Avalon Historico-Geographical Society
main / roads / The Time of Jolly Missions, or Combining Business and Pleasure
 

THE TIME OF JOLLY MISSIONS,
OR COMBINING BUSINESS AND PLEASURE


STATION DARIJA

(Bugyly mountains)

For several years I have been inclined to consider mountains Burkytty and Bugyly separated by a small valley to be one of the most picturesque and at the same time virginal places all over Central Kazakhstan. The tourists are rare there in recent years, usually they come in late autumn, when survival race is held in the local mountains. Ordinary holiday-makers who love to leave piles of rubbish after them do not usually reach this place because there is no normal automobile road, and such people will not make up their mind to go there by an electric train. Though, some of those people obviously get there which is significantly proved by rare beer cans and plastic bottles.

View from the Burkytty mountains
View from the Burkytty mountains

The trip to Darija (this is how a railway station serving as a gate to this small mountain oasis is called) during the holidays in May almost became a tradition of ours, a kind of opening a new tourist season. This tradition was initiated several years ago when Sanya and I got to this picturesque place for the first time. Then we spent all day in Darija, having organized a dinner with a view of The Black Mountain (now I understand that this was mountain Burkytty). Then, as the back train was not going to arrive, we were loitering for some time at the station the name of which had been painted so long ago that it was written in Latin letters. We got to Karaganda first by a shunting diesel locomotive, and then by an electric train. I should say that this situation with the deserted station and the trip in the cabin of the locomotive reminded of the surrealism of the twenties thirties of the last century. Then we did not know of the surprises these mountains kept, we just realized that we should certainly return there.

Over Baikara
Baikara forced crossing

Now not only the two of us but a big company were returning to these places by bikes. The weather did not evidently please us, but we stuck to the rule that the match should take place in any weather and obstinately got into the electric train. We got out at the Baikara station and did not even ride a kilometer before facing the first obstacle the necessity to wade rather a cold river. I should note that the day before I was lying at home with the temperature close to 39 degrees centigrade and trying to recover as soon as possible because I did not want to foil the trip I organized myself and instigated so many people to have to. But at that moment I did not hesitate to take off my boots and roll up my trousers and lead my bike across the river. I did not feel any negative consequences in my health neither on that day nor later, thus proving again that the root of any disease can be found only in ones head. And if you really want to recover and undertake every attempt for that, the illness will not stick to you. And communication with nature will always promote the quickest recovery.

After crossing the river our group spread in a long chain and began moving slowly in the drizzle and under overhanging clouds.

Our chances to reach the mountains as quickly as possible were literally melting before our eyes due to the constantly breaking bike in our group. And when the breakage showed its fatal nature, and the bike became almost unrideable we resolved to leave our plans to penetrate into the inner valley and began looking for a place to have a night at northwards of the main range Burkytty.

Usual lizard
Aboriginal of mountain oasis

At last the place was found, the tents pitched, the water heated up and people fed. It was the time to enjoy the surrounding landscape on a full stomach. Someone went for a stroll in the neighboring mountains, another ones were having a rest in the camp.

Still we wanted to get to the valley. That is why closer to the evening Sanya and I took our bicycles and rode southeastwards. Though we realized soon that the relief of the locality did not dispose to riding in the saddle, and the most part of the time we were leading our bicycles next to us, pushing them on the next hill or holding on descents. Finally we got to the place where the power transmission line crossed the Burkytty range. There, on a small hill was a pile of stones. I know that such piles are called obo in Mongolia and are also spread in other corners on earth such as Tibet or Himalayas . They are formed on the mountain tops where the people have for a long time brought the stones as a tribute to the gods. I do not know the designation of that obo but I want to believe that it has not appeared without purpose.

Conqueror of summits
Norda

From the mountain we climbed at we could observe a wide valley stretching far southwestwards. The sun meanwhile was hiding behind the mountains. Despite this picture hypnotized a bit and did not let move, demanding attentive attitude to its importance and an increased number of pictures, we had to go back to the camp as quickly as possible.

Judging by the map, there had to be a road somewhere in the middle of the valley. Hoping to find it we descended along the other slope. In fifteen minutes we really found a very good road and rode along it quick as the wind. However, fascinated by quick bicycling, we realized soon that we did not clearly understand where our camp was situated. Before the departure we did not take the trouble to fix its coordinates in the satellite navigator, and had to move by guess-work rather than consciously. The darkness was descending over mountains and the steppe, and the temperature was becoming less comfortable. It would be just a rare fortune to see the camp fire in the relief around us, and we were not lucky to find it. Lots of small hills separated us from our friends and even climbing one of them we could not see any light or fire.

