Avalon Historico-Geographical Society
main / projects / embodied / 'Urumqi-Kashgar 2006' expedition / All winds blow to Kashgar
 

All winds blow to kashgar

Preface
Chapter 1. RED MOUNTAIN
Chapter 2. VIA TIGER JAWS
Chapter 3. THE KINGDOM OF SANDS AND FOG
Chapter 4. WITH THE FAIR WIND
Chapter 5. THE ONLY AND UNIQUE KASHGAR
Chapter 6. KASHGARIAN MONDAYS

chapter 2. via tiger jaws


So, having passed three days in Urumqi and bought all the stuff we needed (more precisely, all the stuff we managed to find), on August 24, 2006 in the morning we set off southwards from the city to cross the East Tien Shan Mountains along highways G216 and G218 and get in the next point of our journey, the town of Korla.

Charming sunset
Charming sunset.
Having gathered about 50 km during the first day, we moved away only for 13 km straightforward from Urumqi. This occurred because we got confused in Chinese highways and half a day strayed in search of the necessary road. However, at the end of that long day we were rewarded by a fascinating sunset which we observed when settled ourselves for overnight stop on the edge of the maize field. The next day we were planning to get to the monument that symbolized the center of the Asian part of the world. We knew about it from a map we bought in Urumqi, and according to the photo it represented a high construction of several columns enclosed in a circle, which met each other overhead.

All the next day we ascended actively, getting higher and higher. The steppe landscape, accordingly, changed to a hilly one; then we rode along really mountain roads. The climate conformed to the relief and therefore became fresher and more humid.

Raging mountainous rivers, black and cold rocks, huge thunderclouds would all be a wonderful decoration for Travelers club. I felt this best when sitting on the brink of the road, my legs let down in the precipice which ended by a river, and listening to Hans Zimmer. This was an inexpressible sensation.

Merida
Wheels of Merida
Orientation on Chinese roads is complicated due to absolute absence of Latin inscriptions, so we had to find our way only by the numbers of highways (fortunately, Chinese numerals are the same as ours). We had an interesting encounter with the Chinese cyclists. Our conversation was held only with the gestures, but we could understand that they were going from that very pass we were moving to. We also understood their urgent recommendations to leave our bikes down there and climb without them, or else we were going to die. This piece of advice was illustrated by one of the Chinese by his raising my heavy bike and his light one. Finally, the supposed leader of the group wrote a long half-leaf petition in my notebook, the contents of which are still unknown to us.

Unfortunately, we could not see the center of Asia (by the middle of the second day we understood finally that we passed by this remarkable place). But what consoled us was that we would have made a long way round to get acquainted with that peculiar hub of the universe, and this would be an unpleasant thing when ascending.

Chinese thermoelectric power station
Thermoelectric power station in the gorge.
Nomads
Kazakh nomads
China actively utilizes natural resources of the East Tien Shan, which certainly affects the environment not in a good way. Thus, it was an unpleasant surprise for us when approaching to the Khoushcha Village among the picturesque mountains we saw smoke-emitting stalks of the thermoelectric power station, the buildings of the concentrating factory and other dirty and dangerous for nature industrial enterprises. Progress is progress, and though there is no way out of this, it is so grievous that we observe its demonstration in such beautiful nooks of the globe.

We could say that the ethnographic part of our expedition began on the northern slopes of the East Tien Shan. The horsemen we often met on our way who herded over sheep, goats and cows, turned out to be Kazakhs. Greetings and welcomes, their amazement after knowing we were from Kazakhstan, posing in front of the lens, farewellsIt was interesting to meet Kazakhs here, in the East Tien Shan Mountains, in the place where according to some historians the Turkic ethnos engendered.

Business women
Two greedy exceptions.

One of the families we passed by had just finished to pack their stuff to move to another place. But when they saw the travelers, these people invited us to have dinner with them. Contemporary epoch obviously corrects unquestionable traditions and notions, which led in our situation to commercializing of hospitality, the hospitality of the Kazakhs who have been famous for their old traditions concerning that since olden times. When the dinner was over, we were proposed to pay for what we had eaten and drunk. This surely marred our pleasure, though had not shaken our trust in people. Soon we understood that those people were just an exception to the general rule, and not all the Chinese Kazakhs had gone worse in the course of time. In view of further events which we later called extreme ethnography we had a chance to see that.

