Avalon Historico-Geographical Society
main / projects / embodied / 'Urumqi-Kashgar 2006' expedition / All winds blow to Kashgar
 

All winds blow to kashgar

Preface
Chapter 1. RED MOUNTAIN
Chapter 2. VIA TIGER JAWS
Chapter 3. THE KINGDOM OF SANDS AND FOG
Chapter 4. WITH THE FAIR WIND
Chapter 5. THE ONLY AND UNIQUE KASHGAR
Chapter 6. KASHGARIAN MONDAYS

chapter 5. the only and unique kashgar


The night before arriving in Kashgar we spent not far off the town of Artush which had been playing a part of advanced post of Kashgar since olden times. Some time Shokan Valikhanov, as many travelers, also had to stay near Artush and wait for getting a permit for the caravan he passed in. And though we are not sure that it was that very Artush (there are a few settlements bearing the same name in Kashgar surroundings) we want to believe that this exact land keeps memories of our outstanding predecessors being there.

It is difficult to go to a place if in your thoughts you have already arrived in there. This is what we felt with Kashgar the last 50 kilometers seemed just endless; moreover, everything grew harder due to the appearance of the contrary wind and a slight rise in the road (we needed to go through the pass between the mountains Boztag and Chontag to get from Artush to Kashgar).

we arrived
Long-expected photo
However that may be, at about dinnertime on September 12, 2006 the team of Avalon Historico-Geographical Society stood in the center of Kashgar on the square in front of Idgar Mosque, retaining for the history the fact of the bicycle expeditions ending. Behind us were some 20 days and over 1300 kilometers of the journey.

We spent about a week in Kashgar. For that time the city became almost absolutely native for us, even discarding any hint on our being thousands kilometers away from home. Besides, we underwent an interesting transformation we did not feel ourselves strangers there. I could say, we flew into local stream of things and events and for some reason began to regard Europeans we met as tourists, nobody knows why separating us from them.

It should be noted that Kashgar unlike other cities of Xinjiang we saw before is absolutely not deprived of foreign tourists attention. Here you can meet anyone, people from any corner of the globe following various directions to Tibet, Kyrgyzstan, Pakistan. Besides this situation has been observed for many centuries. The profitable location of Kashgar as a trade center was the reason of its openness for Western people even long ago despite the intolerance of the Chinese to strangers at that time.

Thus, for example in Kashgar we got acquainted with a Belgian couple, a husband and a wife in their fifties, who surmounted the Karakorum pass on bicycles. At that time they were moving back to Gilgit by bus, having sent by post their bicycles into Belgium. In Gilgit they would take a car which they left and by which they were planning to get to the very Beijing. Later at the checking-post we met a group of Englishmen who were moving from the capital of China via Kashgar and were going to end their travel in Tashkent. We ran across a very extraordinary Japanese who, unlike his compatriots which used to have a rest during a week in a year and are ardently devoted to work, had been traveling across Eurasia for a long time, going by buses and cars passing on his way. In Kashgar we encountered guys from Poland who hitchhiked through CIS countries and China (this meeting will be described in details a bit later). And in any Internet cafe of the city you may meet a lot of people speaking different languages and e-mailing in different languages to their kiths and kins about the impressions of their being in this remarkable city.

backyard of Seman

Former Russian consulate building

An interesting fact is that a place in Kashgar where foreign tourists live compactly has been for a long time Seman Hotel. It is situated in the building of the former Russian consulate one of the centers of the so-called Great Game for influence in Central Asia which was held between Great Britain and the Russian Empire in the late 19-th century. Actually, at present the rooms are located in several annexes, whereas the building of the consulate itself is used as a museum (rather an expensive museum it is the admission is 15 yuans which is about 2 dollars). Despite its popularity among backpackers all over the world, Seman is not at all a cheap place, quite the contrary. Therefore, having known the prices we went out to look for a cheaper place and found it soon at a distance of 15 meters from the first Seman Seman Road Hotel was situated across the road. The hotel was pleasantly completed by Scheherazade cafe located on the ground floor. This cafe obviously possessed a necessary balance of price and quality (we arrived at this conclusion after observing the customers of the institution, among whom were local people, Asian tourists and even those from Seman across the road).