We were not happy with the idea to have a night in the open air without a tent and sleeping-bags, without firewood and food. Besides, we were worried by the true and repeatedly confirmed information about wolves and wild boars wandering there. Norda did not absolutely react to the command Home! and ran only in places lit up by our lamps. The most amazing is that not her scent but human (Sanyas) sense of smell saved us, for it was his nose that felt the smell of fire. Thus, we faced our camp, where the guys were already worrying about our return.

During the night the outer tent was nearly torn off several times the weather was raging seriously. The morning, however, met us with the sun and almost clear sky and let take photos for a while. Though already in two hours there was not a hint of that idyll, and the clouds that gathered began producing a slight rain. Having packed our stuff we moved back so as to get home to Karaganda by the evening.

A road between mountains
To the north of the Burkytty mountains

But the attraction of this place was so strong that in a couple of weeks we were stamping our boots on the Burkytty mountains again. This time we did not have bicycles and could be called three men with backpacks to say nothing of the dog. Now we planned to get to the inner valley and to encamp there. It was late May, and weather was much warmer, though the rain gave us a small trouble. Green sappy grass and feather-grass swaying in the fresh cool wind delighted out eyes and pushed us towards the mountains.

This time we decided to bend round the Burkytty mountains from the south because when we approached and studied them we realized it would not be quite safe to climb those slippery stones. Having bent the mountains round we reached the valley, where we set up a camp closer to the evening.

Basalt fingers
Agains the background of basalt fingers

We spent the evening cooking, sipping admiral tea and talking heart-to-heart for such talks always spring where several people turn out to be sitting next to the charming fire

The next day we decided to get back immediately across the range. First, we did not want to bend the mountains round once again. Second, we just had to get to the Burkytty mountain towering in the locality. The road along the steep slope led us first to small caves, and then to mysterious-looking stone figures created by nature. Huge hexagonal basalt fingers looked a bit unreal for you can seldom meet such ideal shapes in nature.

In half an hour we were almost atop, some ten meters before the top, and we made a little halt there. All the four sides opened the gorgeous view from above. We saw lakes southwards, the range Bugyly and its small offshoots, we saw the Darija village and roads running around the mountains.

Grotto
View for a small grotto

Descending from the mountain we unexpectedly got down a narrow gorge that would be extremely difficult to get to from below (it would be difficult not only to ascend but also to go down because there were a lot of steep slippery slopes and impassable bushes). However, the pleasure of enjoying virginal nature repaid everything with interest. Small waterfalls with drops sparkling in the sun, streams flowing from above, many-colored swamps, sappy verdure

I was rather quickly going down the slippery stones when on a dangerous bench Norda made an attempt to leave me behind. The following moment everyone noticed, like in a slow playback, how dogs clutches slid apart on the slippery stones, then a few desperate movements to remain on her legs, and final falling down somewhere.

Gorge of the Flying Dog
Gorge of the Flying Dog

We tried to get down to Norda as quickly as possible and when we finally faced her we saw the following picture: having fallen down from a height of about six meters the confused dog was lying on a small piece of soft ground surrounded by granite stones. Sure, the landing was extremely successful. Norda could not get over it for a long time and the rest of the way was going on lead and did not make any attempt to run away.

The dog indeed got off lightly from this, just hurt her clutches a bit and got scratched. But then, in a year we called this place following the best Indian traditions, the Gorge of the Flying Dog.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16]




© 'AVALON' HGS PA, 2005-2017
Reprint of information is permitted with specifying the source only

Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / дороги / Время нескучных командировок или Совмещая полезное с приятным
 

ВРЕМЯ НЕСКУЧНЫХ КОМАНДИРОВОК
ИЛИ СОВМЕЩАЯ ПОЛЕЗНОЕ С ПРИЯТНЫМ


СТАНЦИЯ DARIJA

(горы Бугылы)

Горы Буркытты и Бугылы, отделенные друг от друга небольшой долиной, уже несколько лет я склонен считать одним из самых живописных и в то же время нетронутых мест во всем Центральном Казахстане. Последние годы туристы бывают здесь редко – обычно поздней осенью, когда в местных горах проводятся гонки на выживание. А обычные отдыхающие, которые любят оставлять после себя горы мусора, досюда обычно просто не добираются – нормальная автомобильная дорога отсутствует, а ехать на электричке такой народ вряд ли решится. Хотя, конечно, кое-кто из подобного люда сюда попадает, о чем красноречиво свидетельствуют встречающиеся изредка банки из-под пива и пластиковые бутылки.

