Avalon Historico-Geographical Society
main / projects / embodied / 'Urumqi-Kashgar 2006' expedition / All winds blow to Kashgar
 

All winds blow to kashgar

Preface
Chapter 1. RED MOUNTAIN
Chapter 2. VIA TIGER JAWS
Chapter 3. THE KINGDOM OF SANDS AND FOG
Chapter 4. WITH THE FAIR WIND
Chapter 5. THE ONLY AND UNIQUE KASHGAR
Chapter 6. KASHGARIAN MONDAYS

chapter 4. with the fair wind

 

Night Aksu
Night Aksu city-centre

Aksu, the next town we stopped at to have a rest, is one of the ancient places of Taklamakan, where even the headquarters of the supreme regent of Kashgaria Yaqub-Beg were once situated. Aksu population two times odd surpasses that of Korla, and, accordingly, when we were approaching this town our eyes were intensely looking for the proof of its size, which could be many-storied buildings in its center, as in any Chinese town nowadays. However, we did not notice particularly high buildings. The river Aksu (white river in Turkic) that we saw has lost resemblance with its name long ago. Our further wandering around the town in search of ancient sights led actually to nothing. There were no significant remains of the old town to observe, and that disappointed us a bit.

guide Jiang
Local guide, Jiang

Chinese constitute half of Aksu population; that is why the fact that it was here that we made our deeper acquaintance with the largest in number nation in the world with the help of one of its representatives is somewhat natural. The place to pass the night we sought as usual: if you cycle around the town long, finally you will meet some one who can help you. In Aksu this some one turned to be Jiang, a Chinese school teacher who knew English a bit and was crazy about everything Russian. It happened that the very day we met him Jiang celebrated his 24-th birthday. Jiang helped us to find a cheap hotel and spent two evenings with us, telling about Aksu and its inhabitants. He acquainted us with the Chinese cuisine that we had not tasted well before despite we had spent some three weeks in China (pelmeni we ate at U Tuas restaurant on Korla-Aksu highway cannot be considered, because we will never be able to regard this dish so popular on ex-Soviet space a Chinese one). Our friend showed us another beautiful night Aksu: every day at about nine in the evening a plenty of multi-colored lights and highlighted fountains are switched on at the main square of the town, and one can observe such an enthralling sight as dozens of couples dancing round to the slow music.

In company of admirers
In company of admirers
In general Aksu dwellers seemed very communicative and curious people. While Jiang, Sanya and I were standing at the square and taking photos, a whole crowd gathered around us. With the help of Jiang or independently people tried to speak to us. At last, it ended by repeated photographing in various casts and changing e-mail addresses.

In Aksu Sanya created an impression of a person who knew Chinese. This happened every time in the Internet-cafe when he in the guise of expert set Russian keyboard layout which eased my life much. Actually, the situation with the Internet is fine in China. Good connection with low prices (as a rule, 2 yuans per hour, which is less than 25 cents) let us easily hang out in the Internet-cafe writing travel notes and sending the photographs taken.

We spent two nights in Aksu, and the dull morning on the next day of our journey we left for Kashgar. Now traffic signs almost always pointed at it, informing us of how many kilometers remained for us to cycle.

coloured mountains
'Coloured' mountains
We are moving now along the same Taklamakan above which dry fog is constantly hanging, but the changes in landscape are obvious. Some 120 kilometers from Aksu the deserted landscape grew more interesting (close mountains tell on it, because the highway goes along the Kelpincheltag range) and contrasting now the background for rare pale-green bushes is red earth and mountains formed by marsh-green and red layers. Also two days before we came to Kashgar we observed a lake, and could eat fish from this lake in a roadside cafe. Industry in this region of Xinjiang is not as well developed as in the previous part of our way between Korla and Aksu; besides, there are less people there. Maybe that was the reason I liked these places more.

The only thing that did not change was that we arouse the same strong interest of the people. It was particularly very interesting to watch numerous roadmen who literally threw their work and stood motionless accompanying us with the gaze. They definitely became the most numerous group of our admirers.