Besides its profitable position at the crossroads of Central Asia, Kashgar is interesting in itself, just as a very ancient city of the Silk Road with 2-thousand-year history. Valikhanov wrote that the trade road from Fergana Valley to Kashgar via Terekty Pass had been known even to Ptolemy. The city certainly could not have lost material evidence of its venerable age.

Kashgarian dark alleys
Kashgarian dark alleys

Kashgarian dark alleys

The central part of Kashgar is occupied by the Old City. It is really the old city, without a hint on just lay-out, with narrow and crooked streets, numerous squares used as bazaars, brick or clay houses and dark no-one-knows-where leading alleys.

Idgar Mosque (its Chinese name Id-Kah) is the heart of the Old City. Built in 1442, it is the biggest mosque in China. But you should not try to see something huge and high because the size of the mosque (at least by appearance) does not strike greatly; moreover they did not use to build mosques with minarets in Xinjiang. They say, though, that it possesses startling capacity and can seat about 10 thousand people.

The evidence of old Kashgars existing can also be found in remains of an ancient loam wall once surrounding the city, which has been preserved somewhere in the center. Its height is about 9 meters according to our observations. Some time it was possible to enter the city from either of the two gates, the River and the Sand Gates (Suv-darvasa and Kum-darvasa correspondingly), the memory of which is kept at present only in the names of the streets.

Remains of fortifications Market-place
Remains of fortifications

Market-place

For centuries the essence of Kashgar has been considered to be the same: existing at the crossroads of civilizations and absorbing their various influences, the city from the very day of its foundation represented a huge bazaar where one could buy, sell or exchange everything he wished. Indeed, almost all suitable space from narrow streets and squares of the Old City to modern many-storied trade centers is occupied for trade. Here one can buy everything, or almost everything. This almost concerns (however strange it may seem) not Xinjiang but Chinese goods which will be problematical (if not impossible) to find at markets and shops of Kashgar. Thus, for example, you will never find a sex-shop there, even considering all the love of the Chinese of such kind of things. Muslim culture makes certain limitations and the Chinese must try their best to overcome them.

glass and concrete Mao

Modern Kashgar

Surely, to say that Kashgar is represented only by the entire Old City touched by antiquity would mean to sin against the truth. There are quiet contemporary buildings made of glass and concrete and usual unnoticeable blocks in the streets, which can be met in any Soviet city, as well as the monuments visible from afar which were also typical for USSR cities.

The monument to Mao Zedong is unanimously considered somewhat odd for Kashgar. I do not want to use some bawdy expressions about foreign bodies on ones forehead, but that obviously was such kind of thing. The high granite monument representing the leader putting his hand towards radiant future, a red star on his forehead, is in a way dissonant from the surrounding realities against the background of women in veils and men in tyubeteikas, mosques and bazaars.

Children of Kashgar Children of Kashgar

Children of Kashgar

Pioneers met in the streets remind, though, that even in the Muslim Kashgar grandfather Lenins ideas are still applicable. True, the attitude of the children to the neckties usually leaves much to be desired: the ties are often shabby and ragged; they can dangle along the childrens backs and be dirty and creased. On the whole, the rule once you have bound your tie, take care of it is absolutely not observed there. They obviously lack moral substance there.

Besides the old city (which usually stands for Kashgar itself) there is new city - Yangishar or Shule for Chinese, founded in 1838. Shule is situated 10 km southeastwards of Kashgar. This town built up by three-four-storied buildings does not represent any interest for visitors, and we had a chance to be satisfied that was true.

MegaBroom Solution of traffic problem
Sweeper

Solution of traffic problem

The history of Kashgar has always been connected mostly with the Turkic peoples, and even now the Uighurs constitute over 80 percent in the citys population. Thus, it is not surprising that the city does not look like Chinese and resembles rather a locality in the Middle East, abundant in small crooked streets, mosques and bazaars. When we conceived a desire, or even necessity to find a Chinese cafe, we faced a real problem because it turned out not so easy to find a district densely inhabited by the Chinese. In Kashgar it is easier to forget the Chinese name for the city, Kashi, which is used at the rest territory of China and even in Xinjiang more often than the Turkic one. Kashgar is a Muslim city by 99 percent, and this can explain everything. There is no other place in China where you would meet so many women who have brown veils all over their face or headscarves tied up tightly round their heads, with a narrow cut for the eyes. And even if such lady has sunglasses on her eyes and she is driving a car or a motorbike, the traditions will still remain the same.

These are not Pakistanis

Faces of Kashgar

As for other nations whose presence catches the eye, we should first mention the Pakistanis, and not without a reason, because here begins the famous Karakorum highway. It connects China with Pakistan and India and goes through the pass of the same name one of the most popular routes in Asia among the Western people. Even on our way to Kashgar we were asked a lot whether we were moving to Pakistan; then, in the place we could observe lots of tourists whose aim was to cross the Karakorum Pass from one of its sides. People in so-called peshavarkas (still do not know the proper name for this Pakistani headgear) and flying clothes constitute the main part of the newcomers, who permanently inhabit the city of Kashgar, though.



Women of Kashgar Women of Kashgar

Women of Kashgar

Speaking about Kashgar, one cannot but mention Kashgarian women who were famous all around the Middle Asia, wrote Valikhanov, adding that Kashgarian water possesses a magic property to arouse love. Actually, you may notice very quickly that the women in Kashgar are much more attractive than in other cities and towns of Xinjiang. This concerns both Chinese and Uighur women. Another pearl that Sanya spoke out after my stories about the past of Kashgar, combined with his own observations of the female citizens, could illustrate the situation well: Debauchery of previous generations had a positive influence on the local genepool.

We arrived in Kashgar on Tuesday and spent there six more days, because the tickets for the bus to Bishkek were available only for the next Monday. We had enough time to travel the length and breadth of the city. The main occupation in which we were engaged during those days was gluttony, and the scale of our engagement was enormous. We even deduced our own comic currency for measuring the price of whatever we would buy. The point is that the most optimal food for us was manty (Uighur dumplings) which cost half-yuan each there. So, a cup for 30 yuans would cost 60 dumplings for us, a bicycle-pump 38, whereas the value of bus-tickets to Bishkek would let us buy the wagon of that tasteful stuff.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6]


© 'AVALON' HGS PA, 2005-2016
Reprint of information is permitted with specifying the source only

Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / проекты / реализованные / экспедиция "Урумчи-Кашгар 2006" / Все ветра дуют в Кашгар
 

ВСЕ ВЕТРА ДУЮТ В КАШГАР

Предисловие
Глава 1. КРАСНАЯ ГОРА
Глава 2. ЧЕРЕЗ ТИГРОВУЮ ПАСТЬ
Глава 3. ЦАРСТВО ПЕСКОВ И ТУМАНА
Глава 4. С ПОПУТНЫМ ВЕТРОМ
Глава 5. КАШГАР – ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ
Глава 6. КАШГАРСКИЕ ПОНЕДЕЛЬНИКИ

Глава 5. КАШГАР - ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ


Ночь перед въездом в Кашгар мы провели неподалеку от городка Артуш, который издревле играл роль форпоста Кашгара. Когда-то Шокан Валиханов, как и многие другие путешественники, также был вынужден остановиться перед Артушем, чтобы дождаться получения пропуска для каравана, в котором он ехал. Хотя у нас нет твердой уверенности в том, что это тот самый Артуш (населенных пунктов с подобных названием в окрестностях Кашгара несколько), очень хочется верить, что именно эта земля хранит в себе воспоминания о пребывании нашего великого предшественника.

Плохо ехать куда-то, когда в мыслях ты уже там. Так и получилось у нас с Кашгаром - последние 50 километров казались просто бесконечными, к тому же все усугублялось появившимся встречным ветром и небольшим подъемом (чтобы попасть из Артуша в Кашгар надо преодолеть перевал между горами Бозтаг и Чонтаг).

доехали таки

Долгожданное фото

Но как бы там ни было, а примерно в обед 12 сентября 2006 года, команда Историко-географического общества «Авалон» стояла в центре Кашгара на площади перед мечетью Идгар, запечатлевая для истории факт окончания велосипедной экспедиции. Позади было около 20 дней и более 1300 километров пути.

В Кашгаре мы провели почти неделю. За это время город успел стать каким-то совсем своим, даже без намека на то, что мы находимся в тысячах километров от дома. К тому же, с нами произошла интересная трансформация – мы уже больше не чувствуем себя чужими. Мы, можно сказать, влились в местный порядок хода вещей и почему-то начали воспринимать встречающихся нам европейцев именно как туристов, по какой-то непонятной причине отделяя себя от них.

Примечательно, что Кашгар, в отличие от всех виденных нами ранее городов Синцзяна, совершенно не обделен вниманием иностранных туристов. Здесь можно встретить кого угодно, людей из всех уголков земного шара, двигающихся в разных направлениях – кто в Тибет, кто в Кыргызстан, кто в Пакистан. Причем, эта ситуация наблюдается уже множество столетий. Выгодное положение Кашгара, как торгового центра, стало причиной того факта, что и в стародавние времена, несмотря на всю тогдашнюю нетерпимость китайцев к чужеземцам, город все же был открыт для «западных народов».

Так, например, в Кашгаре мы познакомились с парой из Бельгии – мужем и женой лет пятидесяти, преодолевших на велосипедах Каракорумский перевал. Теперь они возвращались в Гилгит на автобусе, отправив свои велосипеды почтой в Бельгию. А в Гилгите их ждала оставленная машина, на которой они планировали добраться аж до самого Пекина. Позднее на пропускном пункте мы встретили толпу англичан, двигающихся через Кашгар из столицы Китая и планирующих закончить свое путешествие в Ташкенте. Мы видели совершенно необычного японца, который в отличие от своих соотечественников, отдыхающих по неделе в год и без остатка преданных работе, уже долгое время двигался через Евразию, пользуясь автобусами и попутными машинами. В Кашгаре мы встретили ребят из Польши, путешествующих по странам СНГ и Китаю автостопом (об этой встрече будет рассказано поподробнее немножко позднее). А в любом из городских Интернет-кафе можно увидеть множество людей, разговаривающих на разных языках и на разных языках шлющих своим родным и близким впечатления от пребывания в этом примечательном городе.

задворки Семана

Здание бывшего русского консульства

Интересным фактом является то, что местом компактного проживания иностранных туристов в Кашгаре уже долгое время является отель «Семан», расположенный в здании бывшего русского консульства, - одного из центров так называемой «Большой игры» за влияние в Центральной Азии, которая велась в конце XIX века между Великобританией и Российской империей. На самом деле, гостиничные номера в наши дни находятся в нескольких пристройках, а само здание консульства используется уже в качестве музея (причем, довольно-таки дорогого – вход стоит 15 юаней, то есть почти два доллара). Несмотря на свою популярность у бэкпэкеров всего мира, «Семан» - отнюдь не дешевое место, скорее даже наоборот. Поэтому ознакомившись с ценами на проживание, мы пошли искать что-нибудь подешевле и нашли это «что-нибудь» прямо напротив - в пятнадцати метрах от первого «Семана» через дорогу располагался «Семан Роуд Отель». Приятным дополнением к этому отелю было находящееся внизу кафе «Шахерезада», очевидно, очень удачно совмещающее в себе необходимый баланс между ценой и качеством (к такому выводу мы пришли, наблюдая за клиентурой данного заведения, среди которой были и местные, и туристы-азиаты, и даже народ из Семана напротив).

