Avalon Historico-Geographical Society
main / roads / The Time of Jolly Missions, or Combining Business and Pleasure
 

THE TIME OF JOLLY MISSIONS,
OR COMBINING BUSINESS AND PLEASURE


DO NOT ARGUE WITH LONELY PLANET!

(Aktobe City)

In the spring of 2005 I met a quotation in the Internet taken by someone from a guidebook Lonely Planet Central Asia written in English, where Aktobe was said to be a boring industrial city which does not represent any interesting. We had better take this on trust, but we decided to make sure of it. Thus, in the middle of May my friend Sanya and I got to the railway station of this rather large inhabited locality.

Really, despite its rather venerable age (Aktobe was founded in 1869) the city looks too up-to-date, but in a Soviet way. Featureless frames of houses, poor vegetation, industrial plants Frankly speaking, I cannot even name without thinking an interesting sight of Aktobe, though in spite of myself the word Nurdaulet comes to my mind.

Nurdaulet
Nurdaulet

Indeed, if Aktobe residents were asked of the local sights, every single one would answer Nurdaulet. But what is it? It is an interesting combination of seemingly incompatible things: the trade center neighbors with the mosque here, supplemented by bowling and fast-food cafe. I should say that a lot of local Muslims were not very satisfied with the idea of this neighborhood. But I know that someone quick-witted contrived to draw a parallel between the present time and the Middle Ages and recalled a well-known fact that bazaars in ancient cities were built next to mosques. The people liked this idea, and the debate concerning the vicinity of the material and the spiritual has not been held ever since.

They are also proud here of their famous country-woman, Aliya Moldagulova who was born in the Khobdinskiy District of the Aktobe Oblast. In the city, besides the street and museum named after this prominent sharpshooter there is the market also called Aliya, evidently in honor of hers.

On the square in front of the Oblast Akimat rises the monument to Abulkhair Khan prancing on the horse, his back turned to the building of the akimat. Maybe, Abulkhair does not want to look at people who do not always understand that what is good for his land. Despite mediocre condition of tourism in the region, an impression is formed that no one worries about this.

Abulkhair Khan monument
Abulkhair Khan monument

The department of tourism in Aktobe akimat could be well included in some public body concerned with the matters of national security. So strong was the reluctance of the personnel to reveal the secret information on location of the tourist objects of the oblast. This was explained by their concern for the safety of such sights as the meteorite crater Zhamanshin or Abat-Baitak mausoleum. Foreign tourists (in my opinion, quite undeservedly) seemed to the state officials to be like vandals who come to that very Zhamanshin with the only purpose to take as many rare tektites away from there. More persevering and inventive than their Kazakhstani counterparts, tourist agencies from Russia that guide the tourists seemed greedy and unprincipled merchants who are not interested in anything except money. But is there anything else that can interest business men? And, on the whole, what is Kazakhstan going to develop tourism for? What harm can foreign tourists do, who unlike the overwhelming majority of our people, are disciplined and polite and will not only obey not to collect zhamanshinites (if it is told to them or, which is better, written) but also will not drop a bottle from mineral water or ice-cream cover on the ground?

In general, I drew the conclusion from my visit to Aktobe: if people are longing to spoil a good cause (in our case it is entry tourism which has just begun to develop), no natural or historical sights will prevent them from this. But I desire that it will not last for long.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16]

 
 

© 'AVALON' HGS PA, 2005-2016
Reprint of information is permitted with specifying the source only

Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / дороги / Время нескучных командировок или Совмещая полезное с приятным
 

ВРЕМЯ НЕСКУЧНЫХ КОМАНДИРОВОК
ИЛИ СОВМЕЩАЯ ПОЛЕЗНОЕ С ПРИЯТНЫМ


НЕ СПОРЬ С LONELY PLANET!

(город Актобе)

Весной 2005 года я наткнулся в Интернете на цитату, взятую кем-то из англоязычного путеводителя Lonely Planet Central Asia, где говорилось, что «Актобе – это скучный промышленный город, не представляющий собой ничего интересного». Нет бы просто поверить, решили проверить… Вот так мы с моим другом Саней и оказались где-то в середине мая на железнодорожном вокзале этого, весьма крупного, населенного пункта.

Город и в самом деле, несмотря на довольно почтенный возраст (Актобе был основан в 1869 году), выглядит слишком современным, причем современным как-то по-советски. Безликие коробки домов, бедная растительность, промышленные предприятия… Честно говоря, даже не могу вот так вот навскидку назвать какую-нибудь интересную актюбинскую достопримечательность, хотя в голову, помимо моей воли, лезет слово «Нурдаулет».

Нурдаулет
Нурдаулет

И в самом деле, если спросить жителей Актобе о местных достопримечательностях, то все они, как один, скажут: «Нурдаулет». Что же это такое? Это интересное сочетание, казалось бы, несочитаемых вещей: здесь торговый центр соседствует с мечетью, а дополнением к ним являются боулинг и кафе быстрого питания. Надо сказать, что многие местные мусульмане были не особо довольны идеей такого вот соседства. Но знаю, что кто-то сообразительный придумал провести интересную параллель между современностью и средневековьем, вспомнив о таком общеизвестном факте, как то, что в древних городах базары обычно соседствовали с мечетями. Народу такая идея понравилась, и споров по поводу соседства материального с духовным в Актобе больше не ведется.

Еще здесь гордятся знаменитой землячкой – Алией Молдагуловой, которая родилась в Хобдинском районе Актюбинской области. В самом городе помимо улицы и музея имени этой знаменитой снайперши, имеется даже рынок «Алия», названный также, очевидно, в ее честь.

А на площади перед областным акиматом возвышается памятник хану Абулхаиру, который гарцует на лошади, повернувшись спиной к зданию акимата. Не хочет, наверное, Абулхаир смотреть на людей, которые не всегда понимают, что же есть добро для его земли. Ведь несмотря на посредственное состояние туризма в регионе, создается впечатление, что никого это особо не беспокоит.

Памятник хану Абулхаиру
Памятник хану Абулхаиру

Отдел туризма Актюбинского акимата вполне мог бы входить в структуру какого-нибудь государственного органа, занимающегося вопросами государственной безопасности. Настолько сильным было существующее нежелание служащих раскрывать «секретную информацию» о местонахождении туристских объектов области. Данный момент объяснялся заботой о сохранности таких достопримечательностей как метеоритный кратер Жаманшин или мавзолей Абат-Байтак. Иностранные туристы (совершенно незаслуженно, по моему мнению) представлялись чиновникам эдакими вандалами, которые приедут, например, на этот самый Жаманшин с единственным желанием вывезти оттуда как можно больше редких тектитов. Более упорные и изобретательные, чем их казахстанские коллеги, турфирмы из России, возящие туристов, представлялись жадными и беспринципными коммерсантами, которых кроме денег, больше ничего не интересует. Но что еще может интересовать бизнесменов? Да и вообще, ради чего же по большому счету, Казахстан собирается развивать туризм? И какой вред могут принести иностранные туристы, которые, не в пример подавляющей массе нашего народа, являются дисциплинированными и культурными людьми, которые не то, что жаманшиниты собирать не будут (если им, конечно, об этом сказать, а еще лучше – написать), да они бутылку от минералки или обертку от мороженного на землю бросать не будут.

В общем, из посещения Актобе я сделал один большой вывод: если люди на самом деле всей душой захотят угробить хорошее дело (в нашем случае - въездной туризм, который только-только начал развиваться), то им никакие природные и исторические достопримечательности «не помешают». Но только вот очень хочется верить, что так будет не всегда.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16]


©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2017
Перепечатка материала - только с указанием источника