Not all roads lead to Kashgar
Not all roads lead to Kashgar
If all roads lead to Rome, then all winds blow to Kashgar, according to Sanyas choice words. The five days of our moving from Aksu to the destination of the journey passed with a few exceptions with the fair wind that literally pushed us in the back and encouraged our fighting spirit. It was especially pleasant to cycle in the evening, when the heat abated and the sun was shining nicer than usually, coloring the desert and mountains on the horizon in colorful tones.

When cycling is easy and done without any tension, different thoughts, remembrances, impressions and feelings begin swirling in your mind. I hope that our observations will be helpful for those who will travel around Xinjiang after us or the ones interested in China in general and Xinjiang in particular.

mile after mile
Mile after mile
China is the country where you feel well the advantages of the bicycle and rather anxious attitude to those who cycle. Surely, no one will let a biker pass (but no one is going to let anyone pass, at best they will drive him around); but the person on a two-wheel vehicle is treated as an equal in rights participant of traffic and not as a hindrance on ones way. Bicycle paths in cities and wide edges along highways make traffic less difficult and do not create problems and friction between four- and two-vehicles drivers. Chargeable roads, exits and entrances to which we met some six times on our way, are absolutely free for bikers (unless the road is not duplicated by a free one).

Languages in Xinjiang are a point of interest. On the one hand, knowing Chinese is important in this part of China as well because usually Chinese and non-Chinese use this language with a few exceptions; on the other hand, there are a large number of people in Xinjiang who speak mostly their native languages (Uighur, Kyrgyz, Kazakh and the others). That is why priorities may vary in different situations and in different parts of the autonomous region, according to the national composition of the population.

remnants of an ancient fort at the foot of the mountain
'Flaky' mountain
But what knowing Chinese is extremely needed for is orientation in the locality by means of traffic signs. As there were no Latin inscriptions on them, by the end of our journey we could understand Chinese toponyms fairly good. The point was that names of cities, villages, rivers and so on consist usually of several hieroglyphs (which in this case serve as syllables) and a word (or words) added at the end and denoting the type of the toponym. Comparing Chinese hieroglyphs with the names which were written in Latin on our map, we deduced a simple set of hieroglyphs-syllables that enabled us to know where we were moving to Aksu or Alar, to Kashgar or Aktash and how many kilometers are left before our next destination without looking up in the map.

Another interesting moment was time. Actually there is single time at China s territory (time zone of Beijing, GMT+ 08:00 ), which is two hours different from Astana time. This is definitely comfortable to a certain extent, though for Xinjiang which is objectively situated in another time zone it is not absolutely acceptable. In connection with this there can be observed from time to time actions of civilian disobedience, such as the clock in a cafe telling Xinjiang but not general Chinese time, or time at some local TV channels which obstinately keep time differing from that of Beijing in 2 hours. The consequence of this is that life in local villages usually does not stop until 11-12 in the evening (which seems logical for it is only 9-10 for those people too early to sleep!).

gave a cigarette, stole the lighter
In Uighur camp
Showing their dislike to all Chinese and everything Chinese is not occasional among the Uighurs (though it is not a rule). Take for example such a trifle as cigarettes. The opinion on their quality depending on the producer we had to hear out once from an Uighur interlocutor who set at our table, probably to establish cooperation and collaboration between Kazakhstan and Xinjiang.

After our few weeks journey around China it was possible to make up some conclusions concerning cuisine. In Xinjiang two cuisines are prevailing, which belong to the peoples constituting the most part of the regions population Chinese and Uighur, the latter one dominative. The above-mentioned tradition to put a tea-pot with green tea is widespread everywhere, but further process of serving the dishes and the menu are very different.

noodle-making masterclass
Noodles production
The names of Uighur dishes were known to us before, but they are pronounced in a bit different way: lagman lyagman, pilaw polo, manty manto (the stress on the last syllable in all the words). However, to our great amazement beer (pivo in Russian) is the same pivo. The situation with the Chinese cuisine is certainly not as clear. We would be very happy to see the photos accompanying the dishes in menu, but we did not. Though, thanks to Jiang from Aksu we learnt a simple set of words which let us order food in Chinese eating-places. Thus, we could taste pork with potatoes, chicken (true, it was deprived of the most important in our opinion parts of its body the chicken legs), the most delicious stewed fish and several soups including fish and noodle soup. And the Chinese for beer (pee-dzu with the stress on the first syllable) we learnt even in Urumqi.