Snow is yet to come
Beginning of snowstorm

Foul weather in the mountains is such a widespread phenomenon that trying to foresee or forecast it would be quite an ungrateful task. You should just be ready for it morally and physically. We did not know the exact location of the pass (nor did we know its height, complexity and even the exact name). The Chinese map available struck us by its laconicness and it was pretty complicated to compare it with the General Staff maps created at the time when the roads as well as the pass itself did not probably exist there. That is why we just rode upwards, orientating by the kilometer stones. In the afternoon the rain suddenly began, accompanied by the chilling wind. The rain gradually turned to hail and then to snow which grew to a real snowstorm that made our way more difficult. Visibility grew lower and lower. The wind was freezing, the clothes got wet through, the night was approaching, that is why we had to look for asylum (to set the tent in such conditions would be the last and somewhat certainly lost variant for we had nothing to make a fire of). So we came across a small Kazakh aul situated (as it turned out later) near the pass.

The horse is freezing
August snowstorm.
Kadylbeks family was very hospitable to us. His son, who by the way invited us to the yurta, took over all the troubles concerning our comfort. Independence and maturity of this 7-8-year-old boy amazed us greatly. The dinner was made for us, and in an hour we had a big dish with mutton and vegetables in front of us, which we had not cope with. After everything we suffered we wanted to sleep more than to eat. But it would be extremely impolite to fall asleep at once, so all the evening we were occupied by answering a big deal of questions concerning us, our journey, Kazakhstan and so on.

When sitting in the warm yurta I recalled the words that one of my friends told me at New Delhi Railway Station. You were looking for advencha? So you got it! Actually, we had more than enough advencha that day, too much.

with the son of Kadylbek
With the son of Kadylbek
Morning milking
Morning milking.

Xinjiang Kazakh is much different from the modern Kazakh language and is rich in numerous Russian words which have already acquired their Kazakh equivalents in Kazakhstan (for example, chai shai (tea)). Chinese influence is also felt in the language, though only youngest son can write Chinese (however, they all speak good Chinese). When writing, local Kazakhs use Arabic character. The hosts name is a Chinese variant of common Kazakh name Kadyrbek (Chinese can not pronounce the sound [r]). The framework of the yurta is not made nowadays of wood but of metal plates (this concerns kerege, uyks and shanyrak). Yurtas are supplied with electricity by means of solar batteries accumulating energy to light up the dwelling. They are heated by coal which is abundant in the East Tien Shan. Theres an interesting detail proving evidently the influence of Chinese culture: when the host gave us choice how to eat mutton (using hands or chopsticks) he himself, contrary to us, chose the latter variant.

Solar battery on yurta
Alternative energy afoot

The next morning observed subjugation of the pass Tiger Jaws (Barn-Amr or Shanli) belonging to the Uken Range. As it turned out, our aul lied exactly in the beginning of the serpentine going upwards. The higher we ascended along this serpentine, the more exalted were the greetings of the people from the cars we met. When people knew who we were, where we were from and where we were going to, they mostly wanted to take photo with us. Many of them stopped and gave us food and water. Sanya even worked out a rule, the greater the height, the lavisher the Chinese.

For about 10 km we literally had to push our bikes with heavy bags on them (we could not cycle upwards with such a slope and in such a condition undermined by yesterdays adventures). These were not the happiest hours in my life, I should say. But, despite all that, at about half to five we were standing on the pass whose height is 4280 meters according to Chinese data and 4036 meters according to the data of our satellite navigation system. There began the perfect photo session: several Chinese families who came to the pass from either side were so glad to find us there that did not want to let the two Kazakhstani travelers go for a long time.

Tiger Jaws Pass
Tiger Jaws Pass
Meeting at Elba River
Fraternization with Chinese tourists
At last we parted from Chinese tourists, having exchanged all possible contacts between each other. Then began a very rapid and impetuous descent that we waited for so much. About 15 km we literally flew in dust and rattle along the earth road. The brakes were released rarely during the descent, nevertheless, the speed picked up made us think how long and painful the flight would be. Nothing surprising is that we had lost the maps which were rolled up in the tube and put in the sleeping pad on my carrier.

On descending over a kilometer we settled down for overnight stop. Absence of snow and cold was honey to our souls. It was also honey because of the thoughts that a few days later it would be pretty warm, and we would be able to dry our damp and wet stuff.

The next day we continued coming down and finally saw asphalt pavement, which made us rather glad because earth road with its rocks and washing-board relief is not the best road for bikes which got tired of perpetual jolting and kept on surprising us at small troubles.

