Avalon Historico-Geographical Society
main / roads / The Time of Jolly Missions, or Combining Business and Pleasure
 

THE TIME OF JOLLY MISSIONS,
OR COMBINING BUSINESS AND PLEASURE


THE CITY BY THE MOUNTAINS

(Almaty City)

Once when I first got to Almaty I appreciated this city thanks to the mountains which surrounded it. Here you are looked upon as quite a normal person if you say that you are going to the mountains with the backpack, and often they even give you a piece of advice. This city is a good starting point for further journeys and is often included in routes of many expeditions. The latter was often used by such celebrities as Nikolay Przhevalsky, Peter Semenov-Tienshansky and Grigoriy Grum-Grzhimailo, a German scientist Alfred Brem and the French prince Henri dOrlean. Among the recent lovers of adventures we may remember Ewan MacGregor and Charley Boorman who motorcycled round the world and made the movie Long way round.

Zailiyskiy Alatau Mountains
Zailiyskiy Alatau Mountains

But then I arrived in Almaty again and again and got to learn its other sides. The former capital of Kazakhstan turned out to be worthy of living there, walking along, seeing and feeling its atmosphere. I do not know, of course, whether this atmosphere will be able to exist for a long while in the city, the authorities of which are trying their best to make the international finance center out of, built up by skyscrapers from glass and concrete only. Demolitions go on despite peoples protests, and the process seems to be unstoppable. But there is still a lot to see in the city. And I suppose that sometimes even in search of profit one still should think of preserving historical heritage.

Rope-way
Rope-way to Koktyube

Despite the investigations of present-day Kazakhstani historians proving that Almaty had been founded long before 1854, this exact date is believed to be a starting point in the history of the city itself and not of the settlement which certainly should have long before existed on this very convenient for living place. These are the second half of the nineteenth and the beginning of the twentieth centuries which are connected with lots of events in the city life, the evidence to which are numerous constructions, both magnificent and very plain.

Almaty residents should actually be in constant fear. The city suffered many times from destructive earthquakes, mountain torrents and avalanches. But despite all of these, it was built up over and over, becoming more beautiful. The constant danger was the reason to create a rank of buildings which had been constructed according to the canons of seismic stability. The first place among those latter certainly belongs to the famous Zenkov Cathedral. The wooden building resisted the earthquake of 1910, which literally destroyed almost all the city. Among the present-day seismic-resistant constructions we may mention the famous high-rise hotel Kazakhstan which, apart from everything, is simply rather a beautiful building.

Aryk
Aryk

Once my friend Dima considered aryks (irrigation ditches) to be the most important sight in Almaty. I am apt to agree with him, for if this engineer net had not been founded by the Cossacks of Semirechye as far back as at the tsars times, there would not be shady streets in Almaty pleasant to walk along in the summer evening, there would not be numerous rose bushes, there would not be apple-trees with the well-known Almaty Oporto.

One of my favorite places in Almaty is Kazakhstan Academy of Sciences, built in a unique style which is a mixture of the Stalins empire and eastern architectural traditions. In front of the main entrance to the Academy is the monument to one of the people whom I consider to be the prime of the mankind a traveler Shokan Valikhanov who discovered for the rest of the world the unknown and mysterious Kashgaria.

TV tower
Television tower near Koktyube

Koktyube does not perhaps strike anyone as a mountain, for it is but a small mount predominating over the city due to its height, but looking rather insignificant against the background of snow-covered peaks of the Zailiskiy Alatau behind it. What represents interest is a rope-way going to Koktyube and the view of the city from its viewing site. The view of the television tower placed near the mountain is one of the most classical Almaty landscapes, I should say.

Medeu, the highest mountain skating-rink in the world still bears the palm among the places all the guests of the city are to visit. Even without it, Almaty is noteworthy for a very considerable altitude swings (that is why all the residents are chronic lovers of trekking in a way). But Medeu is situated on the height of 1700 meters above sea level, approximately 16 km of the city center, and that is why not at all the overwhelming majority gets there on foot. Still, buses and taxis dash between the city and Medeu almost every minute, for the popularity of the place is acknowledged. Many people want to arrive there to ascend all 830 stairs of the Health Staircase, to get to the top of the torrent-control dam whence an unforgettable view of the Zailiskiy Alatau mountain peaks opens.

Those who are richer surely get to Shymbulak. But this is quite another level of prices which grow up with every meter of the height like in a geometric progression. Mountain skiing becomes more elitist pastime supposing enormous expanses for equipment which are above the power of usual lovers to ski. Capitalism came in Shymbulak earlier than in other places, and it is here that the gilded youth of Almaty love to pass their free time.

