Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / дороги / От собкора в Непале / Дружба народов
 

ОТ СОБКОРА В НЕПАЛЕ

Серия очерков для газеты "Индустриальная Караганда"

ДРУЖБА НАРОДОВ

Население Непала, несмотря на его крошечные, по сравнению с Казахстаном, размеры (территория страны меньше казахстанской чуть ли не в 20 раз), составляет почти 30 миллионов человек, то есть, в 2 раза больше, чем в Казахстане. Вся эта масса людей довольно неравномерно распределена по территории страны, и если южная равнинная ее часть заселена весьма плотно, то гористый север местами может поражать своей безлюдностью.

Непалец - это, по сути, понятие собирательное, ибо не существует этноса, носящего такое название. Зато есть около сотни народов и народностей, относящихся как к европеоидной, так и к монголоидной расам, и чаще всего представляющих собой некие поразительные сочетания. Именно по этой причине практически невозможно выделить какой-то типичный образ жителя страны, ведь люди из разных ее уголков совершенно не похожи друг на друга, как внешне, так и по своей сути, являясь потомками переселенцев из Китая, Индии или Тибета, к тому же, весьма сильно перемешавшихся между собой, результатом чего и стало религиозное и культурное разнообразие этих мест в наши дни.



В гималайском поясе Непала наиболее многочисленными являются три народа: такали, таманги и шерпы, причем, за рубежом наиболее известны последние из них. Шерпы, народ тибетского происхождения (впрочем, как и все остальные жители высокогорья), прославились на весь мир благодаря участию в горных экспедициях. Несомненно, самым известным из них является Тенцинг Норгей, впервые покоривший, на пару с Эдмундом Хиллари, высочайшую вершину земного шара – гору Эверест. В наши дни слово «шерпа» стало почти нарицательным, и так частенько называют любого носильщика вещей, способного делать свою нелегкую работу в суровых условиях горного Непала. Хотя, к удивлению многих, большинство носильщиков, работающих в Гималаях, являются отнюдь не шерпами, а тамангами или вовсе людьми из холмов, вроде киратов. Шерпы же, главным образом, предпочитают работать в составе серьезных альпинистских экспедиций и живут почти исключительно в районе Кхумбу, что к юго-западу от Эвереста.



Холмистые районы страны, к коим относятся и весьма плотно заселенные долины Катманду и Покхары, являются домом для киратов, неваров, гурунгов, магаров, бахунов и чхетри.

Изначально населявшие долину Катманду невары примечательны весьма своеобразными религиозными обычаями, включая и существующий по сей день культ живой богини Кумари, избираемой регулярно из девочек, принадлежащих к сословию ювелиров, и живущей до достижения половой зрелости в специальном храме-дворце, располагающемся в центре непальской столицы. А то, что принято считать классической непальской архитектурой, в частности, похожие на пагоды храмы дворцовых площадей Катманду, Патана и Бактапура, создано именно неварскими зодчими.



Магары, населяющие холмы центральной части страны, являются третьей по численности этнической группой в Непале. Двухъярусные магарские дома, обмазанные красной глиной, легко отличить среди жилищ прочих непальских народов. Считается, что магары, некогда переквалифицировавшись из земледельцев в воинов, весьма помогли Притви Нараян Шаху в завоевании того, что позднее стало Непалом.

Кираты (раи и лимбу) являются остатками одного из самых первых народов, когда-либо населявших территорию современного Непала, и им наиболее свойственны монголоидные черты.

Кстати, именно кираты и магары, а также гурунги, составляют основную массу легендарных непальских гвардейцев – гуркхов, снискавших всемирную славу на полях сражений под знаменами Британской империи, и продолжающих служить разным странам в качестве элитных «иностранных легионов» в наши дни. Знаменитый киратский кривой нож, называемый «кукури», по сей день является неотъемлемой частью вооружения любого непальского солдата и неким символом храбрости.