We are the Champions!
We are the Champions!
Buddhist temple Baluntay
Buddhist temple.
We also managed to visit Lamaist temple Baluntay that day. This is a very calm and picturesque place situated at a distance from transportation mains. We got there in the evening when the setting sun still looking out of the mountains colored the landscape warm and peaceful. After the visit to Baluntay we returned to the highway, fetched beer in a village and made a camp on a small hill under the shadow of the trees, to celebrate our coming back to asphalt. Though, it began drizzling and we had to cover food and bottles from importunate drops.

The next morning made us happy by the overcast sky and rainy dampness. The departure was postponed for an indefinite time. Fortunately, the weather became better in the afternoon. We left at about five in the evening and could cycle over sixty kilometers before dark, and these kilometers have become those of the most remembered and pleasant during all our traveling.

Inhabitant of Baluntay
We just rushed down the perfect road and did not take any trouble to turn the treadles, jamming the brakes only at steep turns. Southern slopes of the East Tien Shan spurs differ much from those in the North; breathing of the great desert Taklamakan can be felt there. Such were the mountains I, thanks to the films, always imagined to be in Afghanistan.

From the mountains we rushed out a huge desert plain with a slight slope, and kept on cycling along this plain till the dark, having short stops on our way. The far-reaching asphalt ribbon, boundless space and the burning sun suggested the idea of Texas expanses and bikers, and the scenes from Harley Davidson and Marlboro Man and Bon Jovis Wanted Dead or Alive emerged in my mind

I cannot but admire the fact that by efforts of humans a part of this waterless desert in which soil is but stones, saltmarshes and loess has been turned to green flourishing fields, stretching dozens of kilometers due to a large and complicated irrigation system. Once Valikhanov wrote in his travel notes, You look and wonder at this sandy saltmarsh steppe which has no black earth in it and which can produce only bitter wormwood, thorny tumble-weed, poor bushes of blackthornChinese endurance could subdue this extremely ungrateful land by unremitting toil and made it produce what the human wanted. One should be a Chinese just to think about cultivating such a desert.

we came from there
Texas motives
These places are mainly inhabited by a Chinese nationality Hui which is better known to us as the Dungans and which produce the most auspicious impression on us. Some people helped us repair my punctured tyre (it seemed to be a trifling problem we could solve unaided, but at least five people were helping us). Then they sold us two watermelons at a dumping price (as for their people, which was uncommon to tell the truth). Other inhabitants presented us some grapes when they saw the travelers. The evening was celebrated with a literally dinner party, with tomato salad, and then watermelon and grapes for dessert. The meal was organized in a dry aryk, where we could sit like in an armchair watching the starry sky above the head. Falling asleep that day with the thoughts that the whole world helps those who travel was especially pleasant.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6]

 
 

© 'AVALON' HGS PA, 2005-2016
Reprint of information is permitted with specifying the source only

Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / проекты / реализованные / экспедиция "Урумчи-Кашгар 2006" / Все ветра дуют в Кашгар
 

ВСЕ ВЕТРА ДУЮТ В КАШГАР

Предисловие
Глава 1. КРАСНАЯ ГОРА
Глава 2. ЧЕРЕЗ ТИГРОВУЮ ПАСТЬ
Глава 3. ЦАРСТВО ПЕСКОВ И ТУМАНА
Глава 4. С ПОПУТНЫМ ВЕТРОМ
Глава 5. КАШГАР – ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ
Глава 6. КАШГАРСКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИКИ

Глава 2. ЧЕРЕЗ ТИГРОВУЮ ПАСТЬ

Итак, проведя в Урумчи три дня и закупив все необходимые для путешествия вещи (а точнее, те из них, которые нам все-таки удалось найти), утром 24 августа 2006 года мы выдвинулись из города на юг, чтобы по трассам G216 и G218 пересечь горы Восточного Тянь-Шаня и попасть в следующий пункт нашего путешествия - город Корла.

Очаровательный закат
Очаровательный закат.

Намотав за первый день около 50 километров, мы удалились от Урумчи всего лишь на 13 километров по прямой. Произошло это потому, что мы запутались в китайских автострадах и полдня плутали в поисках нужной нам дороги. Однако, в конце долгого дня мы были вознаграждены очаровательным закатом, который мы наблюдали, расположившись на ночлег на окраине кукурузного поля. На следующий день мы планировали добраться до монумента, обозначающего центр Азиатской части света, о котором мы узнали из карты, купленной в Урумчи, и который, судя по фотографии, представлял собой высоченное сооружение из нескольких сходящихся кверху столбов, заключенных в круг.

