Avalon Historico-Geographical Society
main / roads / The Time of Jolly Missions, or Combining Business and Pleasure
 

THE TIME OF JOLLY MISSIONS,
OR COMBINING BUSINESS AND PLEASURE


VOLNITSA OF URALSK

(Uralsk City)

Disobedience and craving for rebellions and revolutions seem to flutter above these lands. Mutinies were stirred up by Razin, Pugachev, Datov, Makhambet and Isatai, and this list can be enlarged further. I cannot help recalling the most well-known revolutionary, the hero of numerous anecdotes, Red Army man comrade Chapayev the monument to whom is established on the Privokzalnaya Square of the city.

Streets of anachronism
Crossing of Furmanov and Red Army streets

On this very square Furmanov Street begins, from which one may turn to Krasnoarmeiskaya (Red Army) Street; then, walking along it up to the intersection with Oktyabrskaya, come along the latter to Frunze Street, and finish the excursion in Komsomolskaya Street. Perhaps, no other city in Kazakhstan has such a great number of street names now which may cause nostalgia of some people for 20 kopecks bread and trade-union vouchers to Yalta, or painful recollections of others about the omnivorous censorship and hated subbotniks. Uralsk communists keep a float better than their fellows in contemporary Kazakhstan, and it is obviously due to their efforts that the names of the streets still spread anachronism. Only iron Feliks (Dzerzhinskiy Avenue is now Eurasia Avenue) and grandfather Lenin (Druzhba-Dostyk Avenue at present) have not been safeguarded.

There are two main churches for the citizen of Uralsk Zolotaya (Golden) and Staraya (Old). The former, the temple of Christ the Savior, has long ago become almost official symbol of the city, and its image is usually placed on most of materials connected with Uralsk . It was founded as far back as in 1891, with the participation of then crown prince, and later the Russian Emperor Nicolas II, when 300th anniversary of Uralsk Cossack Armys serving to Russia was celebrated.

Golden Church
Golden Church

It should be noted that almost everything is connected with the Cossacks and the Cossack Army in Uralsk . Until the Soviet power was established they were real proprietors of the city. To the present day Atamans house and Uralsk Armys office building rank among the sights of the city, and in the local lore museum the Cossack theme is as widely exposed as no other one.

The southern edge of Uralsk which is actually its historical center is called Kurens. Kuren is a Cossack log house, and this peculiar district is built up by such constructions. Actually Kurens are well-known for two things: Pugachev museum and the old church Mikhailo-Arkhangelskiy Cathedral. Due to its plain appearance, the old church is probably less famous than the glorious Golden Church, though its fate is much more interesting. The cathedral was built already in 1751, that is why its walls witnessed the Peasants War headed by Yemelyan Pugachev. In the Old Cathedral there is a crypt-grave of the priest whom Pugachev put to death for his refusal to marry him and Ustinya Kuznetsova. In Uralsk you will most likely be told that Pugachev threw the priest down off the bell tower of the Old Cathedral, but this is not quite true. In fact, the priest who refused to marry already married Pugachev perished after being thrown down off the bell tower of another church which has not been preserved up to our days. During the events described a thousand soldiers devoted to the Empress was sitting in the Old Cathedral in the state of siege. Despite starvation the soldiers stood their ground protected by the thick walls of the Cathedral for over 3 months, and Pugachev had to raise the siege. There is also an interesting but little-known fact that during the siege the commandant of the garrison Andrey Krylov was sitting within the precincts of the cathedral with his little son Vanya who later became the most famous Russian fabulist Ivan Krylov.

Old church
Mikhailo-Arkhangelskiy Cathedral

Lovers of history of the civil war can also have an excursion of the city: the houses in Uralsk abound in tables like here in 1920 revolutionary military council was located and in this house stayed Comrade Furmanov. The history of Vasiliy Chapayevs death attracts the greatest interest because the existing version of his death from White Guard bullet in the Ural river has been lately often called in question. There are opinions that the commander who had been by that time unfavorable for the Soviet Power, was not drowned in the Ural river but died a violent death in Uralsk and was buried not far from the Zolotaya Church (approximately in the place of what is now stadium Yunost).