In Uighur cafes there can be bread round-cakes called non, whereas the Chinese eat rice instead of bread and usually serve it up with any dish. Both bread and rice are often necessary because local food is famous for its extreme pungency.

half-finished product
Aboriginal of desert
Chinese people, as one should expect, almost always eat with the chopsticks, and only in certain situations use small ceramic spoons in a special shape. The Uighurs have a bit different situation. The chopsticks are also used everywhere, but farther from Urumqi and accordingly closer to Kashgar the possibility grows for you to be given a spoon together with the chopsticks, especially with the pilaw.

There are also some differences in serving the dishes. The Chinese usually serve their food in big common dishes, giving each eater small kise-plates, the number of which corresponds to the number of dishes. The Uighurs use a traditional in our opinion method each one has his plate.

Eating time is also different. Uighur meal is eaten much faster than Chinese, because the latter usually requires good mastering the chopsticks (eating rice with them is unlike eating lagman noodles); moreover the Chinese dishes are more complex and are rich in bones.

Place for...
Place for...
If we began to tell about cuisine, we should mention situations when we cooked ourselves (which usually happened in the evening). By the end of our journey we knew well how to cook in the desert, where it is almost always possible to get material for making a fire and creating a fireplace. The latter is wonderfully made of pieces of ubiquitous takyr (chappy soil), from which you may stack real mini-furnace. The fuel for it can be roots of desert bushes, which are usually dry and thick, inflame well and give good heat.

It is obvious that the head preoccupied with secondary thoughts sometime cannot observe the things around as, for example, a tractor loaded with cobble standing on the edge of the road. Such tractor was the one Sanya got managed to run into. He got off with light fright and bent brakes, though. As it turned out (though it was difficult to believe in that), he just did not notice it, as if he wanted to prove the fact that the desert is the ideal place to meditate and shrink into one's shell.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6]




© 'AVALON' HGS PA, 2005-2017
Reprint of information is permitted with specifying the source only

Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / проекты / реализованные / экспедиция "Урумчи-Кашгар 2006" / Все ветра дуют в Кашгар
 

ВСЕ ВЕТРА ДУЮТ В КАШГАР

Предисловие
Глава 1. КРАСНАЯ ГОРА
Глава 2. ЧЕРЕЗ ТИГРОВУЮ ПАСТЬ
Глава 3. ЦАРСТВО ПЕСКОВ И ТУМАНА
Глава 4. С ПОПУТНЫМ ВЕТРОМ
Глава 5. КАШГАР – ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ
Глава 6. КАШГАРСКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИКИ

Глава 4. С ПОПУТНЫМ ВЕТРОМ

Ночной Аксу
Центр ночного Аксу

Аксу, следующий город в котором мы остановились для отдыха, является одним из древнейших оазисов Такла-Макана, и одно время здесь даже располагалась ставка верховного правителя Кашгарии - Якуб-бека. Население Аксу больше чем в два раза превышает численность жителей города Корла, и, соответственно этому, наши глаза на подъезде к сему населенному пункту усиленно искали доказательства его размеров, каковыми в любом современном китайском городе являются многоэтажными здания, занимающие его центральную часть. Однако, особо больших зданий мы не заметили. Увиденная нами река Аксу (по-тюркски «белая река»), конечно, уже давно не соответствует своему названию. Да и наши последующие скитания по городу в поисках древних достопримечательностей, в общем-то, ни к чему не привели. Никаких значительных остатков старого города не наблюдалось, чем мы были немного разочарованы.