Бахуны (также называемые браминами) и чхетри (брахманы и кшатрии по принятой в русскоязычной литературе традиции) – это народы, являющиеся осколками древней кастовой системы, зародившейся многие столетия назад в Индии, и представляющие две ее верхние ступени – соответственно священнослужителей и воинов-правителей, которые в наши дни составляют около четверти населения всего Непала. Конечно, сейчас кастовость уже не имеет такого важного значения, как это было века назад (в 1963 году касты в Непале вообще были официально отменены), и современные брамины могут быть обычными земледельцами, коих сложно на вид отличить от их менее именитых и «породистых» соседей. Тем не менее, и среди членов парламента, и среди богатых бизнесменов людей из высших каст больше всего. Интересно, что и большинство маоистских лидеров принадлежит к одному из этих сословий, что еще раз доказывает тот факт, что брамины и чхетри по-прежнему пользуются особым уважением среди своих соотечественников, вне зависимости от их политических и религиозных взглядов.



Народы непальских равнин собирательно именуются «мадхеси», то есть, «равнинные люди». К ним, в частности, относятся тару и майтили. Тару (тхару) являются наиболее многочисленными из мадхеси и одним из самых загадочных народов из всех населяющих Тераи. Считается, что их предки попали в Непал из Индии, по одной из версий, будучи частью династии Раджпутов, по другой - принадлежа к клану Шакья, тому самому, выходцем из которого стал сам Сиддхартха Гаутама Будда. Тару исповедуют индуизм со значительной приместью анимизма, что делает попытки их идентификации еще более сложными.

Тару примечательны и еще по одной причине. Несмотря на многолетние исследования, ученые по сей день не могут объяснить, почему представители данного народа не восприимчивы к малярии, имея врожденный иммунитет против заболевания. Именно поэтому, кстати, тару долгие столетия являлись единственными людьми, населявшими Тераи.

Также на равнинах южного Непала можно найти наследников древнего королевства Митила, народ, носящий название майтили и примечательный своим примитивным, но весьма своеобразным и популярным за рубежом стилем живописи, напоминающим детское изобразительное творчество.

Нельзя не упомянуть и многочисленных тибетских (а теперь еще и бутанских) беженцев, нашедших в Непале свою вторую родину уже в двадцатом веке. На самом деле, их количество не столь внушительно, чтобы говорить о какой-то серьезной процентовке в составе населения, но врожденные навыки торговцев, а также своеобразная «кулинарная интервенция», вполне могут создать впечатление того, что количество тибетцев в Непале намного больше реально имеющегося.

Конечно, в век глобализации, даже Непалу не удается избежать внутренней и внешней миграции, поэтому в наши дни весьма легко встретить невара где-нибудь в Биратнагаре, на крайнем юге страны, а такали - в качестве владельца ресторана в столичном Катманду. И тот, и другой вполне могут стать как студентом, обучающимся в США, так и гастарбайтером, трудящимся в Бахрейне. Все это означает, что процессы образования этносов в стране продолжаются и по сей день.



Пусть это и звучит забавно, но многочисленных туристов, приезжающих сюда, скоро также можно будет считать составной частью народа Непала, особенно учитывая тот факт, что многие из них пытаются остаться здесь подольше и даже найти работу, а также размеры подобного процесса (около полумиллиона людей ежегодно, и эту цифру планируется довести до миллиона) в масштабах населения всей страны. Единственное, насчет чего можно быть уверенным на все сто процентов, так это в том, что новые люди и новые этносы всегда будут приняты здесь как свои, и вскоре станут частью пусть и разнообразного, но все-таки единого непальского народа, которому не привыкать к новым взглядам и новым традициям.

© Виталий Шуптар, Покхара-Саураха, 2011


1. Предисловие
2. Факты о Непале: известные и неизвестные

3. Огни большого праздника

4. Непальские кухни
5. Просто Катманду
6. Одного раза недостаточно

7. От Гималайского королевства к Гималайской республике
8. Непал и буддизм
9. Дружба народов

10. Зов джунглей
11. У истоков Гималайского королевства
12. Тунба с Виталием
13. Отель "Калифорния" по-непальски
14. Мгновения непальской весны
15. Далеко-далеко
16. Чтобы возвращаться

 

©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2016
Перепечатка материала - только с указанием источника