Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / дороги / От собкора в Непале / Одного раза недостаточно
 

ОТ СОБКОРА В НЕПАЛЕ

Серия очерков для газеты "Индустриальная Караганда"

ОДНОГО РАЗА НЕДОСТАТОЧНО

Официальный лозунг кампании по развитию в Непале туризма гласит «Once is not enough», то есть, одного раза недостаточно. С чем я полностью согласен, и на своем примере это, в общем-то, показываю. Кстати, как и подавляющее большинство прочих людей, некогда попавших в Непал. Тому, наверное, есть какие-то особенные причины, позволяющие стране быть одинаково привлекательной для путешественников, как во время длительной гражданской войны, так и во времена мирные и спокойные.



Прежде всего, когда мы говорим об экономике Непала, мы должны понимать, что около 70 её процентов обеспечивает туризм, а оставшиеся 30 каким-то образом да от туризма зависят. Где-нибудь в центральной части Катманду, например, может создаться впечатление, что сфера туризма не миновала никого в этом большом городе, где каждый встречный является одновременно горным гидом, представителем какой-нибудь гостиницы, братом владельца ресторана и другом хозяина школы тибетской живописи «танка».

И ведь что интересно: тут никто особо не жалуется на отсутствие инфраструктуры, что имеет место во многих странах, где данный момент ставится во главу угла при разговоре о необходимых составляющих успешного развития туризма, включая, кстати, и Казахстан. Так вот, здесь отсутствие инфраструктуры уже давно научились делать частью приключения, а не объяснять этим свои низкие показатели. Что вы скажете на то, что расстояние в 200 километров здесь приходится преодолевать на автобусе в течение 8-10 часов? Или насчет того, что вылет самолета напрямую зависит от погодных условий, точнее говоря, наличия или отсутствия облаков, так как полеты осуществляются лишь в условиях идеальной видимости по принципу «лечу, пока вижу»? Но ведь никто из приезжающих в Непал на это не жалуется!



И надо понять, что гора Эверест или город Катманду не всегда обладали такой ошеломляющей популярностью среди туристов всего мира. На это ушло какое-то время и масса усилий. Кстати, такой вот интересный факт: «отцом туризма» в Непале считают выходца из дореволюционной России, уроженца Одессы, Бориса Лисаневича, усилиями которого страна стала на туристские рельсы в середине 50-ых годов прошлого века. Друг тогдашнего короля Трибхувана (считается, что и трон свой Трибхуван вернул не без помощи Бориса), Лисаневич стал хозяином первого в Катманду отеля, устроенного в здании одного из королевских дворцов, а также посвятил немало сил продвижению Непала как туристского направления за рубежом, используя свои обширнейшие связи во всех кругах общества на всех континентах. Лисаневич также смог убедить непальские власти смягчить существовавшие прежде строгие правила, позволявшие лишь немногим получить разрешение на въезд в страну.

Очень скоро Непал стал необычайно популярен на Западе, и к концу 60-х годов страну облюбовали хиппи, определив на многие годы направленность местного туризма в сторону не очень богатой и не особо притязательной публики. В те годы в Катманду появились места вроде знаменитой Фрик Стрит, где туристы стали даже количественно преобладать над местным населением. Когда же эпоха хиппи миновала, слава главного туристского «гетто» Катманду перешла к Тамелю, название которого в наши дни знакомо любому человеку, интересующемуся Непалом.



Маршруты к Эвересту и вокруг Аннапурны, поездки в национальный парк Читван, буддийские и индуистские святыни долины Катманду, монастыри, расположенные в Гималаях – всё это постепенно стало близким, знакомым и притягательным для путешественников всего мира. Специализация на туризме за многие годы стала настолько естественной для Непала, что даже партизаны-маоисты, проводившие еще пару лет назад боевые действия против королевских войск, никогда не подвергали опасности жизни туристов. Все прекрасно понимали и понимают по сей день: туризм – это кровь страны, и пока она бежит по венам, страна будет жить.

К чести Непала следует заметить, что поддержка туризма сверху здесь всегда присутствовала, по крайней мере, она была и есть несоизмеримо большей, чем во многих других странах. Взять хотя бы визовый вопрос – тут примеру Непала нужно следовать любой стране, которая декларирует развитие туризма в качестве одного из приоритетов. Визу в страну сроком от двух недель до 3 месяцев гражданам всех стран мира можно получить без каких-либо проблем примерно за 10 минут в любом из наземных пунктов пограничного пропуска или в аэропорту Катманду. Никакая регистрация здесь иностранцу не требуется, а про трогательное отношение полиции к туристам я вообще промолчу, ведь зачастую кажется, что статус туриста в Непале сродни дипломатической неприкосновенности.

2011 год объявлен непальским правительством годом туризма. Соответственно массе мероприятий и мер, которые планируется организовать и предпринять, поставлена и цель, которую необходимо достигнуть к концу 2011 года. Это, ни много, ни мало, цифра в один миллион туристов. И это при существующем показателе, не превышающем 600 тысяч человек в год. Так что, цель довольно амбициозная и многими воспринимаемая более как фигуральное выражение. Тем более, что большая часть профессионалов туристской индустрии считает, что данную цифру обеспечить просто невозможно, если даже просто математически сложить имеющиеся мощности страны по размещению и транспортировке туристов и умножить их на 365 дней. Да и надо ли гнаться за подобными цифрами? Тем более, что туристским компаниям, гостиницам и ресторанам в Непале и так хватает работы, ведь, по большому счету именно они играют (причем, весьма успешно) главную роль в обеспечении положительного имиджа страны, именно от них зависит, почувствует ли турист, что «одного раза недостаточно».

Конечно, и в Непале все не так хорошо и радужно, как кажется на первый взгляд. Так, например, те из непальцев, кому случилось какое-то время пожить в Европе или Америке, резонно замечают, что тот минимум, который требуется от Непальского совета по туризму, состоит хотя бы в том, чтобы очистить от мусора улицы городов и берега рек, которым, конечно, далеко до индийских, но все же. А власти страны все чаще заводят разговоры про необходимость привлечения «качественных» богатых туристов, развитие инфраструктуры, якобы так необходимые туристам гольф-клубы и прочие денежные проекты, вызывая тем самым у многих подозрения в своей коррумпированности. Тем временем, в стране растут цены, причем,  как в целом, так и цены, предназначенные исключительно для туристов.

Всё это не может не огорчать, но, будем надеяться, что разум все-таки возобладает над жаждой быстрой наживы. И Непал еще многие годы будет тем самым местом, каковым его привыкли считать миллионы людей на планете - земным раем, местом, где исполняются мечты.

© Виталий Шуптар, Катманду, 2010


1. Предисловие
2. Факты о Непале: известные и неизвестные

3. Огни большого праздника

4. Непальские кухни
5. Просто Катманду
6. Одного раза недостаточно

7. От Гималайского королевства к Гималайской республике
8. Непал и буддизм
9. Дружба народов

10. Зов джунглей
11. У истоков Гималайского королевства
12. Тунба с Виталием
13. Отель "Калифорния" по-непальски
14. Мгновения непальской весны
15. Далеко-далеко
16. Чтобы возвращаться

 



©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2023
Перепечатка материала - только с указанием источника