проводник Джан
Местный проводник, Джан

В Аксу китайцы составляют более половины населения (для городов Синцзяна это редкость), поэтому тот факт, что именно здесь и состоялось наше более углубленное знакомство с самым многочисленным народом на земле посредством одного из его представителей, является в некотором роде закономерным. Ночлег в Аксу мы искали нашим обычным способом: если долго ездить по городу, то в конце концов наткнешься на кого-нибудь, кто тебе поможет. В Аксу этим «кем-то» оказался школьный учитель Джан, китаец, немного знающий английский язык и питающий огромную страсть ко всему русскому. Так получилось, что именно в день нашей встречи Джан отмечал свой 24-ый день рождения. Джан помог нам устроиться в недорогую гостиницу и провел с нами два вечера, рассказывая об Аксу и его жителях. Он познакомил нас с китайской кухней, которую мы, несмотря на почти три недели в Китае, так толком и не пробовали (пельмени в ресторанчике У Туа на трассе Корла-Аксу не в счет, так как мы наверное никогда не сможем считать это, столь распространенное на постсоветском пространстве, блюдо, китайским). Наш друг показал нам и другой, красивый ночной Аксу: каждый день, примерно с девяти вечера на главной площади города включается масса разноцветных фонарей и фонтаны с подсветкой, и можно наблюдать такое завораживающее зрелище, как кружащиеся под медленную музыку в танце десятки пар.

жаль не поклонниц
В окружении поклонников

Вообще, жители Аксу показались нам очень коммуникабельным и любознательным народом. Пока мы с Джаном и Санькой стояли на площади и фотографировали, вокруг нас постепенно собралась целая толпа. Кто через Джана, кто самостоятельно, люди пытались общаться с нами. В конце концов, все закончилось многократным фотографированием в разных составах и обменом электронным адресами.

В Аксу Саня стал производить на меня впечатление человека, сносно знающего китайский язык. Такое происходило каждый раз в Интернет-кафе, когда он с видом знатока добавлял русскую раскладку клавиатуры, очень облегчая мне жизнь. А вообще с Интернетом в Китае дела обстоят прекрасно. Хорошая связь, сопровождавшаяся низкими ценами (обычно 2 юаня за час, то есть меньше 25 центов), позволяла нам без проблем торчать в Интернет-кафе по полдня, занимаясь написанием путевых заметок и отправкой отснятого фотоматериала.

Проведя в Аксу две ночи, пасмурным утром очередного дня наших странствий, мы выдвинулись по направлению к Кашгару. Теперь дорожные указатели практически всегда указывали на него, извещая нас о том, сколько километров нам осталось крутить педали.

цветные горы
"Цветные" горы

Мы едем все вдоль того же Такла-Макана, над которым постоянно висит «сухой туман», но изменения в ландшафте налицо. Километрах в 120 от Аксу пустынный пейзаж стал намного интереснее (сказывается близость гор, ведь трасса проходит вдоль хребта Кельпинчельтаг) и контрастнее - теперь фоном для редких бледно-зеленых кустиков кое-где стали красная земля и горы, состоящие из зеленовато-болотных и красных пластов. А в двух днях пути до Кашгара мы даже могли наблюдать озеро, а также полакомиться в придорожном кафе рыбкой, выловленной в нем. Промышленность в этом регионе Синцзяна развита уже не так сильно, да и вообще здесь намного безлюднее, чем на предыдущем участке пути между Корлой и Аксу. Наверное, именно поэтому мне здесь понравилось значительно больше.

Не наблюдалось изменений лишь в одном - мы продолжали вызывать все такой же стойкий интерес у окружающих. Очень интересно было смотреть, в частности, за многочисленными дорожными рабочими, которые буквально бросали все свои дела и замирали на месте с открытыми ртами, долго провожая нас взглядом. Они определенно стали самой многочисленной группой наших «поклонников».