Вид с гор Буркытты
Вид с гор Буркытты

Поездка на майские праздники в Дарью (так называется железнодорожная станция, являющаяся воротами в этот небольшой горный оазис) стала для нас уже почти традицией, неким открытием нового туристического сезона. Начало этой традиции было положено несколько лет назад, когда мы с Саней впервые попали в этот живописный уголок. Тогда мы провели в Дарье целый день, устроив трапезу с видом на «Черную гору» (теперь, я понимаю, что это была гора Буркытты), а потом, из-за отсутствия обратного поезда, пооколачивавшись какое-то время на станции, название которой было написано настолько давно, что писалось еще латинскими буквами, добирались до Караганды вначале на маневровом тепловозе, а потом на электричке. Надо сказать, что вся эта ситуация с безлюдной станцией и поездкой в кабине тепловоза, попахивала сюрреализмом в виде возвращения в 20-30 годы прошлого века. Тогда, еще не зная, сколько сюрпризов таят в себе эти горы, мы просто поняли, что обязательно сюда вернемся.

Через Байкару
Форсирование Байкары

Теперь мы возвращались в эти места уже не вдвоем, а большой компанией и на велосипедах. Погода нас явно не баловала, но, следуя самому главному правилу, гласящему, что матч состоится в любую погоду, мы упрямо сели в электричку. Выйдя на станции Байкара, мы не успели проехать и километра, как столкнулись с первой преградой – необходимостью переходить вброд довольно холодную речку. Здесь надо отметить, что еще около суток назад я лежал дома с температурой, близкой к 39 градусам, всеми способами пытаясь побыстрее вылечиться, потому что очень не хотелось срывать поездку, которую я сам затеял и на которую подбил столько народу. Но в этот момент я, ни минуты не раздумывая, снял ботинки и, закатав штаны повыше, повел свой велосипед через речку. Никаких плохих последствий в своем самочувствии ни в этот день, ни позднее, я так и не обнаружил, в очередной раз убедившись в том, что корень всякой болезни сидит исключительно в голове. И если ты на самом деле всею душой пожелал выздороветь и предпринял все меры для этого, болезнь не сможет усидеться в тебе. Ну а общение с природой всегда будет только помогать быстрейшему выздоровлению.

Перебравшись через речку, наша группа растянулась длинной цепочкой, и медленно, но упрямо начала движение под накрапывающим дождиком и нависающими тучами.

Наши шансы на то, чтобы побыстрее добраться до гор, таяли буквально на глазах в связи с одним постоянно ломающимся велосипедом в нашей группе. И когда поломка стала приобретать все более фатальный характер, практически не позволяя управлять велосипедом, мы решили оставить свои планы о проникновении во внутреннюю долину и стали искать место для ночевки к северу от основного хребта Буркытты.

Очередная ящерица
Абориген горного оазиса

Наконец место было найдено, палатки разбиты, вода подогрета, а люди накормлены. Наступило время наслаждаться окружающим пейзажем на сытый желудок. Кто-то пошел гулять по окрестным горкам, кто-то отдыхал в лагере.

Но попасть в долину все-таки хотелось. Поэтому ближе к вечеру мы вдвоем с Саней сели на велосипеды и двинули в юго-восточном направлении. Правда, совсем скоро мы поняли, что рельеф местности совершенно не располагает к движению в седле, и большую часть времени мы просто вели велосипеды рядом, затаскивая их на очередную горку или придерживая на спуске. Наконец, мы добрались до того места, где линия электропередач пересекала хребет Буркытты. Там, на небольшом пригорке возвышалась наваленная куча камней. Мне известно, что такие кучи, носящие в Монголии название «обо» и распространенные во многих других уголках земли вроде Тибета или Гималаев, образуются на вершинах гор, куда взбирающийся народ в качестве дани богам, издревле приносит камни. Не знаю, каким было предназначение данного конкретного «обо», но хочется верить, что образовалось оно тоже не спроста.

Покорительница вершин
Норда

С горки, на которую мы забрались, можно было обозревать обширную долину, уходящую далеко на юго-запад. А тем временем солнце уже начало потихоньку опускаться за горы. И несмотря на то, что картина эта слегка гипнотизировала и не давала двигаться, требуя внимательного отношения к себе и повышенного количества фотоснимков, нам нужно было как можно быстрее возвращаться в лагерь.

Судя по карте, по середине долины должна была проходить дорога, и мы, надеясь на это, спустились вниз по другому склону. Через минут пятнадцать мы на самом деле нашли довольно хорошую дорогу, по которой поехали уже с ветерком. Однако, увлекшись быстрой ездой, мы очень скоро поняли, что не совсем ясно представляем себе, где находится наш лагерь. Перед отъездом мы не позаботились занести в спутниковый навигатор его координаты, и теперь нам приходилось двигаться скорее наугад, чем осознанно. Темнота быстро спускалась на горы и степь, а температура воздуха становилась все менее комфортной. Увидеть костер в лагере при существующем рельефе было бы просто редкой удачей, но в этом нам так и не повезло: множество маленьких сопок отделяло нас от наших друзей, и даже забираясь на какую- либо из них, увидеть хоть какой-нибудь свет у нас так и не получилось.