Chapayev
Chapayev monument

This peculiar virtual excursion of the city may be finished in the Teatralnaya street, local pedestrian area also known as Arbat . It is here that one can on the largest scale observe one more point of interest in Uralsk the girls. I am not the first and not the last to be delighted with how attractive are the women in the city. Not far from Arbat there is a cafe called Dragon that became a kind of phantom for Sanya and me. We got there once after midnight accompanied by two female points of interest of Uralsk and later, when sober-minded, in vain did we try to find it for several days (true, finally we did not dishonor the title of the members of the geographical society and found it).

In order not to be blamed for lop-sidedness and suppression of the facts I will tell that in Uralsk certainly exists a more modern part of the city, built up by not-attractive and alike many-storied constructions. But after I got there once I decided not to do that in future, so as not to spoil good impressions by mediocre ones.

I will not concentrate on our trip to the town of Aksai. Of course, I doubt that a foreign tourist, if he is of sound mind, will go there. But there are different situations and everything should be described. Therefore one day we decided to visit this rather big but absolutely industrial town, the location of which is, as they say, entirely worst. It was here that it occurred to me that our Central Kazakhstan steppe landscape is quite a bright picture (because it is alternated either by hills or by small rivers). What we saw here was only panel houses burnt by the heat and flat steppe which was more like desert. We spent a vain day in Aksai, and in the evening we again enjoyed green Uralsk streets and delights of local architecture.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16]




© 'AVALON' HGS PA, 2005-2017
Reprint of information is permitted with specifying the source only

Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / дороги / Время нескучных командировок или Совмещая полезное с приятным
 

ВРЕМЯ НЕСКУЧНЫХ КОМАНДИРОВОК
ИЛИ СОВМЕЩАЯ ПОЛЕЗНОЕ С ПРИЯТНЫМ


УРАЛЬСКАЯ ВОЛЬНИЦА

(город Уральск)

Ну просто веет от этой земли какой-то непокорностью и тягой к восстаниям и революциям. Кто тут только не устраивал мятеж – и Разин, и Пугачев, и Датов, и Махамбет с Исатаем, сей список можно продолжать и продолжать. Нельзя не вспомнить и самого знаменитого революционера - героя многочисленных анекдотов красноармейца товарища Чапаева, памятник которому установлен на Привокзальной площади города.

Улицы анахронизма
Перекресток Фурманова и Красноармейской

С этой самой площади начинается улица Фурманова, с которой можно свернуть на улицу Красноармейскую, а потом пройдя до ее пересечения с Октябрьской, дойти по последней до улицы Фрунзе, и завершить экскурсию на улице Комсомольской. Наверное, ни один другой город Казахстана не обладает в настоящее время таким большим количеством улиц, названия которых могут вызвать у одних ностальгию по хлебу за 20 копеек и профсоюзным путевкам в Ялту, а у других неприятные воспоминания о всепоглощающей цензуре и ненавистных субботниках. Уральские коммунисты, лучше, чем кто-либо из их собратьев в современном Казахстане, держатся на плаву, и, очевидно, это их стараниями от названий улиц все еще веет анахронизмом. Только железного Феликса (проспект Дзержинского ныне является проспектом Евразия) и дедушку Ленина (сейчас проспект Дружба-Достык) не уберегли.

Для жителя Уральска существует две главные церкви – Золотая и Старая. Первая из них, храм Христа Спасителя, давно уже стала почти официальным символом города, и ее изображение принято размещать на большинстве материалов, с ним связанных. Заложена она была при участии тогда еще цесаревича, а позднее российского императора Николая- II, в далеком 1891 году, когда праздновалось 300-летие служения Уральского казачьего войска Отечеству.

Золотая церковь
Золотая церковь

Надо отметить, что с казаками и казачьим войском в Уральске связано почти решительно все. Вплоть до самой советской власти именно они были реальными хозяевами городами. И по сей день, городскими достопримечательностями являются Дом наказного атамана и здание Уральской войсковой канцелярии, а в городском краеведческом музее тема казачества раскрыта так широко, как ни одна другая.