Весь следующий день мы активно поднимались вверх, забираясь все выше и выше. Соответственно этому, вначале степной пейзаж сменился холмистым, а потом мы и вовсе покатили по настоящим горным дорогам. Климат, соответственно рельефу, также поменялся и стал более влажным и прохладным.

Бурлящие горные реки, черные и холодные скалы, огромные грозовые облака. Все это было бы прекрасной декорацией для «Клуба путешественников». Этот момент я смог хорошо прочувствовать, когда с наушниками в ушах сидел на краю дороги, свесив ножки в пропасть, которая заканчивалась рекой, и слушал Ханца Циммера. Это было просто непередаваемое ощущение.

Merida
Колёсами Мериды.

Ориентация по китайским дорогам осложняется полным отсутствием надписей на латинице, поэтому ориентир оваться нам приходилось исключительно по номерам автострад (к счастью, цифры у китайцев такие же как и у нас). Интересной была встреча с китайскими велосипедистами. Наш разговор проходил исключительно на языке жестов, но мы смогли понять, что они едут как раз с того самого перевала, куда мы направляемся. А еще мы поняли, что они нам настойчиво рекомендуют бросить наши велики внизу и подниматься туда налегке, а иначе мы неминуемо умрем. Данный совет был проиллюстрирован одним из китайцев путем приподнятия моего груженого велосипеда и своего легонького. В конце концов, очевидно, руководитель группы написал мне в блокнот целую петицию на пол-листа, содержание которой нам и по сей день неизвестно.

К сожалению, центра Азии нам увидеть не удалось (к середине второго дня мы окончательно поняли, что проехали мимо это примечательное место). Утешением был лишь тот факт, что для знакомства с этим своеобразным пупом земли нам пришлось бы делать немаленький крюк, а на подъеме это вещь не очень приятная.

Китайская ТЭЦ
ТЭЦ в ущелье.
Кочевники
Кочевники - казахи

Китай активно эксплуатирует природные богатства Восточного Тянь-Шаня, что, конечно же, не очень хорошо сказывается на состоянии местной окружающей среды. Так, мы были неприятно поражены, когда на подъезде к поселку Хоуща, среди живописных гор, увидели дымящие трубы теплоэлектростанции, здания обогатительной фабрики, и другие, не менее грязные и опасные для окружающей природы, промышленные предприятия. Прогресс - есть прогресс, и от этого никуда не денешься, но очень печально видеть его проявления в таких живописных уголках земного шара.

На северных склонах Восточного Тянь-Шаня, можно сказать, и началась этнографическая часть нашей экспедиции. Неоднократно встречаемые нами на пути всадники на лошадях, перегоняющие стада баранов, коз и коров, оказались казахами. Слова приветствия, изумление от той новости, что мы из Казахстана, позирование перед объективом, пожелания доброго пути... Интересно было встретить казахов именно здесь, в горах Восточного Тянь-Шаня, в том самом месте, где, по мнению некоторых историков, и зародился тюркский этнос.

Коммерсанты
Два жадных исключения.

Одна из семей, мимо которых мы проезжали, как раз закончила упаковывать вещи для перекочевки, но увидев путников эти люди пригласили нас поесть и попить. Современность, очевидно, вносит свои коррективы в непререкаемые традиции и понятия, что выразилось в данном случае, в коммерциализации гостеприимства - и это у казахов, нации, славящейся своими древними традициями в этом вопросе. По окончании совместной трапезы, нам было предложено оплатить выпитое и съеденное. Это, конечно, испортило настроение, хотя и не успело подорвать веру в людей. А совсем скоро мы поняли, что эти люди - всего лишь исключение из общего правила, и далеко не всех китайских казахов современность изменила в худшую сторону. В связи с дальнейшими событиями, названными нами позднее «экстремальной этнографией», мы имели возможность убедиться в этом.

 

Снег впереди
Начало бурана.

Непогода в горах - это настолько распространенное явление, что предугадывать и пытаться прогнозировать ее - дело совершенно неблагодарное. Нужно просто морально и физически готовиться к этому. Мы точно не знали местонахождения перевала (мы также не знали ни его высоты, ни сложности, ни даже точного названия). Имеющаяся китайская карта поражала своей лаконичностью, и было очень трудно совмещать ее с генштабовскими картами, созданными во времена, когда еще ни имеющихся сейчас дорог, ни самого перевала в данном месте возможно еще не существовало. Поэтому мы просто ехали и ехали вверх, ориентируясь по километровым столбам. После обеда, уже ближе к вечеру, вдруг начал капать дождь, сопровождавшийся холодным пронизывающим ветром. Постепенно дождь перешел в град, а потом и вовсе сменился снегом, который из мелкого снежка вскоре превратился в настоящую снежную бурю, очень сильно затруднявшую наше передвижение. Видимость становилась все хуже и хуже. Ледяной ветер, промокшие насквозь вещи и близящаяся ночь заставили нас искать приюта (ставить палатку в таких условиях было совсем уже последним и в некотором смысле заведомо проигрышным вариантом – разводить костер было не из чего). Так мы и набрели на маленький казахский аул, расположенный, как оказалось, у самого перевала.

Мёрзнет конь
Августовский буран.

Семья Кадыльбека приняла нас очень радушно. Его сын, который и привел нас в юрту, естественно взял на себя основные заботы по нашему обустройству. Самостоятельность и взрослость этого семи-восьмилетнего мальчика нас просто поразили. Ради нас была приготовлена праздничная трапеза, и уже через час перед нами стояло огромное блюдо с бараниной и овощами, которое мы так и не смогли осилить. После всего перенесенного больше всего хотелось спать, а не есть. Однако, засыпать так сразу было бы просто невежливо. Поэтому целый вечер мы занимались тем, что отвечали нашим собеседникам на массу вопросов, касающихся нас, нашего путешествия, Казахстана и всего прочего.

Уже сидя в теплой юрте, я вспоминал слова одного моего друга, сказанные им мне на вокзале в Нью-Дели: «Ты хотел адвенчу? Так получай же ее!». Да уж, чего-чего, а «адвенчи» у нас за этот день было хоть отбавляй.

Кел, балалар, окылык
Китайская грамота
Утренняя дойка
Утренняя дойка.

Язык синцзянских казахов, конечно, отличается от современного казахского языка и изобилует большим количеством русских слов, которые сейчас в Казахстане уже обычно имеют свои казахские эквиваленты (например, чай - шай). Дает знать о себе и китайское влияние, хотя из всей семьи писать по-китайски может только младший сын (но разговаривают свободно все). В письменной речи местные казахи используют арабскую вязь. Само имя хозяина юрты - это китаизированная форма обычного казахского имени Кадырбек (просто китайцы не могут произносить звук «р»). Каркас юрты в наши дни делается уже не из древесины, а из металлических пластин (это касается и кереге, и уыков, и шанырака). Юрты обеспечиваются электричеством благодаря солнечным батареям, собирающим энергию для освещения жилища, а топятся углем, который на Восточном Тянь-Шане имеется в изобилии. Интересная деталь, бесспорно свидетельствующая о влиянии китайской культуры - предоставив нам выбор по поводу того, как есть баранину - руками или палочками, сам хозяин, в отличие от нас, выбрал последний вариант.

Солнечная батарея на юрте
Альтернативная энергетика в действии

А на следующее утро началось покорение перевала Тигровая пасть (Барн-Амр или Шэньли) хребта Укен. Как оказалось, наш аул находился прямо у начала серпантина, ведущего наверх. Чем выше мы поднимались по серпантину, тем восторженнее приветствовали нас люди из проезжавших навстречу машин. Узнав о том, кто мы, откуда и куда направляемся, большинство людей стремилось с нами сфотографироваться. Многие останавливались и давали нам еду, воду. Саня даже успел вывести правило: «чем больше высота, тем щедрее китайцы».

Нам пришлось около десяти километров буквально толкать перед собой велосипеды с тяжелыми сумками (ехать вверх при таком наклоне и в нашем подорванном вчерашними приключениями самочувствии, мы не могли), и надо сказать, что это были не самые счастливые часы моей жизни. Но несмотря ни на что, около половины пятого вечера мы наконец стояли на перевале, чья высота равняется 4280 метрам по китайским данным или 4036 метрам по данным нашей спутниковой навигации. Здесь началась настоящая фотосессия: несколько семей китайцев, прибывших на перевал с другой стороны на машинах, были настолько обрадованы нашим появлением, что долго не выпускали двух казахстанских путешественников из своих рук.

Щель оправдывает средства
Перевал
"Тигровая пасть".
Встреча на Эльбе
Братание с китайскими туристами

Когда мы наконец расстались с китайскими туристами, обменявшись друг с другом всеми возможными координатами, начался такой долгожданный, но очень быстрый и стремительный спуск. Около пятнадцати километров мы буквально летели в пыли и грохоте по грейдеру. Тормоза за время нашего спуска отпускались очень редко, и тем не менее, набираемая скорость заставляла задуматься о том, как долго и больно будет лететь вниз. Неудивительно, что во время всего этого мы и потеряли карты, которые были завернуты в тубус и помещены в каремат у меня на багажнике.