нам прямо!
Не все дороги ведут в Кашгар

Если все дороги ведут в Рим, то все ветра, по меткому выражению Сани, дуют в Кашгар. Пять дней пути отАксу до конечного пункта нашего путешествия, за редким исключением, прошли при попутном ветре, буквально подталкивающем нас в спину и повышающем «боевой дух». Особенно приятно ехать было по вечерам, когда жара спадала, а солнце светило приятнее чем обычно, окрашивая пустыню и горы на горизонте в очень живописные тона.

Когда крутить педали становится легко и делается это без всякого напряжения, в голове начинают крутиться всякие разные мысли, недавние воспоминания, впечатления и ощущения. Надеюсь, что наши наблюдения смогут помочь тем, кто будет путешествовать по Синцзяну после нас, ну или просто будут полезны для тех, кто интересуется Китаем вообще и Синцзяном в частности.

Миля за милей

Китай - это та страна, где очень хорошо чувствуешь преимущества велосипеда и довольно трепетное отношение к тем, кто подобным образом передвигается. Нет, конечно, никто не будет пропускать велосипедиста (но так ведь тут и вообще никто никого не пропускает, в лучшем случае объедут), просто к человеку на двухколесном транспорте будут относиться как к равноправному участнику дорожного движения, а не как к помехе на дороге. Наличие велосипедных дорожек в городах и широких обочин на трассах очень облегчает передвижение и не создает проблем и трений между четырех- и двухколесными. Платные дороги, въезды/выезды на которые мы встречали на нашем пути раз шесть, для велосипедистов совершенно бесплатны (правда, лишь в том случае, если платная дорога не дублируется бесплатной).

Языки в Синцзяне – это интересный вопрос. С одной стороны, знание китайского и в этой части Китая очень важно, так как обычно и китайцы и некитайцы за редким исключением знают этот язык, но с другой стороны - в Синцзяне проживает огромная масса народа, разговаривающего преимущественно на своих родных языках (уйгуры, кыргызы, казахи и т.д.). Поэтому в разных ситуациях и в разных частях автономного района приоритеты могут несколько меняться, соответственно изменению национального состава населения.

остатки древнего форта у подножия
"Слоёная" гора

Но вот для чего знание китайского бесспорно незаменимо, так это для ориентации по местности посредством дорожных указателей. Отсутствие надписей на латинице привело к тому, что под конец нашего путешествия мы уже начали вполне сносно разбираться в китайских топонимах. Дело в том, что названия городов, поселков, рек и т.п. состоят обычно из нескольких иероглифов, выступающих в данном случае в качестве слогов, а также слова (или слов), означающего родовую принадлежность топонима, прибавляемого в конце. Путем сопоставления китайских иероглифов с названиями, написанными латиницей на нашей карте, мы вывели нехитрый набор иероглифов-слогов, позволяющий не заглядывая каждый раз в карту, знать, куда мы направляемся - в Аксу или Алар, в Кашгар или Акташ, и сколько километров остается до очередной нашей цели.

Еще один интересный момент - время. Вообще на территории Китая действует единое время (часовой пояс Пекина, GMT+08:00), отличающееся от пояса Астаны на 2 часа. Это в некотором смысле, безусловно, удобно, хотя для Синцзяна, объективно находящегося в совершенно другом часовом поясе, не совсем приемлемо. В связи с этим интересно наблюдать такие встречающиеся время от времени «акции гражданского неповиновения», как часы в кафе, идущие по синцзянскому, а не по общекитайскому времени, или часы на некоторых местных телеканалах, упрямо отсчитывающие время с двухчасовой разницей с Пекином. Следствием этой разницы, очевидно является и тот факт, что жизнь в местных селах обычно не затихает до часов 11-12-ти (и это логично, ведь у людей всего 9-10 вечера - просто детское время!).

угостил сигаретой, спёр зажигалку
В уйгурском стане

Проявление нелюбви к китайцам и всему китайскому для уйгуров, конечно, и в других случаях не такая уж редкость (хотя и не правило). Взять хотя бы такую мелочь как сигареты, реплики по качеству которых в зависимости от их родины, нам пришлось однажды послушать от одного из наших вынужденных собеседников-уйгуров, присевшего к нашему столу, очевидно «для установления дружественных отношений между Казахстаном и Синцзяном».