Помимо своего удобного расположения на перекрестках дорог Центральной Азии, Кашгар представляет интерес и сам по себе, просто как очень древний город Великого Шелкового пути с двухтысячелетней историей. Валиханов писал, что торговый путь из Ферганской долины через перевал Теректы в Кашгар был известен еще Птолемею. Конечно же, в городе не могли не остаться и материальные свидетельства его почтенного возраста.

дома старого типа
дома старого типа

Кашгарские переулки

Центральную часть Кашгара занимает старый город. Настоящий старый город, без намека на правильную планировку, застроенный узкими и кривыми улицами, с многочисленными площадями, используемыми в качестве базаров, домами из кирпичей или глины и темными переулками-коридорами, уходящими неизвестно куда.

Мечеть Идгар (ее китайское название - Ид-Ка) – это сердце старого города. Построенная в 1442 году, она является самой крупной в Китае. Правда, не надо пытаться увидеть нечто огромное и высокое, потому что размеры мечети, по крайней мере, с виду, не сильно поражают, да и к тому же в Синцзяне никогда не было принято строить мечети с минаретами. Однако, говорят, что она обладает просто поразительной вместимостью – около 10 тысяч человек.

Свидетельствами существования старого Кашгара являются и сохранившиеся кое-где в центре остатки древней глинобитной стены, когда-то окружавшей город. Ее высота составляет, по нашим наблюдениям, около 9 метров. Когда-то в город можно было попасть исключительно через одни из двух имевшихся в стене ворот – Речные и Песчаные (Сув-дарваза и Кум-дарваза соответственно), теперь воспоминаниями о них являются лишь названия улиц.

Остатки крепостной стены Базарная площадь
Остатки крепостной стены

Базарная площадь

Считается, причем заслуженно, что суть Кашгара на протяжении веков всегда оставалась одной и той же – существуя на перекрестках различных цивилизаций и впитывая в себя их разнообразные влияния, город с самого дня своего основания представлял собой огромный базар, где можно было купить, продать и обменять все, что угодно. И на самом деле, под торговлю в городе занято практически все пригодное для этого пространство – от узких улочек и площадей старого города до многоэтажных современных торговых центров. Да, здесь действительно можно купить все или почти все. И это «почти» как ни странно, относится к китайским, не синцзянским, товарам, многие из которых встретить на рынках и в магазинах Кашгара будет проблематично или даже невозможно. Так, например, здесь ни за что не найдешь такое заведение, как секс-шоп, и это при всей любви китайцев к подобным делам. Мусульманская культура накладывает определенные ограничения, и для того, чтобы их перебороть, китайцам еще придется постараться.

бетоностёкл как ... на лбу

Современный Кашгар

Конечно, говорить, что Кашгар весь представляет собой сплошной старый город, покрытый налетом древности, значило бы грешить против истины. На улицах города возвышаются и совсем современные здания из стекла и бетона, и обычные, ничем не примечательные коробки, встретить которые можно в любом советском городе, а также заметные издалека памятники, постройка которых была также типична городов в СССР.

Памятник Мао Цзедуну, по практически единодушному мнению, является для Кашгара чем-то посторонним. Не хочется употреблять не совсем приличные выражения про наличие на лбу инородных предметов, но, очевидно, это тот самый случай. Высоченный гранитный памятник вождя с красной звездой во лбу, указующего рукой путь к светлому будущему, на фоне женщин в паранджах и мужчин в тюбетейках, мечетей и восточных базаров, как-то диссонирует с окружающей действительностью.

Дети Кашгара Дети Кашгара

Дети Кашгара

Хотя наличие пионеров на улицах все-таки напоминает, что даже в мусульманском Кашгаре идеи дедушки Ленина продолжают жить. Правда, отношение детей к галстуку обычно оставляет желать лучшего – галстуки зачастую драные и вытянутые, могут болтаться на спине и быть заляпанными и мятыми. В общем, правило «как повяжешь галстук – береги его» совсем не соблюдается. Очевидно, идейности все-таки не хватает.