Совершенно не радовала мысль о ночевке на открытом воздухе без палатки и спальных мешков, без дров для костра и без еды. К тому же, не давала покоя вполне достоверная и неоднократно подтвержденная информация о наличии в этих местах волков и кабанов. Норда совершенно не реагировала на команд у «домой» и бегала только там, куда светили наши фонари. И что удивительно, спасло нас не ее чутье, а человеческое ( а именно, Санино) обоняние, потому что именно его нос учуял запах костра. Вот так, в конце концов, мы и вышли на наш лагерь, народ в котором уже начал сомневаться по поводу нашего возвращения.

За ночь у палатки несколько раз почти срывало тент – непогода бушевала по-серьезному. Однако, утро встретило нас солнцем и почти чистым небом, позволив немного пофотографировать. Правда, уже через пару часов от былой идиллии не осталось и следа, и из набежавших туч начал капать дождик. Собрав вещи, мы двинулись в обратный путь, чтобы уже вечером попасть домой, в Караганду.

Дорога между гор
К северу от гор Буркытты

Однако, притяжение места оказалось настолько сильным, что через пару недель мы вновь топтали ботинками горы Буркытты. На этот раз без велосипедов и в формате «трое с рюкзаками, не считая собаки». Теперь мы планировали обязательно попасть во внутреннюю долину и поставить лагерь там. На улице стоял конец мая, и было намного теплее, хотя дождь по-прежнему беспокоил нас. Сочная зеленая трава, колышущийся свежим прохладным ветром ковыль приятно радовали глаз и толкали вперед, навстречу горам.

В этот раз мы решили обогнуть горы Буркытты с юга, так как подойдя к ним поближе и понаблюдав, мы поняли, что взбираться по скользким камням будет не совсем безопасно. Обойдя горы, мы попали в долину, где, уже ближе к вечеру, разбили лагерь.

Базальтовые пальцы
На фоне базальтовых "пальцев"

Вечер прошел в приготовлениях еды, неторопливом распитии «адмиральского» чая и задушевных разговорах, которые непременно имеют место, когда несколько человек оказываются сидящими возле завораживающего пламени костра…

Возвращаться на следующий день обратно мы решили прямо через хребет. Во-первых, не хотелось снова обходить горы вокруг, а во-вторых, мы были просто обязаны попасть на гору Буркытты, возвышающуюся над всей окружающей местностью. Дорога по довольно крутому склону вначале привела нас к небольшим пещерам, а затем к причудливым каменным изваяниям, созданным природой. Огромные шестигранные «пальцы» из базальта смотрелись немного нереально: слишком редко можно встретить в природе настолько идеальные формы.

А еще через полчаса мы были почти на самом верху, метрах в десяти от вершины, где мы и устроили небольшой привал. Сверху на все четыре стороны открывался просто потрясающий вид. Мы видели озера, находящиеся южнее, хребет Бугылы и его маленькие ответвления, мы видели поселок Дарья и проходящие вокруг гор дороги.

Грот
Вид из небольшого грота

Спускаясь с горы, мы неожиданно попали в узкое ущелье, забраться в которое снизу было бы очень проблематично (здесь не то, что подниматься, здесь и спускаться было довольно-таки сложно – крутые скользкие уступы и порой непроходимые кустарники). Однако, удовольствие от созерцания нетронутой природы, с лихвой компенсировало все. Небольшие водопадики с каплями, играющими на солнце, струящиеся сверху ручейки, разноцветные болотца, сочная зелень…

Я довольно быстро спускался по скользким камням вниз, когда на одном не очень безопасном уступе, Норда сделала попытку обогнать меня. В следующий момент, словно в замедленной съемке, все успели заметить, как сначала собачьи лапы разъехались на скользких камнях, потом несколько отчаянных движений с целью удержаться, и, наконец, падение куда-то вниз.

Ущелье Летящего Пса
Ущелье Летящего Пса

Мы постарались как можно быстрее спуститься к Норде, и когда мы, наконец, добрались до нее, то увидели следующую картину: упав с высоты около шести метров, собака растерянно лежала на маленьком кусочке мягкой земли, по всем сторонам которого располагались гранитные камни. Что и говорить, приземление было на редкость удачным. Норда еще долго не могла прийти в себя и всю дальнейшую дорогу послушно шла на поводке, не делая ни малейшей попытки куда-то убежать.

Собака действительно отделалась легким испугом – всего лишь немного отбила лапы и поцарапалась. Зато, по прошествии года, то место было прозвано нами, в лучших индейских традициях, Ущельем Летящего Пса.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16]


©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2016
Перепечатка материала - только с указанием источника