За несколько недель наших странствий по Китаю стало возможным и подвести кое-какие итоги, касающиеся кухни. В Синцзяне превалируют кухни двух народов, которые составляют большую часть населения региона: китайцев и уйгуров, причем со значительным перевесом в сторону последней. Уже упоминавшаяся традиция в первую очередь ставить на стол посетителей чайник с зеленым чаем распространена повсеместно, но вот дальнейший процесс подачи блюд и их набор различаются очень сильно.

мастер-класс по лапшеделанию
Производство лапши

Названия уйгурских блюд нам и так известны, единственное, что произносить их нужно немножко по-другому: лагман – «лягман», плов – «поло», манты – «манто» (все слова с ударением на последний слог), а пиво, к нашему огромному удивлению, так и будет «пиво». В случае с китайской кухней такой ясности, конечно же, не существует. Мы были бы очень счастливы, если бы в меню названия блюд сопровождались фотографиями, но такого мы так и не увидели. Зато, благодаря Джану из Аксу, мы выучили нехитрый набор слов, который позволял нам делать заказ и в китайских едальнях. Так мы смогли попробовать свинину с картофелем, курицу, правда, лишенную самых важных на наш взгляд частей тела, то бишь, лапок, вкуснейшую тушеную рыбу, а также несколько видов супов, в том числе уху и лапшу. Ну а как по-китайски пиво («пи-дзю» с ударением на первый слог), мы выучили еще в Урумчи.

Если в уйгурских кафе можно найти хлебные лепешки, называемые «нон», то у китайцев роль хлеба играет рис, который обычно подается ко всем блюдам. Наличие как первого, так и второго зачастую просто необходимо, так как подавляющее большинство блюд местной кухни отличается необычайно жуткой остротой.

полуфабрикат
Абориген пустыни

Китайцы, как того и следовало ожидать, едят практически исключительно палочками, и только в некоторых случаях используют небольшие керамические ложки особой формы. У уйгуров все несколько по-другому. Палочки также используются повсеместно, но чем дальше от Урумчи и соответственно ближе к Кашгару, тем больше вероятность того, что вместе с палочками тебе подадут ложку, особенно если дело касается поедания плова.

Наблюдаются различия и в способе подачи блюд. Китайцы обычно подают еду большими общими блюдами, обеспечивая каждого едока маленькими тарелочками-кисюшками, соответственно количеству блюд; а уйгуры используют традиционный, на наш взгляд, метод «каждому по своей тарелке».

Время поедания пищи также значительно отличается. Уйгурская еда кушается намного быстрее, чем китайская, так как последняя обычно требует хорошего владения палочками (есть ими рис не в пример труднее, чем например, лагманную лапшу), да и блюда более сложны в исполнении и изобилуют косточками.

место для...
Место для...

Ну уж если мы заговорили о кухне, то следует упомянуть и те случаи, когда приготовление пищи осуществлялось нами самостоятельно (что обычно происходило по вечерам). К концу нашего путешествия мы прекрасно научились кашеварить в пустыне, где оказывается почти всегда можно найти материал для разведения костра, а также для оборудования очага. Для второго идеально подходят кусочки такыра, встречающегося почти повсеместно, из коих можно сложить настоящие мини-печи, а топливом для последних прекрасно служат корни пустынных кустарников, обычно очень сухие и толстые, прекрасно разгорающиеся и дающие хороший жар.

Очевидно, занятые посторонними мыслями головы, временами перестают замечать окружающую действительность, такую как, например, стоящий на обочине и груженый булыжниками, трактор. В такой вот трактор и въехал как-то за несколько дней до Кашгара Саня, отделавшись, правда, легким испугом и погнутыми тормозами. Как оказалось, хотя в это и верилось с трудом, он просто его не заметил, словно доказав на своем примере тот факт, что пустыня – это идеальное место для медитаций и полного ухода в себя.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6]




©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2017
Перепечатка материала - только с указанием источника