Южная окраина Уральска, которая на самом деле является его историческим центром, носит название «Курени». Курень – это казацкий срубной дом, которыми и застроен этот своеобразный район. Курени по большому счету знамениты двумя вещами: музеем Пугачева и старой церковью – Михайло-Архангельским собором. Старая церковь, очевидно, по причине своей скромной внешности, известна куда меньше, чем величественная Золотая, хотя судьба у нее намного интереснее. Построен собор был еще в 1751 году, поэтому стены его стали свидетелями Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. В Старом соборе находится склеп-могила священника, которого Пугачев казнил за отказ повенчать его с Устиньей Кузнецовой. В Уральске Вам, скорее всего, расскажут, что Пугачев сбросил священника с колокольни Старого собора, но это не совсем верно. На самом деле, отказавшийся венчать уже женатого Пугачева, священник, погиб, будучи сброшенным с колокольни другой церкви, до наших дней не сохранившейся. А во время описываемых событий в Старом соборе сидела в осадном положении тысяча солдат верных императрице. Несмотря на жестокий голод, солдаты продержались под защитой толстых стен Собора более трех месяцев, и Пугачев был вынужден снять осаду. Интерес представляет и такой малоизвестный факт, как то, что во время осады собора в его стенах вместе со своим отцом Андреем Крыловым, комендантом гарнизона, сидел и маленький Ваня, ставший позднее самым известным русским баснописцем Иваном Крыловым.

Старая церковь
Михайло-Архангельский собор

Для любителей истории гражданской войны по городу также можно провести целую экскурсию: дома в Уральске просто изобилуют табличками вроде «здесь в 1920 году находился революционный военный совет» и «в этом доме останавливался товарищ Фурманов». История о гибели Василия Чапаева привлекает в этом смысле наибольший интерес, в связи с тем, что последнее время бытующая версия его гибели от белогвардейской пули в реке Урал, все чаще подвергается сомнению. Высказываются мнения о том, что неугодный к тому времени советской власти командир, не утонув в реке Урал, умер уже в Уральске, естественно, не своей смертью, и был похоронен на кладбище неподалеку от Золотой церкви (примерно там, где сейчас находится стадион «Юность»).

Чапаев
Памятник Чапаеву

Такую вот своеобразную виртуальную экскурсию по городу можно завершить на улице Театральной, местном Арбате. Именно здесь в наиболее полном масштабе можно понаблюдать и за еще одной уральской достопримечательностью – девушками. Я не первый и не последний из тех, кто восторгается тем, насколько симпатичной является женская часть населения города. Неподалеку от Арбата находится и кафе под названием «Дракон», ставшее для нас с Саней своеобразным фантомом, куда мы попали как-то после полуночи в компании двух уральских «достопримечательностей», и которое мы позже, уже на трезвую голову, тщетно пытались несколько дней найти (в конце концов, правда, не опозорили звание членов географического общества и отыскали его).

Дабы меня не обвинили в однобокости и замалчивании фактов, скажу, что в Уральске существует, конечно, и более современная часть города, заполненная ничем не примечательными и однотипными многоэтажками. Но сунувшись туда один раз, я решил не делать этого впредь, чтобы не разбавлять хорошие впечатления посредственными.

Не буду я сильно останавливаться и на нашей поездке в городок Аксай. Я, конечно, очень сомневаюсь, что какой-нибудь иностранный турист, будучи в трезвом уме, направится сюда, но ведь ситуации бывают разные и описать их нужно все, поэтому в один из дней мы и решили посетить этот довольно большой, но абсолютно промышленный городок, местонахождение которого было, что называется, хуже не бывает. Именно здесь мне в голову пришла мысль, что наш центрально-казахстанский степной пейзаж – это еще довольно разнообразная картинка (потому как перемежается он то сопками, то небольшими речушками), здесь же мы увидели лишь раскаленные от сильнейшей жары панельные дома и плоскую степь, больше похожую на пустыню. Пробыв в Аксае весь день, причем безрезультатно, вечером мы уже снова наслаждались зеленью уральских улиц и прелестями местной архитектуры.

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16]


©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2017
Перепечатка материала - только с указанием источника