Помимо старого города (именно под ним обычно и понимается сам Кашгар), имеется еще и новый город – Янгишар или по-китайски Шуле, основанный в 1838 году. Шуле расположен примерно в 10 км к юго-востоку от Кашгара. Застроенный трех-четырех-этажными домами, причем современного вида, этот городок не представляет совершенно никакого интереса для посещения, в чем мы имели возможность убедиться.

MegaВеник на таком мотороллере видели даже 4 человек: маму, папу и двух детей
Подметальщик

Решение транспортной проблемы

История Кашгара всегда была связана в большей мере с тюркскими народами, и даже в настоящее время уйгуры составляют в населении города восемьдесят с лишним процентов, поэтому совсем не удивительно, что город совершенно не похож на китайский и выглядит скорее как ближневосточный населенный пункт, изобилующий маленькими кривыми улицами, мечетями и восточными базарами. Когда у нас возникло желание, или даже скорее необходимость, найти китайское кафе, мы столкнулись с настоящей проблемой, так как обнаружить один из районов компактного проживания китайцев оказалось не так то просто. В Кашгаре проще всего забыть о китайском названии города – Каши, которое на всей остальной территории Китая, и даже Синцзяна, используется значительно чаще, чем тюркское. Кашгар – мусульманский город, мусульманский на 99 процентов, и этим сказано все. Больше нигде в Китае вы не увидите такого количества женщин, чьи головы полностью обернуты в коричневые покрывала или почти наглухо задрапированы платками, с небольшой прорезью для глаз. И пусть даже на глазах у подобной леди будут присутствовать солнечные очки, а сидеть она будет за рулем мотоцикла или велосипеда, традиции, тем не менее, остаются прежними.

это не пакистанцы

Лица Кашгара

Если говорить о других народах, чьи присутствие особенно бросается в глаза, то в первую очередь следует упомянуть пакистанцев. И недаром, ведь отсюда начинается знаменитое Каракорумское шоссе, связывающее Китай с Пакистаном и Индией и проходящее через одноименный перевал - один из самых популярных на западе маршрутов по Азии. Еще по пути в Кашгар нам неоднократно приходилось слышать вопрос по поводу того, не в Пакистан ли мы направляемся, а уже на месте мы могли наблюдать массу туристов, целью которых было пересечение Каракорумского перевала с какой-либо из его сторон. Люди в так называемых «пешаварках» (даже не знаю настоящего названия этого пакистанского головного убора) и развевающихся одеждах составляют очень большую часть приезжего, но довольно перманентно обитающего в городе, населения Кашгара.

 

иду по приборам "кашгарские блондинки"

Женщины Кашгара

«Говоря о Кашгаре, нельзя не сказать о кашгарских женщинах, которые славились красотою во всей Средней Азии», - писал Валиханов, добавляя к этому, что «вода кашгарская имеет чудодейственное свойство возбуждать любовь». На самом деле, тот факт, что в Кашгаре женская часть населения намного симпатичнее, чем в других городах Синцзяна, замечаешь очень быстро. Это касается как китаянок, так и уйгурок. Еще один «перл», высказанный Санькой после моих рассказов о прошлом Кашгара, вкупе с его собственными наблюдениями за жительницами города, хорошо иллюстрирует ситуацию: «Разврат предыдущих поколений положительно сказался на местном генофонде».

Приехав в Кашгар во вторник, мы провели в городе еще шесть дней, так как билет на автобус до Бишкека смогли купить только на понедельник. Мы успели облазить весь город вдоль и поперек. Причем основным нашим занятием в эти дни было чревоугодие, которым мы занимались просто в огромным масштабах. Мы даже вывели собственную шуточную валюту для измерения стоимости чего бы то ни было. Дело в том, что самой оптимальной едой для нас были манты, которые стоили здесь по пол-юаня за штуку. Так и пошло, что кружка за 30 юаней в наших глазах стоила 60 мантов, велосипедный насос за 19 юаней стоил в мантовом эквиваленте 38, ну а стоимость билетов на автобус до Бишкека позволила бы нам купить целый фургончик сей вкусной снеди.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6]


©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2017
Перепечатка материала - только с указанием источника