Avalon Historico-Geographical Society
main / roads / The Time of Jolly Missions, or Combining Business and Pleasure
 

THE TIME OF JOLLY MISSIONS,
OR COMBINING BUSINESS AND PLEASURE


HOSPITABLE TARAZ

(Taraz City)

I always believed that only hearty eastern hospitality, which cannot be compared with anything, and firm belief that you live in the most interesting place on earth will help Kazakhstan become a popular tourist direction. Unfortunately, this combination is very rare, but once I was lucky to meet people who absolutely conformed to my idea. It happened during my trip to Taraz, one of the oldest cities in Kazakhstan lying in the foothills of the Talasskiy Alatau on the Silk Road .

We went there by Spanish train Talgo, in a cozy compartment of which Dima and I celebrated with beer the first anniversary of our geographical society foundation.

Karakhan mausoleum
Karakhan mausoleum

The next morning we received a fine welcome in the regional department for enterprise and industry, more precisely in the local department for tourism development whose head Almaz turned out to be an uncommonly heart host and a good company. First of all, Almaz and his friend acquainted us with the local cuisine, having decided reasonably that one may absorb intellectual impressions only after tasting material food. Then followed the excursion of the city and the outskirts, during which we observed all most popular local sights: Karakhan and Dauytbek mausoleums, Tekturmas complex, Kali-Yunus baths and, certainly, Aisha-Bibi and Babaja-Khatun mausoleums, ranking first among the remarkable places in the Zhambyl Oblast.


Aisha-Bibi and Babaja-Khatun
Aisha-Bibi and Babaja-Khatun mausoleums

The history of Aisha-Bibi and Babaja-Khatun mausoleums is rather a legendary sphere than a historical one. Nobody knows exactly who was the girl named Aisha-Bibi and whether she existed at all. However, the legends tell of a beautiful girl Aisha, beloved by a courageous warrior Karakhan (that very Karakhan who is the legendary founder of the famous dynasty of Karakhanides, and in honor of whom the mausoleum had been erected in Taraz itself). Acting contrary to her parents will, Aisha went to her sweetheart to share sorrow and joy of his battle. But they were not destined to meet for Aisha died of a snake bite on her way. The second mausoleum, according to the legend, was built for Aishas nurse who set off for a risky journey with her dear pupil, and for the rest of her life had been looking after the girls grave after she died.

The mausoleum could not certainly remain intact up to our days. So many events had happened in the lands of South Kazakhstan for the last thousand years, not all of them peaceful. And, what had not been ruined by man was destroyed by time. Thus it came out that in the late 20th century contemporaries could observe in full measure only the western part of the building with two angle towers and small pieces of the northern and eastern walls. What we can see now was made in 2005 by efforts of restorers who recreated Aisha-Bibi mausoleum in its former magnificence.

The decoration of the mausoleum can be viewed up for eternity. Over 60 types of terra-cotta slabs different in shape and ornament were used to design the walls; they are laid in the form of various patterns, somewhere geometrical, somewhere floriated.

Scarlet roses growing around the mausoleums create a more romantic atmosphere, and there is an indisputable tradition among the local newly married couples to come here during their wedding party.

After the wide excursion, closer towards evening, in the tourism department, Almaz gave us a lot of useful information and beautiful photographs. What struck me more was the story about one of the most mysterious places in the Zhambyl Oblast the ruins of palace complex Akyrtas. No scientist can say for sure what was its destination, or who and when built it. Some people consider that there was a Buddhistic or Nestorian monastery; others believe that the palace was built by the Arabs. There are even those drawing parallel between Akyrtas and Egyptian pyramids and other famous monumental constructions of the ancient times. The comparison with the Egyptian pyramids is not occidental for stone blocks which were used in building Akyrtas, as well as the whole size of the complex, strike by their cyclopean immensity. Akyrtas has always been a legend, and even in the Middle Ages people were at a loss when thinking whether these magnificent ruins were the remains of something. Some mystery has always been peculiar to this place.

After absorbing all the mass of interesting information and mysterious impressions which told unambiguously that we were in the very old place at the moment, we had to act against our conscience, bade farewell to our friends and set off for the railway station.

If the road to Taraz and our sojourn there were marvelous, the way back to Karaganda will remain in my memory for long, but for another reason. It became like a negative of our stay there. It was then that I felt it on my own back how madly crowded is the southern direction in summer. It happens from year to year, and no one cares about this, as if the situation was convenient for everyone. As if the state (more precisely, Kazakhstantemirzholy Company) did not need money that would be paid by passengers sitting in extra cars. As if the state were longing to give this money to dirty-handed conductors who come into a fortune by their illegal business.

With great difficulty we managed to get into a carriage with numbered berths, the train to Astana, the price exceeding that of the compartment ticket. The conductors were masters of the situation, and therefore based the prices upon their perverted imagination. Despite expensiveness we were not given any berths, as all of them had been stuffed including all luggage racks and even the conductors compartment. For the first time we had to go by train standing on our feet. Of course, the world is not devoid of kind people, and we had a chance to make sure of it very soon.

I remember a young nurse from Tashkent who let us lie down on her berth. And while Dima exhausted by long standing and sitting on the edge of the berth, was sleeping she and I were sitting right on the floor and talking about everything about half a night. I remember a guy who got down from his berth and proposed that I lie down on his place, aware of my distress. My belief that the best people on earth are met while traveling once again was strengthened. Though, I would certainly like it to be strengthened in some less exhausting conditions.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16]

 
 

© 'AVALON' HGS PA, 2005-2016
Reprint of information is permitted with specifying the source only

Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / дороги / Время нескучных командировок или Совмещая полезное с приятным
 

ВРЕМЯ НЕСКУЧНЫХ КОМАНДИРОВОК
ИЛИ СОВМЕЩАЯ ПОЛЕЗНОЕ С ПРИЯТНЫМ


ГОСТЕПРИИМНЫЙ ТАРАЗ

(город Тараз)

Я всегда верил, что только ни с чем не сравнимое и душевное восточное гостеприимство вместе с твердой уверенностью в том, что живешь в самом интересном месте на Земле, помогут Казахстану стать популярным туристическим направлением. К сожалению, такое сочетание очень редко, но однажды, к счастью, я смог встретить людей, которые полностью соответствовали моей мысли. Произошло это во время поездки в Тараз, один из самых древних городов Казахстана, лежащий в предгорьях Таласского Алатау на Великом Шелковом пути.

Ехали мы туда на испанском поезде Тальго, в уютном купе которого мы с Димой отметили под пиво первую годовщину со дня основания нашего географического общества.

Мавзолей Карахана
Мавзолей Карахана

А на следующее утро нас ждал прекрасный прием в областном департаменте предпринимательства и промышленности, а точнее в местном отделе развития туризма, начальник которого по имени Алмаз, оказался на редкость радушным хозяином и интересным собеседником. В первую очередь Алмаз и его друг познакомили нас с местной кухней, резонно предположив, что поглощать интеллектуальные впечатления, можно лишь вкусив пищи материальной. А затем последовала экскурсия по городу и его окрестностям, за время которой мы посмотрели все самые популярные местные достопримечательности: мавзолеи Карахана и Дауытбека, комплекс Тектурмас, бани Кали-Юнуса и, конечно же, мавзолеи Айша-Биби и Бабаджи-хатун, несомненно, занимающие в списке примечательных мест Жамбылской области, почетное первое место.

Айша-Биби и Бабаджи-хатун
Мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-хатун

История мавзолеев Айша-биби и Бабаджи-хатун – это скорее сфера не исторического, а легендарного. Никто не знает точно, кем была (и существовала ли вообще) девушка по имени Айша-биби. Однако, народные легенды рассказывают о красавице Айше, возлюбленной отважного воина Карахана (того самого Карахана, который является легендарным основателем знаменитой династии Караханидов, и в честь которого воздвигнут мавзолей в самом Таразе). Поступив наперекор воле своих родителей, Айша поехала к возлюбленному, чтобы разделить печали и радости его походной жизни. Однако, их встрече не суждено было состояться, так как в пути Айша погибла от укуса змеи. Второй мавзолей был построен, согласно легенде, для няни Айши, которая пустилась с ней в ее рискованное путешествие, а после смерти любимой воспитанницы, весь остаток своей жизни ухаживала за ее могилой.

