Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / дороги / От собкора в Непале / Непал и буддизм
 

ОТ СОБКОРА В НЕПАЛЕ

Серия очерков для газеты "Индустриальная Караганда"

НЕПАЛ И БУДДИЗМ

Разноцветные молитвенные флаги, развевая которые, ветер разносит по земле молитвы и священные мантры. Монахи и паломники, совершающие ритуальные обходы вокруг древних ступ, перебирая четки или вращая молитвенные барабаны. Монастыри, расположенные среди покрытых снегом горных вершин, монотонные и вводящие в транс песнопения во время ночных служб… Во всем этом так много романтики и поэзии, что даже человеку, ни во что не верящему, весьма приятно побыть в этой атмосфере хотя бы чуть-чуть, дабы обрести душевный мир и спокойствие.  



Очевидно, именно ошибочный факт понимания Непала как исключительно буддийской страны (который еще более усиливается воображением при представлении горных гималайских пейзажей), является причиной того, что многие зачастую путают Непал и Тибет, либо считают одно частью другого. Мало кому известен и тот факт, что в Тибет, который в наши дни считается настоящим воплощением буддизма, данная религия попала в VII веке нашей эры именно из Непала, где она, собственно говоря, и зародилась.

В самом деле, основатель одной из мировых религий, которую многие считают не сколько религией (ибо боги занимают тут второстепенное значение), сколько жизненной философией и собранием моральных норм, Сиддхартха Гаутама Будда, согласно историческим данным, родился в Непале в VI веке до нашей эры, в том самом месте, неподалеку от границы с Индией, где в наши дни находится небольшой городок Лумбини. Главной достопримечательностью Лумбини является место рождения Будды – так называемый «Священный сад», привлекающий как многочисленных паломников, так и любителей археологии. Здесь располагаются такие почтенные свидетельства древности как храм, посвященный матери Будды - Майядеви, а также каменная стела, воздвигнутая в III веке до нашей эры по приказу самого известного буддийского императора по имени Ашока.



Надо заметить, что в наши дни буддизм стал весьма популярной религией на Западе. Его красивая ритуальная сторона, интересная архитектура и своеобразная романтика привлекают массы людей. Равно как и финансирование строительства новых монастырей и храмов растет с каждым годом. И неудивительно, что для этого многие выбирают именно Непал. Несмотря на тот факт, что официально Непал многие годы был индуистской страной, в реальности ситуация всегда была не столь однозначной. Уже хотя бы потому, что большая часть населения всегда исповедовала некую смесь из индуизма и буддизма, «приправленных», к тому же, тантрическими традициями, анимизмом и шаманизмом. Завоевание долины Катманду династией Шахов, рьяных сторонников индуизма, конечно, отодвинуло буддизм на второй план, хотя монастыри и храмы по-прежнему продолжали существовать, ведь никакой религиозной войны по поводу того, чьи боги важнее и правильнее, в Непале не началось. Религиозная толерантность всегда была свойственна этим местам, быть может, по той самой причине, что издревле мало кто мог толком провести границы между различными, но в чем-то схожими, религиями и верованиями. Здесь есть даже соответствующая шутка: «спроси у невара, индуист он или буддист, и он ответит «да». К тому же, индуисты считают исторического Будду одной из реинкарнаций Вишну, что еще больше «примиряет» две религии.

Буддийские памятники долины Катманду поражают своей историей, легендами и великолепием. Две самые крупные, знаменитые и, надо полагать, значимые святыни – Сваямбунатх и Боднатх - находятся в непосредственной близости от Катманду, а ступа Катхесимбу располагается практически в центре города, также как и четыре древние ступы «обрамляют» соседний Патан. История всех этих сооружений уводит нас в глубину веков. Кто-то склонен утверждать, что многие из них были построены во времена династии Киратов, то есть, еще до 3 века нашей эры, причем при непосредственном участии уже упоминаемого ранее императора Ашоки, но большая часть исследователей считает данную точку зрения слишком неправдоподобной и не имеющей ничего общего с историей. Другие источники говорят о возведении, например, Боднатха и Сваямбунатха, при династии Личчави (кстати, индуистской), уже в V-VII веках нашей эры, упоминая то одного из тогдашних королей по имени Манадева, то связывая их возведение с именем тибетского короля Сонгцен Гампо. Думается, что добраться до правды там, где история настолько плотно переплетена с легендами, практически невозможно.



Храмовый комплекс Сваямбунатх, центральной частью которого является весьма высокая ступа, располагается на холме, возвышающемся к северо-западу от центральной части Катманду, который, согласно легендам, является самым древним обитаемым местом в долине, всю территорию которой (за исключением холма) занимало некогда большое озеро (кстати, это тот редкий случай, когда представители науки вполне согласны с народными преданиями). Дабы взглянуть на ступу вблизи, требуется вначале преодолеть все 365 ступеней каменной лестницы, ведущей на вершину холма.

Ступа Боднатх, также называемая просто Будда и являющаяся одной из самых больших в мире, находится к востоку от города, на дороге, по которой издревле проходил торговый путь из Тибета в Индию. Считается, что возвышающаяся на 43 метра и потому видимая издалека Боднатх была первым, что видели тибетские торговцы и пилигримы, спускаясь с гор в долину. Большинство тибетских беженцев, нашедших свой дом в Непале в 50-х годах прошлого века, обосновались именно возле Боднатха, еще более усилив буддийскую атмосферу в этом месте. Соответственно многочисленной тибетской общине, это место стало и средоточием самого большого количества буддийских монастырей в долине Катманду.

Надо сказать, что в наши дни ступа не потеряла своего ритуального значения, и даже его, в некоторой мере, расширила. Теперь подавляющее большинство горных экспедиций, отправляющихся на покорение гималайских вершин, считает своим долгом, подобно купцам и пилигримам прежних времен, отправлявшимся в долгий путь через горные перевалы, посетить Боднатх и попросить благословения у богов, прежде чем приступить к осуществлению своего смелого и весьма опасного замысла.



Но никто, я думаю, не будет спорить с тем фактом, что самым идеальным в Непале местом для того, чтобы «прочувствовать» буддизм, являются Гималаи, где буддийские верования, благодаря близости Тибета, играют главную роль в жизни местного населения. Монастырь Тенгбоче по дороге к Эвересту, или располагающийся к северу от массива Аннапурна монастырь Муктинатх – именно они, находясь по соседству со снежными вершинами, развевающиеся на них флаги и полупустынные пейзажи вокруг, кристально чистый и прохладный воздух создают тот самый идеальный и классический фон для восприятия идей буддизма, особенно если иметь ввиду, что его конечной целью является достижение нирваны. К тому же, где еще могут обитать высшие силы, как не среди самых высоких гор на Земле?

© Виталий Шуптар, Катманду, 2011


1. Предисловие
2. Факты о Непале: известные и неизвестные

3. Огни большого праздника

4. Непальские кухни
5. Просто Катманду
6. Одного раза недостаточно

7. От Гималайского королевства к Гималайской республике
8. Непал и буддизм
9. Дружба народов

10. Зов джунглей
11. У истоков Гималайского королевства
12. Тунба с Виталием
13. Отель "Калифорния" по-непальски
14. Мгновения непальской весны
15. Далеко-далеко
16. Чтобы возвращаться

 

©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2017
Перепечатка материала - только с указанием источника