Сбросив больше километра высоты, мы расположились на ночевку. Отсутствие снега и холода приятно грело душу. Так же как ее грели и мысли о том, что через несколько дней станет совсем тепло, и мы, наконец, сможем высушить все наши отсыревшие и промокшие вещи.

На следующий день, продолжая спуск, мы наконец увидели асфальтовое покрытие, чему были несказанно рады, так как грейдер с обломками скальной породы и рельефом стиральной доски - это отнюдь не лучшая дорога для велосипедов, которые успели уже устать от постоянной тряски и периодически радовали нас мелкими неприятностями.

We are the Champions!
We are the Champions!
Буддийский храм Балюнтай
Буддийский храм.

В тот же день мы успели побывать в ламаистском храме Балюнтай. Это довольно тихое и живописное место, расположенное на некотором отдалении от транспортных магистралей. Попали мы туда уже под вечер, когда заходящее солнце, еще выглядывающее из-за гор, окрашивало пейзаж в теплые умиротворяющие тона. Посетив Балюнтай, мы вернулись обратно к нашей трассе, смотались в поселок за пивом, и, поставив лагерь на небольшом пригорке в тени деревьев, отметили возвращение к асфальту. Правда делать это пришлось уже под моросящим дождем, прикрывая еду и бутылки от назойливых капель.

Следующее утро и вовсе «порадовало» нас затянутым грозовыми тучами небом и дождливой сыростью. Отправление в дорогу было отложено на неопределенное время. К счастью, после обеда погода улучшилась, и выехав около пяти вечера до наступления темноты мы смогли проехать более шестидесяти километров, причем эти километры стали одними из самых запоминающихся и приятных за все наше путешествие.

будни буддистов
Обитательница Балюнтая

Мы просто летели по прекрасной дороге вниз, совершенно не утруждая себя кручением педалей, и лишь изредка прижимая тормоза на крутых поворотах. Южные склоны отрогов Восточного Тянь-Шаня очень сильно отличаются от северных – здесь чувствуется дыхание великой пустыни Такла-Макан. Такими, благодаря фильмам, я всегда представлял себе горы в Афганистане.

Из гор мы выскочили на обширную пустынную равнину, имеющую небольшой и приятный уклон, и продолжали катить по ней, с небольшими остановками, до самого заката. Уходящая вдаль ленточка асфальта, безграничные просторы и палящее солнце, - все это наводило на мысли о просторах Техаса и байкерах, а в голове всплывали картины из фильма «Харлей Дэвидсон и Ковбой Мальборо» и песня Бон Джови « Wanted dead or alive»…

Не может не поражать тот факт, что стараниями людей часть этой безводной пустыни, почва в которой - это почти сплошные камни, солончаки или лёс, была превращена в цветущие зеленые поля, тянущиеся, благодаря огромной и запутанной сети ирригационных сооружений, на десятки километров. Когда-то Валиханов в своих путевых заметках написал: «Смотришь и удивляешься: эту песчаную солонцеватую степь, на которой нет совершенно чернозема, которая сама по себе производит только горький юсан, колючий эбелек, бедные кусты терновников… эту в высшей степени неблагодарную почву китайское терпение умело победить настойчивым трудом и заставило ее произвести то, что хотел человек. Надо было быть китайцем, чтобы только подумать о возделывании такой пустыни».

оттуда и приехали
Техасские мотивы

Эти места в основном заселены людьми китайской народности «хуэйцзу», которые нам больше известны как дунгане и которые успели произвести на нас самое благоприятное впечатление. Одни помогли нам в починке моего пробитого колеса (в этом казалось бы пустяковом вопросе, который мы и без посторонней помощи могли бы решить, нам стало помогать как минимум человек пять), а потом продали два арбуза по совершенно бросовой цене (как для своих, что, в общем-то было большой редкостью). Другие, увидев проезжающих путешественников, подарили нам винограда. Вечер был ознаменован почти праздничным ужином, представленным салатом из помидоров, а также арбузом и виноградом на десерт. Трапеза была устроена в сухом арыке, где можно было усесться почти как в кресле, наблюдая звездное небо над головой. Засыпать в этот день с мыслями о том, что если ты путешествуешь, то весь мир тебе помогает, было особенно приятно.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6]


©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2017
Перепечатка материала - только с указанием источника