекрытия, просто решили немножко заработать. Четверо подростков, вооруженных кирпичами, неожиданно возникли в свете фар. Их замахивающиеся движения в сторону лобового стекла и громкие пьяные маты, очевидно, в очередной раз убедили дядю Женю в народной мудрости «с дураками лучше не связываться». Посему уплатив небольшую мзду, взимаемую согласно «легенде» пьяных подонков на такую благородную затею, как свадьба, наш Камаз покатил дальше.

В связи с вышенаписанным, просто не могу не упомянуть строки, написанные Валихановым почти сто пятьдесят лет назад: «У киргизских родоначальников образовались систематические правила, освященные временем, по которым они грабят караваны, но грабят по-своему законно, основываясь на древних обычаях и правах… караван, проходя через улусы киргизского родоначальника, должен заплатить зякет… должен дать выкуп за свободный проезд». Или вот еще: «Не прошло несколько минут, как из одного аула выскочила толпа пьяных киргиз, пивших бузу, бросилась в карьер на наш караван и заставила нас бранью и угрозами повернуть в аул». Не удивительно ли, что по истечении полутора веков, ничего ровным счетом не изменилось! В том числе, и такое ничем не прикрытое грабительство, официально почти возведенное в ранг «гостеприимства».

Какая-то достопримечательность
в Оше

После позднего ночного ужина в каком-то кыргызском придорожном кафе, которым нас угостил дядя Женя, короткого трехчасового сна в кабине Камаза, часов в одиннадцать утра следующего дня мы прибыли в город Ош.

Я был в других городах Кыргызстана и примерно представляю себе уровень жизни местного населения, поэтому первым, что бросилось мне в глаза в Оше, было наличие огромного количества дорогих машин на дорогах. Ош – второй по величине город страны, но по благосостоянию своих обитателей он производит впечатление едва ли не первого. Ош – это и не Кыргызстан вовсе, ни географически, ни этнически. Отделенная от остальной страны горами Ферганского хребта Ошская область является государством в государстве. Причем кыргызы в составе местного населения составляют отнюдь не большинство. В массе своей здесь живут узбеки и уйгуры.

сброс воды на ГЭСе
ГЭС на Нарыне

В Оше наши казахстанские тенге наконец-то обрели статус денег, так что мы смогли и покушать и нанять такси до Бишкека. Было очень непривычно переводить китайские цены на еду в кыргызские, так как это постоянно приводило к восклицаниям типа «а почему так дорого?».

Дорога из Оша в Бишкек проходит по красивейшим местам. Бесконечные горные серпантины, полноводный Нарын, сопровождавший нас почти половину нашего пути, и снежные вершины Тянь-Шаня на горизонте. Проведя очередную ночь в машине, с несколькими остановками в придорожных кафе, ранним утром мы уже были в Бишкеке.

Дальнейшая дорога не представляла собой никакого экстрима, проходя по откатанному маршруту Бишкек-Алматы-Караганда, и уже 22 сентября 2006 года родственники и друзья встречали на нас на вокзале города Караганды. Путешествие, продлившееся более месяца, было закончено.


А стало быть, Вперёд!
За новые истории!

Когда мы с Саней сидели в кафе «Шахерезада» возле отеля «Семан Роуд» и отмечали с пивом и шашлыком окончание нашей экспедиции, мне вспомнилось то, как родилась идея добраться до Кашгара. А рождалась эта идея лично для меня в одном из кафе Катманду, где отмечая с друзьями из Латвии завершение путешествия по Непалу, мы обсуждали возможные общие планы. Тогда мы и решили вместе отправиться на велосипедах из Урумчи через Кашгар и Лхасу в Катманду. Идея эта была реализована нами, конечно, не в полном масштабе. Мои латвийские друзья не смогли отправиться в это путешествие, впрочем как и увидеть Тибет в этот раз нам было не суждено. Но может быть, оно и к лучшему. Слишком много разных впечатлений было бы слито в одно, а возможно, что одни из них смогли бы затмить другие. А так, нам есть к чему стремиться. И все еще впереди. Это очень хорошо, когда путешествие заканчивается на такой ноте, что в конце повествования можно написать «но это уже совсем другая история…».

Текст © Виталий Шуптар , 2006.
Фото © Александр Ермолёнок, Виталий Шуптар , 2006.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6]

   
   

©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2016
Перепечатка материала - только с указанием источника