Конечно, мавзолей не мог сохраниться до наших дней в неизменном виде. Слишком много событий произошло на землях Южного Казахстана за последнюю тысячу лет, и не все они носили мирный характер. А что не разрушил человек, смогло разрушить время. Вот так и получилось, что современность смогла обозревать в полной мере лишь западную часть здания с двумя угловыми башнями и небольшие фрагменты северной и восточной части стен. Ну а то, что мы имеем сейчас, было сделано уже в 2005 году стараниями современных реставраторов, которые воссоздали мавзолей Айша-биби во всем его былом великолепии.

Отделку мавзолея можно рассматривать бесконечно. В оформлении стен использовано более шестидесяти видов терракотовых плиток различной формы и орнамента, которые уложены в виде разнообразнейших узоров, когда геометрических, когда растительных.

Растущие вокруг мавзолеев алые розы создают еще более романтическую атмосферу, и у местных молодоженов существует непререкаемый обычай приезжать к Мавзолею во время свадьбы.

После обширной экскурсии, уже ближе к вечеру и в самом отделе туризма, Алмаз дал нам массу полезной информации и красивейших фотографий. Больше всего меня поразили рассказы Алмаза об одном из самых загадочных мест Жамбылской области – руинах дворцового комплекса Акыртас. Никто из ученых так толком и не может сказать, в чем заключалось его предназначение, а также кто и когда его строил. Кто-то считает, что здесь располагался буддийский либо несторианский монастырь, кто-то полагает, что дворец строили арабы. Кто-то и подавно проводит параллели между Акыртасом и египетскими пирамидами и другими культовыми сооружениями древности. И сравнение с египетскими пирамидами, очевидно, не случайно, ведь каменные глыбы, использовавшиеся в строительстве Акыртаса, а также общие размеры комплекса, поражают своей циклопичностью. Акыртас всегда был легендой, и уже в средние века люди терялись в догадках по поводу того, остатками чего являются эти величественные развалины. Некая таинственность всегда была присуща этому месту.

Впитав в себя всю эту массу интереснейшей информации и таинственных впечатлений, которые недвусмысленно говорили о том, что мы находимся в весьма древних местах, мы, скрипя душой, распрощались с нашими друзьями и отправились на вокзал.

Если дорога в Тараз и пребывание в нем были просто прекрасными, то возвращение домой в Караганду также запомнится мне надолго, но по другой причине. Оно стало словно негативом нашего прибытия сюда. Именно тогда я «на собственной шкуре» убедился в том непреложном факте, что южное направление в летний период является просто по-сумасшедшему переполненным. Происходит это из года в год, и никому до этого нет дела, словно такая ситуация всех устраивает. Будто бы государству (а точнее компании «Казахстантемиржолы») деньги, которые оно могло бы получить с пассажиров, едущих в дополнительных вагонах, просто лишние. Будто бы оно просто жаждет отдать эти деньги нечистым на руку проводникам, делающим состояния на своем незаконном бизнесе.

С ужасными трудностями нам удалось залезть в плацкартный вагон поезда, следующего до Астаны, причем по цене, превышающей стоимость купейного билета. Проводники чувствовали себя хозяевами положения и называли цены, основываясь только на своей извращенной фантазии. Несмотря на дороговизну, самих мест нам предоставлено не было, так как все в этом поезде было забито под завязку, включая все третьи полки и купе самих проводников. Впервые нам предстояло ехать в поезде стоя. Конечно, мир не без добрых людей, и в этом мы имели возможность убедиться очень скоро.

Я помню девушку-медсестру из Ташкента, которая разрешила нам прилечь на ее место. И в то время, пока измученный долгим стоянием и сидением на краешке полки Дима, спал, мы с ней полночи сидели прямо на полу и болтали обо всем на свете. Я помню парня, который слез со своей полки и предложил лечь на его место, видя мое бедственное положение. В очередной раз мое убеждение в том, что самых лучших людей на свете всегда встречаешь в путешествии, подтвердилось. Хотя, конечно, хотелось бы убеждаться в этом в каких-нибудь других, менее изнурительных условиях.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16]


©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2017
Перепечатка материала - только с указанием источника