As for me, one of the most pleasant places in the southern capital is Dublin restaurant located close to the Novaya (New) Square. Even if I do not have enough money for food, I come there to drink a pint of dark Guinness to feel in the atmosphere of coziness and tender warmth. After drinking beer you may go the TSUM and continue your holiday with a walk along Almaty Arbat Zhibek Zholy Avenue , rather a quiet and lyrical place where one can observe various hang-outs as well as numerous works of art created by local masters. Sitting on a bench, you may observe passers-by and simply relax until it gets dark

Trekking
Beginning of a wandering aroung Zailiyskiy Alatau

However, such homely and peaceful dispositions are quickly replaced by more adventuresome ones. And to sustain this kind of spirit Almaty can offer everything you wish, or even more.

I already wrote about my traveling in the mountains of the Zailiyskiy Alatau, that is why I will stick here only to the most unforgettable impressions which engraved upon my heart.

Thus, I will never forget how, descending from the Space Station towards Bolshoye (Big) Almaty Lake, I saw the peaks Molodezhniy, Lokomotiv and Sovetov lightened by the setting sun. I will never forget the night in a village next to the Sternberg observatory, some distance above Bolshoye Almaty Lake. I will never forget how, climbing the Almatinskiy Peak, we hid in a crevice from foul weather and stripped naked to the skin to change our wet clothes, eating dried apricots and walnuts that had been wet through in the rain, our hands grown numb. I will never forget our ascent to the Zhosalykezen pass, when I hardly shuffled my feet up, marking off the steps by dozens and making long breaks between them, while rainclouds were rushing past me...

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16]

 
 

© 'AVALON' HGS PA, 2005-2016
Reprint of information is permitted with specifying the source only

Историко-географическое общество "АВАЛОН"
начало / дороги / Время нескучных командировок или Совмещая полезное с приятным
 

ВРЕМЯ НЕСКУЧНЫХ КОМАНДИРОВОК
ИЛИ СОВМЕЩАЯ ПОЛЕЗНОЕ С ПРИЯТНЫМ


ГОРОД У ГОР

(город Алматы)

Когда-то, впервые попав в Алматы, я полюбил этот город из-за окружающих его гор. Здесь на тебя смотрят как на совершенно нормального человека, если ты говоришь, что пойдешь с рюкзаком в горы, а зачастую могут еще и посоветовать что-нибудь. Этот город является хорошей базой для дальнейших путешествий, и множество экспедиций включает его в свой маршрут. Последнее довольно часто использовали такие знаменитости как Николай Пржевальский, Петр Семенов-Тянь-Шанский и Григорий Грумм-Гржимайло, немецкий ученый Альфред Брем и французский принц Генрих Орлеанский. А из недавних любителей приключений можно вспомнить Эвана МакГрегора и Чарли Бурмана, огибавших земной шар на мотоциклах и снявших фильм «Long way round».

Заилийский Алатау
Горы Заилийского Алатау

Но приезжая в Алматы снова и снова, я начал узнавать и другие его стороны. Оказалось, что бывшая столица Казахстана сама по себе достойна того, чтобы пожить здесь, побродить по ней, посмотреть и прочувствовать ее атмосферу. Не знаю, конечно, долго ли еще эта атмосфера сможет просуществовать в городе, который власти изо всех сил пытаются превратить в международный финансовый центр, застроенный исключительно небоскребами из стекла и бетона. Ведь сносы продолжаются, несмотря на протесты людей, и похоже, что процесс уже не остановить. А ведь в городе пока что еще есть, на что посмотреть. И думается, что в погоне за прибылью, стоит иногда думать и о сохранении исторического наследия.

Канатная дорога
Канатная дорога на Коктюбе

Несмотря на исследования современных казахстанских историков, говорящих о том, что Алматы был основан задолго до 1854 года, именно эта дата считается отправной в истории непосредственно города, а не просто поселения, которое, несомненно, должно было существовать на данном, весьма удобном для проживания, месте и задолго до этого. И именно со второй половиной девятнадцатого – началом двадцатого века связано множество событий в жизни города, свидетелями которых являются многочисленные, как величественные, так и весьма скромные, постройки.

Алматинцы, по идее, должны жить в постоянном страхе. Город неоднократно страдал от разрушительных землетрясений, селей и лавин, сходящих с гор. Но, несмотря на все это, он отстраивался вновь и вновь, становясь только красивее. А постоянная опасность явилась причиной создания целого ряда зданий, построенных в соответствии с канонами сейсмоустойчивости. И первое место среди них, конечно же, занимает знаменитый Кафедральный собор Зенкова. Деревянное здание смогло устоять во время землетрясения 1910 года, когда практически весь остальной город был разрушен. А из современных сейсмоустойчивых построек можно упомянуть знаменитую высотную гостиницу «Казахстан», которая, помимо всего прочего, является и просто весьма красивым зданием.

Арык
Арык

Когда-то мой друг Дима назвал арыки самой важной алматинской достопримечательностью. И я склонен с ним согласиться, ведь не будь этой инженерной сети, заложенной еще в царские времена семиреченскими казаками, не было бы и тенистых алматинских улиц, по которым так приятно прогуливаться летними вечерами, не было бы многочисленных розовых кустов, не было бы и яблонь со знаменитым алматинским апортом.

Одно из моих самых любимых мест в Алматы – это Академия наук Казахстана, построенная в неповторимом стиле, представляющем собой смесь сталинского ампира и восточных архитектурных традиций. А перед главным входом в Академию стоит памятник одному из тех людей, которых я считаю цветом человечества – путешественнику Шокану Валиханову, открывшему для всего остального мира неизвестную и загадочную Кашгарию.

Телебашня
Телебашня на Коктюбе

Коктюбе, как гора, конечно, вряд ли кого-то поражает, ведь это всего лишь небольшая сопка, преобладающая над самим городом по высоте, но смотрящаяся просто несерьезно на фоне покрытых снегом пиков Заилийского Алатау, расположенных за ней. Интерес представляют канатная дорога на Коктюбе, а также вид на город с ее смотровой площадки. Ну а вид на телевизионную башню, установленную рядом с горой, является, надо сказать, одним из самых классических алматинских пейзажей.

Медеу, самый высокогорный каток на земном шаре, до сих пор держит пальму первенства среди тех мест, куда в обязательном порядке попадают все гости города. Алматы и без того примечателен весьма солидным перепадом высот (поэтому все его жители являются в некотором роде хроническими любителями треккинга), но Медеу располагается на высоте 1700 метров над уровнем моря, примерно в 16 км от центра города, поэтому пешком туда ходит уже отнюдь не подавляющее большинство. Зато автобусы и такси снуют между городом и Медеу буквально ежеминутно, ведь популярность места общепризнанна. Многие хотят попасть сюда и пройти по лестнице здоровья все ее 830 ступенек, чтобы потом попасть на верх селезащитной плотины, откуда открывается незабываемая панорама горных вершин Заилийского Алатау.

Кто-то побогаче, конечно, добирается и до Шымбулака, но это уже другой уровень цен, которые растут с каждым метром высоты прямо-таки в геометрической прогрессии. Горнолыжный спорт становится все более элитным занятием, предполагающим огромные затраты на экипировку, которые уже не под силу обычным лю бителям покататься с гор. На Шымбулак капитализм пришел раньше всего, и именно здесь любит проводить свободное время алматинская «золотая молодежь».

Лично для меня одним из самых приятных мест южной столицы является ресторан «Дублин», расположенный неподалеку от Новой площади. Даже не имея достаточно денег на еду, я все равно каждый свой приезд в Алматы захожу сюда, чтобы выпить пинту темного Гиннеса и почувствовать себя в атмосфере добротного уюта и ласкового тепла. А выпив пива, можно доехать до ЦУМа и далее продолжить свой отдых прогулкой по алматинскому Арбату – проспекту Жибек Жолы, довольно тихому и поэтичному месту, где можно наблюдать как молодежные тусовки разных направлений, так и многочисленные произведения искусства, выполненные местными мастерами. Сидя на скамейке, здесь можно до самого наступления темноты наблюдать за прохожими и просто расслабляться…

Треккинг
Начало одного из странствий по Заилийскому Алатау

Однако, такие вот домашние и умиротворенные настроения довольно быстро сменяются у меня более авантюрными. И для такого состояния духа Алматы может предложить все, что пожелаешь, и даже больше.

Я уже писал о своих странствиях по горам Заилийского Алатау, поэтому здесь я ограничусь лишь самыми незабываемыми и навсегда запавшими в душу впечатлениями.

Так, я никогда не забуду, когда спускаясь с Космостанции по направлению к Большому Алматинскому озеру, я увидел, освещенные садящимся солнцем пики Молодежный, Локомотив и Советов. Я никогда не забуду нашу ночевку в поселке возле Обсерватории имени Штенберга, немного выше Большого Алматинского. Я никогда не забуду, как поднимаясь на пик Алматинский, мы прятались от непогоды в расщелине и раздевались догола, чтобы поменять мокрую одежду на сухую, а потом окоченевшими руками ели промокшие курагу и грецкие орехи. Я никогда не забуду и подъем на перевал Жосалыкезен, когда я еле-еле шел вверх, отсчитывая шаги десятками и делая между ними долгие перерывы, а через меня проносились дождевые тучи...

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16]




©ОО ИГО 'АВАЛОН', 2005-2017
Перепечатка материала - только с указанием источника