Историко-географическое общество "АВАЛОН"

ИЛИ СОВМЕЩАЯ ПОЛЕЗНОЕ С ПРИЯТНЫМ

МОРОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ

(Баянаульские горы)

Каждый год в декабре-месяце большинство казахстанцев, также как и вообще жителей всего земного шара начинает думать о том, где и как встретить очередной новый год - событие хоть и обычное, но все-таки в чем-то слегка волшебное. Проведенный в постоянных странствиях 2005-ый год хотелось проводить так, чтобы «не было мучительно больно» за бесцельно потраченное первое января, и это у нас получилось.

Баянаульская сосна
Одинокая сосна

Наш выбор пал на Баянаульские горы, находящиеся в 350 километрах от Караганды и представляющие собой пока еще не сильно испорченное массовым туризмом место, в отличие, например, от того же Каркаралинска или Борового. Туда мы вдвоем с Саней и отправились на разведку в праздничные дни середины декабря. Трезво поразмыслив, мы решили посетить в первую очередь дом отдыха, расположенный неподалеку от озера Сабындыколь, а уже потом исследовать берега Жасыбая. Как показало будущее, мы поступили правильно, ведь позднее выяснилось, что на зиму все дома отдыха на озере Жасыбай закрываются. Бросив вещи в номере, мы отправились бродить по окрестностям в поисках подходящего места для празднования, а уже на следующий день, с уверенностью насчет того, где будет отмечаться наступление 2006-го года, вернулись домой в Караганду.

Фотосессия
Фотосессия в Баянаульских горах

Через две недели компания из десяти человек, несмотря на все прогнозы синоптиков, обещавших сильные бураны и быстрое понижение температуры, высаживалась из автобуса, остановившегося за пятнадцать километров до Баянаула, напротив дорожного указателя «Факел».

Ближе к ночи, после праздничного ужина в столовой дома отдыха, наша компания, вместо того, чтобы идти на намечавшуюся новогоднюю дискотеку, выдвинулась в близлежащие горы. И уже минут через сорок мы разворачивали наш праздничный стол в небольшой расщелине почти у самой вершины горы. Свечи, фейерверки, подарки, мандарины, шампанское… Этот Новый год был в чем-то совершенно типичным, с одним только большим отличием: все это происходило в сосновом лесу при 25-градусном морозе. Хвойные деревья были настоящими, и в чем-то это могло напоминать возвращение в прошлое, далекое прошлое, когда какие-нибудь германские племена не тащили елку в дом, а устраивали праздничные обряды прямо в лесу возле живого дерева.

Первое января 2006 года началось просто нереально рано - примерно в десять утра. Такого раньше я что-то не припоминаю, да и думаю, что немногие могут сколько-нибудь разнообразно поведать о том, что они делали в первый день года до пяти-шести вечера.

Мы же (а точнее, трое из нас, кого ночная вылазка в горы, не выбила из колеи, а крепчавший мороз не пугал), взяв с собой собаку по имени Норда, отправились в северном направлении от дома отдыха. Где-то в этих местах более 300 лет назад держался не на жизнь, а на смерть смелый воин Жасыбай, понимавший отчаянность своего положения и хотевший как можно дороже отдать свою жизнь, уничтожив стрелами столько врагов-джунгар, сколько ему позволит судьба.

перевал Жасыбай
На перевале Жасыбай

Наш небольшой поход оставил после себя только приятные впечатления. Чего стоил хотя бы обед на морозе, когда пиво, перемерзавшее в горлышках бутылок, приходилось греть над костром, в огне которого приятно шкворчали аппетитные сардельки. А вид с заснеженного перевала Жасыбай на покрытое льдом озеро и солнце, пробивающееся сквозь стройные ряды сосен, с лихвой компенсировали некоторые неудобства, вызываемые неуклонно продолжающимся понижением температуры.

В дом отдыха мы вернулись, когда уже начинало темнеть. Весь вечер Норда пролежала посреди комнаты как убитая, даже не утруждая себя процессом поглощения еды.

Дорога домой всегда быстрее дороги из дома. Это, почти неоспоримое, правило было разбито нами в пух и прах, правда, не по своей воле, а благодаря природным «катаклизмам». Выйдя из дома отдыха в районе полудня, мы планировали дойти до трассы Павлодар-Караганда и попасть на автобус, идущий до родного города. Однако, когда мы, дойдя до трассы, прошагали по ней около получаса в сторону Баянаула, наша уверенность в том, что автобус все-таки будет, начала потихоньку уменьшаться.

Мороз все крепчал, а автобуса по-прежнему не было. Интересным было то, что по дороге практически вообще никто не проезжал – ни в ту, ни в другую сторону. Но главное – это огонь в душе, и если он горит, то мороз снаружи ни за что не сможет тебя остановить. Наверное, у нас этого огня было более, чем достаточно. Я до сих пор изумляюсь, как после этого четырехчасового похода при 35-градусном морозе, никто не заболел. Мало того, у всех остались самые приятные воспоминания об этом маршруте. И уже через неделю, многие спрашивали меня о том, когда мы снова куда-нибудь поедем.

По дороге в Баянаул
По дороге до Баянаула

В конце концов, мы все-таки дошли до Баянаула. Автостанция была наглухо закрыта, а в придорожном кафе, где мы расположились для того, чтобы погреться и поесть, нам сказали, что автобус Павлодар-Караганда, на котором мы хотели ехать, замерз где-то в пути. Такая же судьба постигла карагандинский автобус, ехавший в обратном направлении, а также массу другого автомобильного транспорта на трассе.

Дорогу до дома мы провели в найденном микроавтобусе, хозяин которого, несмотря на непогоду, согласился отвезти нас домой за довольно приличные деньги. Кто-то сидел на сиденьях, а кто-то (в том числе, я) лежал на рюкзаках в задней части салона. Компанию лежащим составила Норда, об которую было очень приятно греть ноги. Доехали до Караганды мы почти без приключений, если не считать небольшой поломки в пути, когда жители придорожного поселка помогали ремонтировать машину и угощали нас баурсаками.

Самой популярной песней того дня, которую с того времени мы называем гимном «Авалона», стала песенка Бременских музыкантов, которую мы не единожды спели за время долгого пути. И на самом деле, «ничего не свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету».